Найти в Дзене
Мои Бумажные Войска

ПРОЕКТ АУГСБУРГСКАЯ ЛИГА ДРАГУНЫ КОРОЛЯ

Здравствуйте друзья! Представляю Вам свой проект «Аугсбургская Лига», посвящённый ещё одной войне Людовика XIV, так называемой «Девятилетней». Полное название этой войны – война между Францией и Аугсбургской Лигой 1688-1697 гг. Я реконструирую облик солдат Людовика XIV на вышеуказанный период. Фигуры солдат я делаю из бумаги высотой 90 мм, примерно в масштабе 1:20. Согласно Р. Холлу в документах о вещевом снабжении драгун упоминается чёрная парусиновая сумка «bourse», предполагается, что это был кавалерийский чемодан для личных вещей солдата. Перевозили его завёрнутым в плащ «cloak», и притороченным позади седла. К слову, плащ (cloak) – это накидка без рукавов из сукна (иногда с пропиткой от дождя) с широким отложным воротником. Плащ застёгивался у шеи на крючок или пуговицу. Такие плащи были распространены повсеместно, в России их называли «епанча». Таким образом, я навьючил драгунских лошадей поклажей, две лошади даже получили в своё снаряжение мешочки с фуражом. Теперь обратимся к н

Здравствуйте друзья!

Представляю Вам свой проект «Аугсбургская Лига», посвящённый ещё одной войне Людовика XIV, так называемой «Девятилетней». Полное название этой войны – война между Францией и Аугсбургской Лигой 1688-1697 гг. Я реконструирую облик солдат Людовика XIV на вышеуказанный период. Фигуры солдат я делаю из бумаги высотой 90 мм, примерно в масштабе 1:20.

Согласно Р. Холлу в документах о вещевом снабжении драгун упоминается чёрная парусиновая сумка «bourse», предполагается, что это был кавалерийский чемодан для личных вещей солдата. Перевозили его завёрнутым в плащ «cloak», и притороченным позади седла. К слову, плащ (cloak) – это накидка без рукавов из сукна (иногда с пропиткой от дождя) с широким отложным воротником. Плащ застёгивался у шеи на крючок или пуговицу. Такие плащи были распространены повсеместно, в России их называли «епанча».

Кавалерийский чемодан, завёрнутый в епанчу. Фото автора.
Кавалерийский чемодан, завёрнутый в епанчу. Фото автора.

Таким образом, я навьючил драгунских лошадей поклажей, две лошади даже получили в своё снаряжение мешочки с фуражом.

Теперь обратимся к не менее интересной теме – жюстокоры 1680-1690 – х. Замечу сразу, что драгунам, как и всем солдатам и офицерам полагалось под жюстокоры одевать камзолы сходного покроя, но в период летних кампаний, военные одевали жюстокоры прямо на рубаху. Камзолы же, если они всё-таки были, одевали в холодное время года только для утепления. Такая мода была, скорее всего повсеместна, так как даже в 1710 году про датских дезертиров было указано - «имеют только кафтан поверх рубашки, без камзола и без плаща».

Напомню Вам, что такое жюстокоры - это суконные кафтаны с прилегающим по талии фасоном, с узкой линией плеч и расширением к низу, без воротника, с широкими рукавами, заканчивавшимися отворотами-обшлагами. Нижняя часть, с карманами, состоящая из клиньев, была на жесткой полотняной или волосяной прокладке; в боковых швах закладывались складки. Жюстокоры, появившись в 1660-х годах, с небольшими изменениями в покрое, просуществовали до 1800-х годов и в качестве гражданского платья для высших и средних слоёв европейского общества, и в качестве военной униформы для всех чинов европейских армий.

В 1680-х годах покрой жюстокоров в очередной раз изменился. Значительно больше зауженная талия, нижняя часть расширена «колокольчиком», в боковых швах располагаются веерообразные складки. Разнообразным становится расположение и форма карманов, теперь это будут полковые отличия. Обшлага увеличиваются в размерах, если в 1670-х годах были популярны разрезные, с закруглёнными краями (manche-à-bottes) похожие на раструбы ботфорт, то в данный период обшлага цельные, а ближе к 1690-м появляются пристяжные, крепящиеся к рукавам пуговицами.

Драгунский жюстокор 1680-х годов французского покроя. Музей армии, Стокгольм.
Драгунский жюстокор 1680-х годов французского покроя. Музей армии, Стокгольм.

Особо хочется отметить такое эпохальное событие, как появление на жюстокорах цветных выпушек. Это изобретение французских военных портных широко используется и в наше время!

Немного о причёсках моих драгун. Начиная с периода правления Людовика XIII различий в прическах французских кавалерии и пехоты нет: преобладает наличие длинных волос с нередкими примерами использования косиц - когда прядь заплеталась на виске с одной стороны и украшалась бантом и даже драгоценностями (такая прическа называется "А-ля Кадене"). С набольшими изменениями косицы «А- ля Кадене» дожили во французской армии до конца 17 века, когда эстафету красивых височных косиц приняли гусары. В эпоху Людовика XIV (после 1670 года) пехота, кавалеристы и драгуны, волосы носят в основном частично распущенными по бокам, частично - перевязывают лентой сзади. Такого рода прически существовали примерно до 1710 года, когда появились т.н. "кошельки" – кожаные мешочки для волос, продержавшиеся до 1750-х годов. Таким образом, мои драгуны получили модные косицы на висках, волосы сзади собраны в небольшой хвост, перевязанный лентой.

Коллаж из статьи Мишеля Петара о причёсках солдат 17 века.
Коллаж из статьи Мишеля Петара о причёсках солдат 17 века.

На головах моих драгун красуются очень интересные шапки-колпаки, которые заслуживают особого внимания.

Хочу ещё раз отдать должное Людовику XIV, Король со своими интендантами создавал и узаконивал униформу своей армии впервые в военной истории! Удивительно, но погоны и выпушки, которые мы можем наблюдать на парадной форме современных солдат и офицеров появились именно благодаря Королю.

Итак, колпаки… История возникновения колпака начинается в XIII веке до н. э., когда его носили фригийцы, проживающие в Малой Азии. Они шили колпак из шерсти в виде высокого конуса, но с верхушкой, которая свисала на лоб. Во Франции, к началу XVII века, колпак стал непременным атрибутом гардероба знати и среднего класса, а затем вскоре попал и в народ.

25 июля 1665 года Людовик XIV подписывает ордонанс о создании драгунских полков в своей армии, род войск это не новый, но доселе, кроме Вальхаузена, никто ничего в драгунских полках не регламентировал. Особенностью вооружения драгун (согласно Вальхаузену) было то, что они вооружались пехотными мушкетами, которые невозможно было подобно кавалерийским карабинам пристёгивать на крюк к панталёру. В боевых условиях, верхом, драгуны возили мушкеты на погонном ремне, закинув за спину. Единственный тогда головной убор всех военных - шляпа, никак не способствовала задаче быстро достать из-за спины мушкет, выстрелить, затем закинуть его за спину и ускакать на новую позицию. Сейчас пока неизвестно, в какой момент, и кому именно в Версале пришла мысль разрешить драгунам носить в строю суконные колпаки вместо шляп, но 21 августа 1680 года на королевском смотре драгуны 13 полков щеголяют в суконных колпаках (bonnet) цвета мундира, с околышем прикладного цвета.

Драгуны в колпаках bonnet. Фото автора.
Драгуны в колпаках bonnet. Фото автора.

Любопытно, что гренадеры французской пехоты ещё около 20 лет завистливо смотрели на драгунские колпаки, продолжая упрямо пользоваться шляпами. Только на рубеже 17 и 18 веков по всей Европе распространились так называемые «гренадерские шапки», хотя на самом деле, французские драгуны тут всех опередили.

Согласно Ордонансу от 16 марта 1676 года, все драгуны должны быть вооружены кавалерийскими шпагами с клинком не менее 2 футов 9 дюймов (892 мм), одним пистолетом, одной единицей шанцевого инструмента (топор, кирка, лопата, мотыга, коса) взамен второго пистолета и пехотным мушкетом. В 1684 году вышел ордонанс о том, что все драгунские обер-офицеры должны быть вооружены фузеей с кремнёвым замком.

В указанный период французские драгуны были вооружены палашами, фузеями и пистолетами с кремнёвым замком. В пехоте всё ещё продолжали использовать фитильные мушкеты вплоть до окончания Девятилетней войны. В кавалерии на протяжении всего 17 века довольно широко применяли оружие с колесцовыми замками, но в связи с резким возрастанием численности конных и драгунских полков в конце века, стали оснащаться кремнёвым, более дешёвым и простым оружием.

О внешнем виде оружия того периода мы можем получить представление из «Записок» Пьера Сюрирея Сен-Реми ( Pierre Surirey de Saint-Remy (1645–1716) ), они впервые были изданы в 1697 году, то есть в год завершения Девятилетней войны. Хочу заметить (это важно для тех, кто занимается росписью солдатиков), что судя по сохранившимся образцам оружия, все детали отделки, «приборный металл» как говорят, были железные, жёлтый металл (латунь, бронза) в 17 веке для этого не использовался. Исключение составляют только некоторые эфесы шпаг, сабель и палашей, произведённых после 1680-х годов.

Основной особенностью снаряжения драгун на протяжении всего 17 века, является отсутствие присущих для всей линейной кавалерии панталёра с крюком и скобы с кольцом на ружье. В походе фузеи вставлялись в бушмат и приторачивались справа у задней луки седла (до 1700 года, по данным Роберта Холла). На поле боя фузеи находились на погонном ремне за спиной, либо в правой руке в положении «мушкет на бедро». В связи с вышеизложенным, появляется вопрос, каким образом крепился погонный ремень к фузее (кроме драгун, закидывали фузеи на погонном ремне за спину и гренадеры). В записках Сен Реми есть гравюра с изображением ординарной пехотной фузеи. Согласно ему, передняя антабка "G" крепится к металлическому хомуту, накинутому на среднюю часть оружия - «кольцо с петлёю, которое накладывается на фузею, и продевается в неё ремень, на котором фузею носят». Задняя антабка "H" с шурупом названа так: «петля с буравом, которые держат фузейный замок, и продевается в сию петлю ремень». На этой гравюре видно, что петля передней антабки находится слева, а расположение задней антабки не показано.

Фузея пехотная ординарная Сен Реми. 1697 г.
Фузея пехотная ординарная Сен Реми. 1697 г.

На одном из рисунков художника Бруно Муньяи, посвящённых временам Девятилетней войны, я нашёл заветную заднюю антабку у итальянского гренадера. На 100% Бруно я не доверяю, ему достаточно много приходится фантазировать, но тут всё, вероятно, сходится.

Худ. Бруно Муньяи книга Чиро Паолетти 1690 г. Италия. Показано расположение задней антабки.
Худ. Бруно Муньяи книга Чиро Паолетти 1690 г. Италия. Показано расположение задней антабки.
Французская драгунская фузея. Фото автора. Шомпол из латунной проволоки диаметром 0.6 мм. Фото автора.
Французская драгунская фузея. Фото автора. Шомпол из латунной проволоки диаметром 0.6 мм. Фото автора.
Пистолеты и фузеи драгун. Ложи выточены из дерева. Фото автора.
Пистолеты и фузеи драгун. Ложи выточены из дерева. Фото автора.
Замки, стволы и ольстры (кавалерийские кобуры для пистолетов) сделаны из бумаги. Стволы - бумажные трубочки, внутренний диаметр 0.6 мм. Фото автора.
Замки, стволы и ольстры (кавалерийские кобуры для пистолетов) сделаны из бумаги. Стволы - бумажные трубочки, внутренний диаметр 0.6 мм. Фото автора.

Продолжение следует. Всем добра!