Найти в Дзене

Рай-Из совсем не рай: суровый поход, который я никогда не забуду

Вспоминаю наш прошлогодний поход в горы: нам все же удалось подняться и не сойти с маршрута, несмотря на сложные погодные условия.
Каждый год, больше 200 смельчаков совершают массовое восхождение на гору Рай-Из, преодолевая сложный путь. Семь километров, 868 метров вверх, и ты - покоритель вершины. Рассказываю о своем опыте, а в сети уже появилась информация о старте похода 2025 года!
Из Тюмени есть удобные рейсы выходного дня в Салехард, поэтому, как только появилась информация о походе, я купила билеты на самолет и трансфер до места старта.
Вечерним рейсом в пятницу после работы вылетаем в Салехард, а в субботу – ранний подъём.С собой – бутерброды, термосы с чаем, запасная теплая одежда. От места сбора в Салехарде мы на внедорожниках выдвинулись по маршруту: Салехард – Лабытнанги – поселок Харп, до подножия горы Рай-Из.
Дорога была завалена снегом, огромные сугробы. Гигантские колеса автомобиля преодолевали, казалось бы, непроходимые участки. Я впервые ехала на машине, у которой

Вспоминаю наш прошлогодний поход в горы: нам все же удалось подняться и не сойти с маршрута, несмотря на сложные погодные условия.

Каждый год, больше 200 смельчаков совершают массовое восхождение на гору Рай-Из, преодолевая сложный путь. Семь километров, 868 метров вверх, и ты - покоритель вершины.

-2

Рассказываю о своем опыте, а в сети уже появилась информация о старте похода 2025 года!

Из Тюмени есть удобные рейсы выходного дня в Салехард, поэтому, как только появилась информация о походе, я купила билеты на самолет и трансфер до места старта.

Вечерним рейсом в пятницу после работы вылетаем в Салехард, а в субботу – ранний подъём.С собой – бутерброды, термосы с чаем, запасная теплая одежда.

-3

От места сбора в Салехарде мы на внедорожниках выдвинулись по маршруту: Салехард – Лабытнанги – поселок Харп, до подножия горы Рай-Из.

Дорога была завалена снегом, огромные сугробы. Гигантские колеса автомобиля преодолевали, казалось бы, непроходимые участки. Я впервые ехала на машине, у которой колесо выше моего роста, поэтому поездка меня уже впечатлила.

-4

Все-таки, ехать было тревожно: метель усиливалась, и в любой момент восхождение могли отменить из-за погодных условий.

Организаторы подготовили «разогревающую» программу. У места старта пешего подъема: музыка, разминка, проверка экипировки, пункты обогрева, инструктаж по технике безопасности. Больше всего запомнилось и впечатлило стойбище оленевода с чумом, нартами и угощением от хозяйки. А я так давно мечтала побывать в настоящем чуме! Напишу отдельный пост.

-5

Долгожданный старт и мы выдвинулись. Конечная точка – метеостанции «Рай-Из». Радостные, полные оптимизма, ощущая душевный подъем мы отправились навстречу неизведанному.

Маршрут прокладывался по узкой тропинке. Всем выдали порядковые номера, чтобы идти друг за другом, организованно. Нам с Таней, моей попутчицей по Рай-Изу, достались предпоследние номерки в конце колонны.

-6

Но, поскольку мы с Танюшей «на спорте», то резво двинулись вперед, обходя тех, кто уже устал, даже не успев начать подъем. Таким образом, как горные козочки, мы обогнали больше половины участников до первой остановки на пятаке. Не присаживаясь,  глотнули чаю, попытались разглядеть виды с горы, но ничего не увидели – метель усиливалась.

-7

Поймав соревновательный азарт, не засиживаясь, рванули дальше вверх, к более опытным туристам, которые уже вовсю карабкались в гору. Не зная маршрута, старались не отставать от них и двигаться быстрее.

Метель все усиливалась... А мы шли и шли.

-8

Вскоре перестали видеть что-то в пределах пяти метров. Закутав лицо в балаклаву и надев горнолыжные очки (а кто-то – розовые), старались не потерять друг друга из виду. Все смешалось, как говорил классик: люди, снег, горы... кони, может быть, тоже были, но я ничего не видела. Ни конца, ни края.

-9

И тут – все!

Там так и написано на табличке: "И все!".

Дошли до здания бывшей метеостанции на Рай-Изе, теперь там перевалочная база и пункт обогрева для путников. Это была конечная точка маршрута.

-10

Поскольку добрались в числе первых, печку еще никто не растопил, обогревались своим дыханием. Ветер был такой силы, что входная дверь открывалась с трудом и с силой захлопывалась обратно. На базе все вокруг покрылось инеем, от разогретых тел и чая шел пар. Все молча жевали бутерброды, думали, как вернуться обратно.


Тут пригодилась запасная сухая одежда: варежки, балаклавы, футболки, джемпера. После перекусов, обогрева и сухой одежды, в нашей жизни появилась надежда вернуться домой. 

-11

Выдвигаемся в обратный путь, примкнув к группе "уверенных в себе" туристов. На подходе к метеостанции остатки смельчаков еще только добирались до базы. Встретили съёмочную группу с микрофоном «Вести», судя по их лицам, интервью у нас брать они не собирались. А жаль, нам было много о чем рассказать!

-12

А дальше – как во сне. Мы с Танюшей втопили вниз по склону что есть мочи, забыв про все наставления инструктора (никаких скатываний на попе!), просто хотели побыстрее вернуться домой. Обгоняли даже "уверенных в себе". Местами цеплялись за веревки, местами бороздили снег ногами, пробираясь сквозь белую снежную пелену.

-13

Уже потом, внизу, в пункте обогрева, узнали, что объявили штормовое предупреждение. Большую часть туристов сняли с маршрута, не дав им достигнуть цели.

А нас грел глинтвейн и мысль: «Мы это сделали!» Как же здорово, что оказались в числе первых и прошли этот сложный путь от начала и до конца, несмотря ни на что.

-14

Как вы оцениваете ситуацию - стоило идти до конца или лучше было вернуться на пол пути не закончив начатое?

#мойпутевой_райиз
#мойпутевой_ямал
#мойпутевой_янао