Увидеть и услышать сигналы Злотникова можно на выставке в Москве
Где: Граунд Солянка
Адрес: ул. Солянка, д. ½, стр. 2, вход с улицы Забелина
До: 22 апреля 2025
Галерея “Граунд Солянка” представляет проект, посвященный творчеству Юрия Савельевича Злотникова (1930-2016), первого абстракциониста периода «оттепели».
За художником закрепился ореол новатора-одиночки, но на выставке можно проследить преемственность идей и междисциплинарных поисков с середины XX века до сегодняшнего момента.
Выставка «Вперед, к Злотникову!» — это новый взгляд на наследие художника через призму его взаимодействия с произведениями зарубежного киноавангарда. Беспредметные графические серии Злотникова сочетаются в экспозиции с беспредметной анимацией и «визуальной музыкой» Оскара Фишингера, Вальтера Руттмана, Ганса Рихтера, Викинга Эггелинга, Лена Лая, Мэри Эллен Бьют и Гарри Смита.
Это делает выставку иммерсивной, графика обретает новое измерение, находясь в непосредственном диалоге с саунд-артом и кино-артом. Это очень здорово: для тех, кто любит абстракционизм, такая синергия делает экспозицию интереснее и богаче, а тем, кто, не погружен в тематику, помогает сделать первые шаги в приятии и понимании абстрактного искусства.
В итоге авторы экспозиции приходят к выводу, что алгоритмическая природа языка Злотникова, предвосхитила язык программирования и компьютерного моделирования. «Нахождение новых конструктивных посылов — вот что сегодня представляет действительный интерес; нахождение нового языка, который бы позволил вскрыть явление, еще неизвестное человечеству, — вот проблема, над которой необходимо работать» (Ю. Злотников, «У истоков “Сигнальной системы”»).
Я думаю, что эта выставка очень понравилась бы самому художнику, потому что он был музыкальным человеком, и даже сначала сомневался, какому виду искусства себя посвятить.
«Потом я страдал, что увлекся рисованием, потому что музыка это, так сказать, искусство, которое для меня очень важно. Мне сказали, что есть художественная школа при Комитете по делам искусств. Чтобы туда записаться, надо идти в Политехнический музей... Я, когда увидел эту громадную лестницу в Политехническом, так испугался!.. Пошел за своим двоюродным братом. Пришли. Я показываю свои работы преподавателю, а он говорит: милый, надо рисовать с натуры, а не с рисунка. Ступай в зоопарке порисуй, тогда и приходи. Таким образом я попал в зоопарк... Зашёл в зоопарк: звери двигаются, я не знаю, как их рисовать... Нарисовал сову она: единственная неподвижно сидела.»
Так, Юрий Злотников поступил в Московскую среднюю художественную школу при Академии художеств СССР, где учился с 1943 по 1950 гг. Одновременно занимался в скульптурной студии при музее А. С. Голубкиной.
«После школы я был на свободных хлебах, т. е. поступал, но так и не поступил никуда. Когда сдавал во ВГИК, Юрий Иванович Пименов поставил мне "пять" по живописи и вообще очень хорошо ко мне отнесся. Но у меня стояла "тройка" по русскому языку, по сочинению. Было сказано, что я не добрал очков. Думаю, дело в собеседовании, на котором ректор ВГИКа спросил, как мне нравятся "Рабочий и колхозница" Веры Мухиной. Зная, что Мухина училась у Бурделя, и будучи пижонистым парнем, я сказал: "Бурдель мне нравится больше".
Художник работал в Большом театре стажером, руководил детской изостудией Дома пионеров Ленинского района Москвы, сотрудничал в качестве книжного иллюстратора с московскими издательствами.
В середине 1950-х годов после посещения лекций по кибернетике и математике Юрий Злотников начал заниматься абстрактным искусством. Злотникова очень интересовала возможность передачи информации внутри сложных систем с помощью простых сигналов. Кибернетика оказала огромное влияние на творческий метод художника.
В 1956—1957 годах Юрий Злотников разрабатывал «Сигнальную систему», в рамках которой происходит сближение научной и художественной парадигм. Художник изучал теорию рефлексов Ивана Павлова, совместно с психологами проводил эксперименты, пытаясь понять, как человеческий мозг воспринимает посылаемые картинами сигналы. В основе его искусства — выявление связи между простыми художественными знаками (цвет, точка, линия) и восприятием человека. По признанию Злотникова, создавая свое собственное направление, свой собственный язык в живописи, он «гораздо больше общался с психологами, математиками, логиками, чем с художниками».
По мнению Злотникова, визуальный знак посылает «сигнал», который ощущает зритель. Например, одна точка на краю листа вызывает ощущение потери равновесия, три точки - ощущение плавности, диагональная линия — динамики. Проследить на выставке за личными эмоциями от “сигналов”, посылаемых Злотниковым, очень интересно.
Казалось бы, идеи не новы. Например, еще в искусстве барокко для придания динамики использовалась диагональная композиция, а красный цвет, как яркий акцент, создающий драматизм и эмоциональную глубину, символизирует жизнь, энергию, страсть и силу. Современные исследования подтверждают это с научной точки зрения: красный цвет обладает самой длинной волной в видимом спектре света, что делает его наиболее энергичным и стимулирующим для зрительной системы. Когда мы смотрим на красный объект, наши глаза и мозг реагируют активнее, чем на другие цвета.
Уникальность Злотникова в том, что он начинает свое исследование с минимума - цветной точки на белом фоне, а затем создает всё более сложные изображения, анализируя их восприятие человеком. Основная идея заключается в том, что восприятие произведения искусства может быть не свободным ассоциативным процессом, а процессом программируемым. Можно провести параллели с компьютером: нажимая на кнопку клавиатуры, мы отправляем абсолютно определенный сигнал, который однозначно считывается компьютером. Злотников хотел добиться аналогичного эффекта: картины посылают сигналы, мы их считываем и реагируем однозначным образом.
Согласно исследованиям Злотникова, точка сигнализирует зрителю, что нужно сконцентрироваться, а круг расслабляет и рассеивает внимание.
Все штрихи, линии и геометрические фигуры в работах Злотникова не случайны, они несут совершенно конкретный посыл нашим органам чувств. Например, если множеством штрихов покрыть лист, то «дискретный прерывистый ритм создаёт ощущение радости», — объясняет Злотников свой метод в работе «У истоков “Сигнальной системы”.
На мой взгляд, самое интересное в работах Злотникова - сочетание художественного мировосприятия с глубоким интересом к точным наукам, синергия методов научного и художественного познания, связь между рациональным миром кибернетики и чувственным миром изобразительного искусства.
В работах Юрия Злотникова царят нелинейные живые формы, они живут совей жизнью: скачут, бегут, сталкиваются, расходятся, наслаиваются друг на друга. Каждая работа представляет собой смесь порядка и хаоса, как наша Вселенная, наш мозг и наша душа.
Поднимаясь и спускаясь по лестничным маршам галереи Граунд Солянка вы познакомитесь с экспозицией художника Арсения Сергеева, который работает под псевдонимом YARKY, попробуете разгадать его омографы, слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение. Вот например, «Целую целую». Это ли «целУю целУю», то ли «целУю цЕлую». «плАчу плАчу» или «плачУ плачУ» или «плачУ плАчу»? Многие работы я с удовольствие для себя сфотографировала, чтобы отправлять друзьям вместо набивших оскомину смайликов.
Друзья! Если обзор понравился, пишите комментарии и ставьте лайки (это очень мотивирует на новые статьи)
Подписывайтесь на мой Телеграмм-канал, чтобы не пропустить новые статьи.
Ваша, Елена Сегал
Популяризатор искусства
#Граунд_Солянка #Шедевральные_маршруты #выставки_в_Москве #Вперед_к_Злотникову #Злотников