Некоторые из новых читателей, попадая на наш канал и прочитав только одну из глав, задаются вопросом «В чем же суть предложений?». Так получилось, что идея разошлась по множеству глав и стала менее четкой для восприятия. В этой главе попытаюсь исправить этот недостаток.
Тематический указатель со списком ранее опубликованных статей будет в конце данной главы
Список статей в порядке публикации по ссылке.
1 Немного предыстории
Прежде всего нужно сказать, что все предложения, озвученные на этом канале, так или иначе, связаны между собой, образуя единую систему предложений.
За основу взяты наработки по развитию транспортной системы города на основе кольцевой автодороги . Идея такой структуры города была заложена более 60 лет назад в Сталинский генплан 1953г главным архитектором Пензы того времени Усеиновым Якубом Усеиновичем (Глава 16.1 ) и до сих пор не потеряла своей актуальности (Глава 12).
В то время город развивался, исключительно, как индустриальный центр Пензенского региона, то есть планы развития строились на основе индустриальной функциональной модели.
Значительная часть того плана сегодня уже реализована, либо были проведены многолетние подготовительные работы для дальнейшей реализации плана.
Однако, время шло, знающие люди уходили в прошлое, город рос, а про кольцевые дороги и принципы функционирования города многие забыли.
Наступило время, когда за деньги можно было купить ВСЕ, от детских садиков и будущего наших детей, до исторических памятников и святынь наших предков.
К сожалению, некоторые застройщики, используя свое лобби часто рассматривают территории, зарезервированные под развитие г. Пензы в своих корыстных целях, пытаясь застроить их высотными жилыми домами.
Анализ изменений в последних генеральных планах, дает возможность предположить, что, именно, по этой причине были «сокрыты» ключевые элементы структуры города. Многие изменения свидетельствуют о долгосрочных планах и постепенной ликвидации промышленных предприятий в черте города путем «захвата», целенаправленного банкротства и перевода этих территорий под строительство жилых кварталов (прецедентов достаточно. Из последних — ЗИФ, Кирпичный, ЖБИ, Терешковой).
В случае реализации подобного плана о статусе индустриального города можно будет забыть, а значительная часть производств разорится или уйдет в более благоприятные регионы. В результате получился бы город-спальный район, где главной экономической движущей силой города стал бы выступать вместо промышленности, так называемый, «Сити квартал» (бизнес центр).
Модель города с высокой плотностью населения и большой торгово–финансовой активностью, на тот момент (2019г), все еще считалась самой перспективной... И возможно так оно и было бы, если бы не кризис в мировой экономике, разрушение существующей экономической модели и начавшееся изменение курса нашей страны.
Выходить с нашим предложением лет 5 назад было бы просто смешно, но сегодня все изменилось кардинально. Промышленные предприятия снова стали востребованными, а производственный бизнес ключевым в вопросах принятия решений...
2 Про функциональные процессы индустриально развитого города
Итак, предложения системные и опираются на ранее существовавшие планы развития региона (генплан 1953г). (В главах 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 3 показано, как можно, даже не имея архивных документов увидеть на карте кольцевые планировочные структуры.)
Основой, от которой можно оттолкнутся, выбраны постулаты, что город должен быть:
- Богатым и способным себя обеспечить, а значит индустриально развитым
- Экологичным, а значит иметь благоустроенную городскую среду (город для горожан) и не превращаться в сплошной человейник
Все это возможно только тогда, когда все функциональные процессы индустриально развитого города отлажены!
Функциональные процессы являются основой для приведения города к «здоровому состоянию».
Не нужно увлекаться «пластикой города», бесконечно благоустраивая городскую среду. Нужно город просто «вылечить», отладив его функциональные процессы. В «здоровом городе» не может быть неблагоустроенной городской среды и плохой экологии.
Выбор расположения зон производств и трудовой занятости определяется, исходя из экономической целесообразности и логистики и как правило, они привязывается к главным транспортным артериям. Расположение промзон Пензы совсем не случайно, они располагаются на стратегически важных и экономически обоснованных территориях вблизи ЖД)
Зоны трудовой занятости (те же самые промзоны) и зоны предоставления рабочих рук (условно спальные районы) должны уравновешивать друг друга повсеместно, благодаря чему можно будет добиться высокой эффективности работы транспортной системы (системный подход в решении вопроса пробок в приоритете).
общий смысл можно почерпнуть например в главах
Также, думаю, будет интересно почитать главы, косвенно затрагивающие функциональные процессы города, относящиеся к высотным МКД
Глава 65 Многоквартирные дома, их роль в городе и проблемы с коммунальным обслуживанием
3 Про структуру города, кольцевые автодороги и северную хорду
Ориентируясь на транспортный каркас города и квартальную застройку, легко можно определить основные элементы структуры города.
Главными элементами городской структуры являются:
— радиально направленные лучевые автодороги. По ним транспортные потоки сегодня проходят через центр города
— Кольцевые, не до конца завершенные автодороги (1я кольцевая и 2я кольцевая автодороги), предназначенные для снижения транспортной нагрузки на центральную часть города. Значительная часть потоков, направленных в центр, будет перенаправляться на эти кольцевые автодороги
—Северная хорда, обеспечивающая транспортной доступностью промышленные районы северной части города. (реализована частично)
Для решения транспортных проблем в городе предлагается в первую очередь завершить строительство 2х городских кольцевых автодорог и северной хорды, запланированных со времен Сталинского Генплана 1953г. Также необходимо учесть в планах развития возможность реализации в будущем 3ей кольцевой автодороги.
Незабываем, что территории, зарезервированные под эти автодороги, сегодня активно рассматриваются застройщиками под «свои нужды». Иначе говоря, любой пустырь сегодня пытаются застроить, не понимая последствия своих действий. Значительная часть транспортных проблем сегодня возникает, именно, из-за незавершенных автодорог.
Нужно отметить, что в 2019г произошла своеобразная «попытка подмены понятий», когда некоторые элементы северной хорды были отнесены к «внутреннему транспортному полукольцу», из чего можно было сделать вывод, что территории заводов северного промышленного ядра города планируется «отжимать» под строительство новых жилых кварталов. Об этом можно почитать в главе 54 Генплан Пензы 2023г. Разбор изменений. Главная проблема с генпланами в России. Очень похоже, что промышленники об этом не в курсе.
Глава 11 Северная хорда в городе Пенза. Основное назначение. По каким районам пройдет. Также тема затронута в главе 55
Глава 12 Почему генплан г.Пенза 2018г морально устарел и требовал изменения, а генплан 2019 и 2021г ситуацию не улучшил. Какое решение. (схематичное изображение транспортной системы города)
Глава 50 Город–курорт «Юга» от компании «Термодом». Давайте оценим перспективы (упоминание про 3ю кольцевую)
Глава 53.4 Мосты, путепроводы и тоннели в Пензе. Что будем строить в рамках предложенной концепции. Часть 4 дублер Бакунинского моста (и др главы серии 53)
4 Про системный подход в развитии микрорайонов
На основе вышеописанных принципов функционирования города, предлагается системный подход, когда решение по развитию каждого из микрорайонов города готовится комплексно, без отрыва от остального города.
Пример такого решения по правобережной части г Пензы мы рассматривали в главах 56 и 57.
Глава 56 Развязка Измайлова Антонова. Разбираем подробно, как решить проблему пробок на ГПЗ в Пензе
Также стоит почитать главы 63 и 53.х и многие другие, где предложен системный подход и рассматриваются решения по конкретным микрорайонам с учетом общей концепции развития города и региона в целом.
Глава 63 Общая структура центра города Пензы
Подробнее по микрорайонам модно почитать в подборке.
Еще нужно уделить внимание вопросам экологии на системном уровне. Необходимо «разработать» экологический (водно-лесной) каркас города. Как только появятся подходящие материалы, они будут сюда добавлены.
5 Про агломерации
Необходимо понимать, что существующий курс на постоянное расширение города путем застройки пригородов высотными жилыми домами, ведет к неконтролируемым агломерационным процессам. А это в свою очередь ведет к формированию мегаполиса и вытягиванию ресурсов из всего остального региона. Все это приводит к замедлению экономического роста и дальнейшему упадку.
Именно, поэтому предлагается системный подход к формированию Пензенской агломерации, как альтернативе неконтролируемого развития мегаполиса.
За основу агломерации предлагается взять планы по строительству региональной кольцевой автодороги диаметром порядка 80км, которая свяжет между собой наиболее перспективные малые города.
Формирование региональной кольцевой автодороги предлагается совместить с плановой модернизацией федеральных трасс М5 «Урал» , Р-158 «Нижний Новгород–Саратов» и Р-208 «Тамбов–Пенза», что позволит сформировать естественные условия для длительного экономического роста региона.
Таким образом, вопрос поддержания развития малых городов будет решен, а развитие агломерации станет стабильным и управляемым, с четким и понятным результатом.
В результате, мы получаем кольцевую агломерацию распределенного типа с зоной экологической безопасности на основе индустриальной функциональной модели развития .
Агломерация может быть индустриальной и экологичной одновременно!
Аналогичным образом, предлагается развивать Саранскую агломерацию с последующим формированием полицентричной Пензенско-Саранской конурбации.
Подробнее можно изучить вопрос в подборке и в главах 33.1, 33.2, 33.3, 33.4, 34, 35, 8.1, 8.2, 8.3, 9, 10.1, 10.2
6 Про сеть федеральных автодорог
Несмотря на то, что Пензенский регион находится на пересечении достаточно крупных транспортных коридоров, он остается в некоторой тени соседних регионов. Такая ситуация образовалась по вполне объективным причинам и связана с незавершенностью некоторых транспортных коридоров нашей страны. Это надо исправить.
В рамках диверсификации транспортных маршрутов и развития опорной сети автодорог России можно предложить два, достаточно, амбициозных проекта по развитию коридоров «Север–Юг» и «Запад–Восток», которые очень хорошо вписываются в развитие нескольких регионов европейской части России. (глава 36.2, глава 42 и в подборке)
7 Резюме
Предложения, озвученные на этом канале — это попытка сделать набросок общего плана развития региона, который может быть использован для дальнейших разработок такого плана.
Однако, для его реализации необходимо активное градостроительное сообщество.
Без активного участия горожан из самых разных слоев общества ничего не изменится. Лишь тогда, когда простые рабочие, директора заводов, инженеры, чиновники, строители и даже студенты начнут воплощать этот план, лишь тогда, все изменится.
Список по порядку номеров глав по ссылке
8 Список глав скомпонованный по тематикам
Генплан Пензы
Глава 1. Генеральный план г.Пенза (то что мы не видим) (Как заметить на карте генплана кольцевые дороги.)
Глава 54 Генплан Пензы 2023г. Разбор изменений. Главная проблема с генпланами в России (Проблема генплана — недостаточная информативность, позволяющая незаметно от руководства менять стратегически важные элементы. Новые изменения в генплане 2023г)
Глава 64 Генплан Пензы 2024г. Общий обзор подготовленных изменений по результатам слушаний (новые изменения в генплане 2024г)
Нужен общий анализ
Кольцевые структуры
Глава 2.1 Где же пройдут кольцевые магистрали? Признаки кольцевой структуры в планировке города Пенза. Часть 1
Глава 3. Признаки иных планировочных структур применяемых в развитии города Пенза
Структура и транспортная система Пензы
Глава 11 Северная хорда в городе Пенза. Основное назначение. По каким районам пройдет. (генплан с 2019г ориентирован на ликвидацию заводов заводского района)
Глава 12 Почему генплан г.Пенза 2018г морально устарел и требовал изменения, а генплан 2019 и 2021г ситуацию не улучшил. Какое решение. (схематичное изображение транспортной системы города)
Глава 31 Сколько полос и какая ширина зоны рекреации для кольцевых автодорог и тоннелей в центре города Пенза? (Какой шириной необходимы дороги и где срочно нужно остановить выдачу разрешений на высотное строительство)
Глава 40 Метро в Пензе. Перспективы развития альтернативного общественного транспорта (Идея наземного метро целесообразна только в рамках построения агломерации)
нужен общий анализ
Центр города Пензы
Глава 16.1 Исторический центр города Пенза. Как менялся Генеральный план
Глава 16.2 Исторический центр города Пенза. Что от него осталось и где его границы
Глава 59 В поисках границ исторического центра города Пензы
Глава 60 Про высотный регламент для исторического центра города Пензы
Глава 63 Общая структура центра города Пензы
Мосты и тоннели
Глава 52.1 Мосты, путепроводы и тоннели в Пензе. Как выбирается их расположение.
Промзоны Пензы
Глава 27 Будет ли возрождение завода «ЗиФ»? С чего надо начинать?
Глава 28 Будет ли застроена высотками промзона ул Терешковой? Почему важно сохранить ее назначение
Глава 38 Промзона района Пензенского кирпичного завода
Глава 55 Территория завода «ЗИФ» цех 5Б
Глава 68 Заметка про кирпичный завод Пензы и попытку его застройки очередным девелопером
Глава 69 Про промзону ул Чаадаева и ЖК Чаадаева
Перспектива развития микрорайонов
Глава 5. Пробки - что делать и как исправить? Город Спутник в городе Пенза
Глава 18 Давайте оценим предложения компании «Термодом» по освоению правого берега Суры
Глава 29 Что ждет микрорайон Свинтрест (Терновский мост) в г.Пенза?
Глава 39 Что ждет микрорайон Пенза–3
Глава 50 Город–курорт «Юга» от компании «Термодом». Давайте оценим перспективы
Глава 71 Перспективы развития района Пенза–4. Что задумали застройщики на набережной реки Суры (предложение по Пензе-4)
Правобережье г Пензы (ГПЗ, Маяк, Ахуны, Маньчжурия, Барковка)
Глава 56 Развязка Измайлова Антонова. Разбираем подробно, как решить проблему пробок на ГПЗ в Пензе
Глава 58 Назначение территорий для комплексного решения транспортной проблемы ул Измайлова
Глава 6.1 Пробки на ул. Измайлова. Реально почему? И как исправить. Часть 1
Глава 17.1 Текущая ситуация на Барковке. Признаки планировочных структур
Глава 17.3 Текущая ситуация на Барковке. Южый мост через Суру. Оценка возможностей реализации
Глава 20.1 Как спасти городской лес на примере района ул. Измайлова и поселка Ахуны
Глава 20.2 Район парка Семейный. Новая школа на ГПЗ–24. Сквозные проезды
Глава 20.3 Сосновый бор Измайловский на берегу реки протока Целибуха
Глава 26 ЖК «Акварель» в Засурье, будет ли второй г.Спутник в курортной зоне Ахун?
Глава 37 Что ждет микрорайон Маньчжурия в г.Пенза?
Кольцевая агломерация, Пензенско – Саранская конурбация
Глава 34 Немного о Саранской агломерации и планировочных структурах г. Саранск
Глава 35 Развитие Пензенско–Саранской конурбации.
Глава 8.1 Трасса М5 «Урал». Разбираемся, что не так северным объездом города Пензы
Глава 8.2 Трасса М5 «Урал». Пензенский ЦКАД. Северный и южный объезд Пензы
Глава 8.3 Пензенский ЦКАД — основа Пензенской агломерации
Глава 9 Генплан Пензы. Пензенский ЦКАД. На какие деньги? Когда? И кто будет строить?
Глава 10.1 Оценка перспектив развития Пензенской агломерации.Текущая ситуация.
Глава 70 Концепция развития Пензенского региона. Обобщение
Про транспортную систему РФ
Глава 36.1 Перспектива развития скоростных магистралей в России. Трасса М12 это только начало.
Глава 36.3 Просто о перспективах развития дорожной сети России
Общие статьи
Глава 4. Пробки – почему всему виной Генплан? Принцип, который решает проблему пробок
Глава 32.1 Какую стратегию развития выбрать? Индустриальный и постиндустриальный тип города
Глава 32.2 Какую стратегию развития выбрать? Почему не мегаполисы?
Глава 41 Почему текущая застройка убивает наши города и что является источником роста города?
Глава 43 Перспективы развития агломераций и будет ли сокращение числа регионов в РФ
Глава 45 Как спасти строительный сектор экономики и какие уже предпринимаются действия
Глава 46 Так что же развивать? Агломерации или малые города?
Глава 65 Многоквартирные дома, их роль в городе и проблемы с коммунальным обслуживанием
Глава 67 Про Мастер-план, как единый стратегический документ
Глава 61.1 Немного про урбанистический плэженинг 2024
Эта глава планируется обновляемая по мере выхода дополнительных статей
Предыдущая Глава 69
Следующая Глава 70.1 Список опубликованных статей
Данная глава, является частью цикла статей, посвященных теме комплексного развития Пензенского региона, на основе «новой» концепции кольцевой агломерации распределенного типа с зоной экологической безопасности».
Жду комментариев, обсуждений, конструктивной критики, но главное —
предложений по решению обозначенных проблем в каждой из статей.
Канал в Телеграмме, ВКонтакте и Дзене.