Первая кураторская выставка газеты «The Art Newspaper Russia». В основе экспозиции лежит книга "25 интервью с современными художниками ", представляющая собой срез визуального искусства с 60-х по 2020-е.
Несмотря на претенциозное название выставки, кураторы не стремились составить свой шорт-лист лучших художников последних 70 лет. Замысел состоит в демонстрации разнообразия стилей и направлений художественной мысли с середины прошлого века по 2020 г., как большой вехи в развитии современного искусства. Некоторые работы представлены широкой публике впервые. Значимым элементом экспозиции является текст: цитаты авторов, многогранно дополняющие восприятие произведений.
Ленин и Джакометти, Леонид Соков
Скульптура Леонида Сокова привлекает внимание контрастом форм и смыслов. В одном произведении делят пространство фигура вождя пролетариата и человека Джакометти – швейцарского скульптора. Джакометти символично изображал образ человека, подвергшегося трагедиям 20 в.: войне, голоду, фашизму – истонченного, хрупкого, почти прозрачного. Тонкий стан, руки-плети невольно отсылают к фотографиям Освенцима, голодомора Поволжья и других регионов – без слез смотреть невозможно. Насколько уязвим человек Джакометти, настолько буржуазным, самодовольным и сытым выглядит Ленин. Так, противопоставлены друг другу 2 фигуры 20 в. символизирующие время, 2 взгляда на искусство: идеологическое, парадное и свободное, рефлексирующее.
Оскар Рабин
Глядя на работу Оскара Рабина, представляется натюрморт, оставленный парижским бездомным под мостом Сены. Развалившийся плохо сколоченный ящик, рваный пакет, обрывки французских газет, цветастый мусор и селёдка.
Селедка – популярное блюдо страны Советов. Газета, как главный культурный код Советского Союза, служила не только основным источником информации. Газетой вытирали окна, клали в обувь от сырости, в платяные шкафы от моли, газета служила салфеткой на столе и была в уборной. Обрывки газет - частый атрибут искусства Рабина, как важный элемент совкового быта.
Оскар Рабин в Париже продолжает направление советского арте повера с узнаваемыми образами-символами, отсылая к прошлому: к жизни в Союзе, бедности, простоте бытия и умении найти в этом красоту.
Валерий Чтак
Узнаваемый почерк плакатного искусства Валерия Чтака: надписи латиницей на разных языках, черно-серая колористика и грубый картон вместо холста. Работа посвящена космосу. Здесь и бравые русские повелители космоса от Гагарина до Терешковой. Словно лондонский денди Сергей Королев. В центре композиции слово «чей». Вопрос вероятно апеллирует к противостоянию России и Запада в освоении космических пространств. В левом верхнем углу графические изображения собак в память о Лайке и 60 собаках, которые подверглись испытаниям – полетам в космос и 18 из которых погибли. А также многочисленные изображения ракет.
Освоение космоса – национальная гордость человека, живущего на постсоветском пространстве. Наши родители мечтали быть космонавтами, чего не скажешь о современниках. Сегодня основоположником возрождения интереса к космосу является Илон Маск.
Борис Орлов
Айдан Салахова
Барельеф Айдан Салаховой при очевидной причастности к религиозной культуре очень откровенный и сексуализированный. Перед нами женщина в хиджабе, лица которой мы не видим. Единственная открытая часть тела - это кисти рук, которые держат в руках сосуд фаллической формы.
Открытые запястья в светском мире - один из элементов флирта. Использовала ли Айдан Салахова данные знания при создании работы намеренно, остается за кадром, однако сей факт значительно обогащает представление о работе.
Айдан Салахова - одна из немногих работает с темой положения женщины в мусульманском мире, исследует взаимоотношения полов в контексте Ислама, соединяет каноническую религиозную культуру с европейской.
Павел Пепперштейн «Человек как рама для ландшафта»
С юмором в духе "Веселых картинок" и парящих людей Марка Шагала Павел Пепперштейн буквально изображает раму из человеческой фигуры, внутри которой мы видим ландшафт, природу, пейзаж – одним словом мир.
Мы ограничиваем окружающий разнообразный мир субъективным представлениям о нем, так как физически не наделены способностью принять и осознать все многообразие. Биологические возможности нашего мозга не способны объять бесконечность.
Также автор спорит с антропоцентризмом, намеренно изображая человека не в центре ландшафта, а вокруг. Основа вселенной – природа, человек лишь часть природы, одно из звеньев, не больше.
Аристарх Чернышев
Инсталляция Аристарха Чернышева с изображением зрителей в кинотеатре в 2d очках - "гимн" современной пустой жизни, нашей зацикленности на виртуальной среде. Желание не сталкиваться с реальностью, жить искусственную жизнь, насыщенную суррогатными эмоциями и потреблением.
В инсталляции представлены люди разных возрастов в зале кинотеатра. Чуть развалившиеся позы, внимание поглощено происходящим на экране. Они вместе, но в тоже время одиноки. Их образы как будто утратили что-то человеческое, живое. Они настолько погружены в виртуальность, что стали её частью и напоминают безвольных роботов.
Работа Аристарха Чернышева заставляет задуматься стоит ли всецело доверяться искусственному интеллекту и достижениям научно-технического прогресса, не повредят ли они человечеству.
Николай Полисский
Техногенное произведение Николая Полисского напоминает содержимое серверной с оптоволокном или внутренние коммуникации города, обычно скрытые от глаз жителей. Нагромождение различных цветных кабелей, которые синхронно обматывают стойку и оставляют благоприятное взору впечатление гармоничной конструкции.
Как конструктивизм был вдохновлен эпохой индустриализации, так и искусство Полисского - в стремлении увидеть красоту в технологиях, которые делают современный мир удобным, но зависимым. Электричество и интернет в основе цифровизации и прогресса. Сбой или отключение того и другого может привести к коллапсу.
AES+F, Похищение Европы