Фильмы о серийных убийцах уже почти столетие являются опорой кинематографа. Люди явно болезненно очарованы убийцами. Это понятно: в отличие от других антагонистов, таких как вампиры, зомби и демоны, убийцы-люди, к сожалению, слишком реальны. В то время как некоторые фильмы о серийных убийцах просто слащавы и эксплуататорски, другие затрагивают эти идеи разумно, делая вдумчивые заявления, оставаясь напряженными и захватывающими.
Имея это в виду, этот список рассматривает некоторые из самых лучших фильмов о серийных убийцах. Некоторые представляют собой методичные расследования реальных случаев, в то время как другие погружают зрителей в разум самих убийц. Они охватывают диапазон от психологического ужаса старой школы «Психо» до неонуарной тайны «Зодиака». Однако все они великолепны и продолжают наносить удар как напряженные триллеры и увлекательные исследования опасностей человеческой психики.
____________________________
Подглядывающий / 'Peeping Tom' (1960)
«Знаете, что самое страшное в мире? Это страх». «Подглядывающий» — новаторский психологический триллер, снятый Майклом Пауэллом, одним из участников влиятельного дуэта режиссеров Пауэлла и Прессбургера (также известного как «Лучники»). Фильм посвящен Марку Льюису (Карлхайнц Бём), сдержанному и неловкому в общении оператору с ужасающей одержимостью — он снимает женщин в момент их смерти, запечатлевая их последние проявления страха. Компульсия Марка возникла из травматического детского эксперимента, в ходе которого отец подвергал его психологическим тестам на страх.
Фильм был невероятно спорным после выхода, настолько, что он едва не положил конец карьере режиссера Пауэлла. Последующие поколения были к нему добрее, многие поклонники и режиссеры считали его шедевром. Мартин Скорсезе, например, похвалил «Подглядывающего» за «демонстрацию агрессии [кинематографа], как камера нарушает закон». Действительно, этот фильм является одним из лучших кинематографических заявлений о вуайеризме всех времен, наряду с «Окном во двор» Хичкока.
____________________________
Мышьяк и старые кружева / 'Arsenic and Old Lace' (1944)
«Безумие в моей семье. Оно практически галопирует». В отличие от большинства фильмов о серийных убийцах, «Мышьяк и старые кружева» используют мрачно-юмористический подход к убийству, превращаясь в абсурдную комедию ошибок, а не в триллер. Кэри Грант возглавляет актерский состав в роли Мортимера Брюстера, театрального критика, который в день своей свадьбы обнаруживает шокирующую семейную тайну — его милые пожилые тети, Эбби (Жозефина Халл) и Марта (Джин Адэр), отравляли одиноких стариков в качестве акта «благотворительности». Чтобы усугубить ситуацию, его давно потерянный брат Джонатан (Рэймонд Мэсси), настоящий психопат, приезжает в семейный дом с большим количеством трупов и планом избавиться от еще одной жертвы.
Последующий хаос представляет собой смесь фарса и мрачного юмора, поскольку Мортимер отчаянно пытается сохранить темные дела своей семьи в тайне. Он становится все более раздраженным, а Грант точно передает его шокированные выражения и неистовые двойные взгляды. В этом отношении «Мышьяк и старые кружева» — одна из лучших демонстраций его потрясающего комедийного ритма и физической силы.
____________________________
Человек кусает собаку / 'Man Bites Dog' (1992)
«Убить человека легко. Нужно только иметь мотивацию». Немногие фильмы столь же тревожно сатиричны, как «Человек кусает собаку», псевдодокументальный фильм, который рассказывает о подвигах Бена (Бенуа Пулворд), харизматичного, но садистского серийного убийцы. Съемочная группа следит за Беном, когда он совершает убийства, и по мере развития сюжета они становятся соучастниками его преступлений. Черный юмор и шокирующее насилие фильма раздвигают границы вкуса, заслужив как похвалу, так и жесткую критику.
Он также тематически богат. Как и Peeping Tom, Man Bites Dog становится метакомментарием к самому кинопроизводству и увлечению общества убийцами. Зритель не избавлен от неустрашимой сатиры фильма. Man Bites Dog также эстетически изобретателен, максимально используя свой небольшой бюджет. Зернистый черно-белый цвет дополняет, а не отвлекает от предмета, а отсутствие полировки заставляет все казаться более реальным. Какой тощий, подлый, дерзкий фильм.
____________________________
Американский психопат / 'American Psycho' (2000)
«Я должен вернуть несколько видеокассет». «Американский психопат» — еще один фильм, который облачается в одежду истории о серийном убийце, но на самом деле функционирует как сатира, на этот раз искажая материализм, нарциссизм и вышедший из-под контроля мотив прибыли. Леденящий душу Патрик Бейтман (Кристиан Бэйл) одержимо изучает мельчайшие детали визитных карточек своих коллег, рецензирует поп-музыку 80-х и совершает шокирующе жестокие убийства. В процессе он становится преувеличенным олицетворением бездушия Уолл-стрит.
Бэйл демонстрирует феноменальную главную роль, в одиночку утверждая себя как главную силу. Он сияет каждой деталью своей игры, будь то легкое поджатие губ, маниакальный блеск в глазах или жестко контролируемые вспышки ярости. Действительно, персонаж создал радикальный контраст с его очаровательным, влюбленным персонажем в «Маленьких женщинах» несколькими годами ранее. Что касается режиссуры, Мэри Харрон вызывает в воображении стерильный, белый мир, в котором он может жить, еще больше подчеркивая его внутреннюю пустоту.
____________________________
Зодиак / 'Zodiac' (2007)
«Прежде чем я убью тебя, я выброшу твоего ребенка из окна». «Зодиак» — это тщательное и завораживающее изображение одного из самых печально известных нераскрытых дел Америки. Джейк Джилленхол в главной роли газетного карикатуриста Роберта Грейсмита, к нему присоединились Роберт Дауни-младший в роли криминального репортера Пола Эйвери и Марк Руффало в роли детектива Дэйва Тоски, и все они становятся одержимыми убийцей Зодиаком. С их помощью фильм исследует цену такой фиксации на тайнах и теориях.
В отличие от большинства фильмов о серийных убийцах, которые ведут к кульминационному захвату, «Зодиак» на самом деле о разочаровании от дела, которое остается открытым. Все пропитано паранойей, поскольку убийца дразнит власти загадочными письмами, но при этом уклоняется от их поисков. С эстетической точки зрения Дэвид Финчер конструирует «Зодиак» с почти хирургической точностью, наслаждаясь неполными деталями, тупиковыми зацепками и раздражающими противоречиями. Каждый элемент закреплен на своем месте; все это убийственно, без наполнителя. По всем этим причинам, хотя и не имел большого успеха при выпуске, «Зодиак» с тех пор стал культовым фильмом.
____________________________
Воспоминания об убийстве / 'Memories of Murder' (2003)
«Как думаешь, сможешь меня поймать?» Если «Зодиак» был комментарием к одержимости, то «Воспоминания об убийстве» Пон Чжун-хо — это исследование некомпетентности. Основанный на первых задокументированных серийных убийствах в Южной Корее, фильм повествует о двух детективах — местном офицере Пак Ду-мане (Сон Кан-хо) и более методичном Со Тэ-юне (Ким Сан-гён), которые пытаются выследить убийцу, который охотится на женщин дождливыми ночами. В отличие от ловких профессионалов голливудских криминальных драм, эти детективы несовершенны, часто прибегая к грубой силе и догадкам, а не к фактическим доказательствам.
Следовательно, их расследование полно тупиков, неверных суждений и растущего отчаяния, поскольку убийца остается вне досягаемости. Пон разрушает тропы серийного убийцы, показывая нам расследование, в котором судебно-медицинская строгость отсутствует, а место преступления рассматривается с полным пренебрежением. В процессе «Воспоминания об убийстве» становятся обвинительным заключением многих южнокорейских учреждений в 1980-х годах, когда страной все еще управляло авторитарное правительство.
____________________________
М убийца / 'M' (1931)
«Я ничего не могу с собой поделать! Я не контролирую это зло внутри меня, огонь, голоса, мучения!» М убийца — влиятельный фильм немецкого мастера экспрессионизма Фрица Ланга, режиссера фильмов «Метрополис» и «Женщина на Луне». В этом фильме Петер Лорре играет Ганса Беккерта, убийцу детей, чьи преступления повергают весь город в истерику. Пока полиция расправляется с преступниками в попытке найти убийцу, преступный мир города решает взять дело в свои руки, что приводит к душераздирающей сцене, где Беккерта судят присяжные из воров и убийц.
М убийца был пионером многих условностей поджанра, таких как врезка между лихорадочными полицейскими расследованиями и скучной, жалкой повседневной жизнью убийцы. Ланг также использует тени и жуткую тишину, чтобы создать саспенс, приемы, которые бесчисленные более поздние режиссеры щедро заимствовали. Результатом стал умный, леденящий душу фильм об ужасах насилия над детьми, опасностях правления толпы и природе правосудия.
____________________________
Психо / 'Psycho' (1960)
«Лучший друг мальчика — его мать». Безусловно, самый культовый фильм в этом поджанре, «Психо» приземлился в кинотеатрах как гром среди ясного неба, немедленно переопределив, каким может быть ужас на экране. Первоначально представляя себя как криминальный триллер о женщине в бегах, фильм принимает шокирующий поворот, когда Мэрион Крейн (Джанет Ли) регистрируется в жутком мотеле Бейтса. Норман (Энтони Перкинс), тихий и неловкий владелец, поначалу кажется безобидным, но когда Мэрион встречает свою ужасную судьбу в печально известной сцене в душе, «Психо» превращается во что-то гораздо более зловещее.
Фильм стреляет на полную катушку, от его повествовательного подрыва и поразительной кинематографии до напряженной музыки Бернарда Германа и ловкости, с которой он обходит ограничения Кодекса Хейса. Наконец, на актерском фронте Перкинс запечатлел низкое разваливание сломанной психики Нормана. Номинированный на премию «Оскар» актер играет персонажа с мальчишеской невинностью, которая позже уступает место полной распущенности.
____________________________
Молчание ягнят / 'The Silence of the Lambs' (1991)
«Однажды переписчик пытался проверить меня. Я съел его печень с бобами и хорошим кьянти». Джоди Фостер играет здесь Кларису Старлинг, стажера ФБР, которой поручено допросить доктора Ганнибала Лектера (Энтони Хопкинс), блестящего психиатра и осужденного убийцу-каннибала. Лектер, заключенный за стеклом, играет с разумом Старлинг, предлагая загадочные подсказки о новом серийном убийце, Буффало Билле (Тед Левин), который похищает и убивает женщин.
Далее следует один из самых психологически многослойных триллеров, когда-либо снятых, поскольку Старлинг должна сбалансировать свой страх и интеллект с леденящими душу играми Лектера. Этот подход мог бы рухнуть и сгореть, если бы не возвышающаяся, завораживающая игра Хопкинса. Он совершенно электризует, вознося Лектера в ряды величайших злодеев кинематографа всех времен. Недаром «Молчание ягнят» вошло в историю «Оскара» в том году как первый фильм ужасов, собравший все пять главных наград, и последний фильм, удостоившийся этой чести.
____________________________
Семь / 'Se7en' (1995)
«Что в коробке?» На первое место в этом списке претендует Se7en, мрачное и кошмарное падение Дэвида Финчера в чистое зло. Морган Фримен и Брэд Питт играют детективов Сомерсета и Миллса, которые выслеживают серийного убийцу, совершающего убийства, основанные на семи смертных грехах. Преступления ужасны и сложны, каждое из них инсценировано как извращенный моральный урок. Детективы все больше запутываются в деле, но убийца, Джон Доу (Кевин Спейси), остается пугающе спокойным, кажется, всегда на шаг впереди.
Визуально Финчер создает неизбежную атмосферу ужаса, а залитый дождем городской пейзаж фильма отражает его нигилистические темы. Он продолжает сгущать тьму до шокирующей кульминации, где Доу совершает свой последний, сокрушительный грех. Затем Se7en заканчивается одним из самых сокрушительных заключительных монологов в кинематографе: «Эрнест Хемингуэй однажды написал: «Мир — прекрасное место, и за него стоит бороться», — говорит Сомерсет. «Я согласен со второй частью».