Москва, 14 ноября 1986 года. Вечер выдался холодным. Универмаг "Молодежный" на Можайском шоссе заканчивал работу.
Белая инкассаторская "Волга" ГАЗ-3101 остановилась у служебного входа. Инкассатор Новиков вошел внутрь за выручкой, оставив в машине водителя Мишина и старшего смены Карпинского.
— Быстро заберу и обратно, — бросил он коллегам, захлопнув дверь.
Охранница Вера Алфимова, уже в гражданской одежде, провожала его взглядом. Её смена закончилась, но она немного задержалась. Несколько минут — и деньги упакованы в сумки. Новиков вышел на улицу, не подозревая, что этот момент станет последним в его жизни.
Как только он сел на переднее сиденье, не успев захлопнуть дверцу автомобиля, раздались выстрелы. Их обрушили на «Волгу» двое: один в милицейской форме, второй в штатском, подбежавшие к машине из-за угла. Новикова и водителя Мишина не стало мгновенно. Карпинский, получив ранение в плечо, потерял сознание.
Вера Алфимова выходила с работы вслед за инкассатором, она метнулась к нападавшим неизвестно на что рассчитывая, но видимо сработал инстинкт охранника. В тот же миг её сразила пуля.
Один из преступников схватил мешок с деньгами в сумме 330000 рублей с заднего сиденья атомобиля и бросился бежать, второй, с пистолетом, последовал за ним. Со стороны казалось, будто сотрудник милиции преследует преступника. Прохожие, услышав выстрелы, лишь ускоряли шаг, стараясь не влезать в неприятности.
Во дворе на Рябиновой улице инженер Игорь Кондратенко выгуливал собаку.
Увидев бегущих, он подумал, что милиционер задерживает преступника, но едва они поравнялись, "сотрудник" вдруг вскинул пистолет и нажал на спусковой крючок. Щелчок. Осечка. Патроны кончились.
— На землю! — зарычал он.
Кондратенко подчинился, но краем глаза следил за ними. Он встал, когда понял, что убегавшие не оглядываются и быстро пошёл за ними, прячась в кустах. Он увидел, что они садятся в синий автомобиль ВАЗ-2108, у которого он запомнил 2 цифры номера.
Когда преступники скрылись на автомобиле, он выбежал на дорогу и остановил патрульную милицейскую машину. В считанные минуты столица была поднята по тревоге, а автомобиль преступников был установлен и объявлен в розыск.
Спустя десять минут патрульные ДПС заметили объявленный в розыск ВАЗ-2108 на пересечении Аминьевского шоссе и улицы Артамонова в ожидании зеленого сигнала светофора. УАЗик с включенными маячками перекрыл дорогу. Водитель ВАЗа вышел и совершенно спокойно спросил, в чем дело. Милиционеры потребовали предъявить документы и выйти пассажирам.
В момент, когда водитель сделал вид, что полез в карман за документами, пассажиры (один из которых был в форме сотрудника милиции) начали стрелять. Погиб старшина Кузьмин, а автомобиль рванул с места и, несмотря на ответную стрельбу милиционеров, скрылся.
Преступникам удалось уйти, но за ними уже шла настоящая охота. Перестрелка в Москве, тем более с сотрудниками милиции была беспрецедентным ЧП. Поэтому на ноги была поставлена вся столичная милиция.
Через полчаса одного из налетчиков, водителя автомобиля преступников, уже без признаков жизни, обнаружили на Аминьевском шоссе. В кармане нашли документы на автомобиль и удостоверение капитана КГБ СССР Константина Голубкова. В этом месте произошла авария, т.к. уходящий от погони автомобиль (учитывая последние минуты жизни раненого милиционерами водителя Голубкова) врезался в троллейбус и съехал в кювет.
Когда сотрудники милиции подъехали к этому месту, находящемуся у реки, то они увидели, как один из преступников бросился в реку и переплыл её. Милиционеры не рискнули нырять в ледяную воду и обнаружили этого преступника при прочесывании противоположного речного берега.
Там они зашли в котельную автодорожной базы, где преступник и отогревался, но, увидев милиционеров и, поняв, что ему уже не уйти, покончил с собой. Им оказался бывший сотрудник милиции Игорь Книгин.
Таким образом, двоих преступников уже не было в живых, но ведь милиционеры видели, что в остановленном автомобиле их было трое. Значит, неустановленным остаётся ещё один.
Пришедшая в себя после опознания сына мать Игоря Книгина рассказала, что накануне им домой звонил бывший сослуживец и друг Игоря Валерий Финеев, который должен был встретиться с её сыном. Следователь решил допросить Финеева, ибо звонок и встреча накануне преступления могли означать, что третьим был именно Финеев.
Среди всех перечисленных дел, которые он делал накануне, телефонный звонок Книгину и возможную встречу с ним Финеев не назвал; следователю показалось, что умышленно.
Тогда следователь применил элементарную уловку для несведущих в милицейских провокациях людей, на которую Финеев повелся, несмотря на то, что сам являлся бывшим опером (нервы, напряжение дали о себе знать).
— Я ваше вранье слушаю уже час, мне надоело. Вы сами понимаете, за такое преступление лоб зеленкой мажут. Как бывший оперативник прекрасно понимаете — в таких делах все начинают валить друг на друга, паровозом никто идти не хочет, — сказал следователь.
— А что уже рассказали Книгин и Субачев? — спросил в ответ на это Финеев, сам того не зная, что фамилию Субачев следователь услышал впервые и понял, что участников нападения было не трое, а четверо.
После чего следователь протянул ему лист бумаги для написания чистосердечного признания.
В течение суток задержали военного - старшего лейтенанта Евгения Субачева.
Ещё при работе на месте происшествия рядом с универмагом «Молодёжный» нашлись очевидцы, которые говорили, что на углу магазина, из-за которого и выбегали нападавшие, оставался стоять высокий военный, который после случившегося быстро ушёл. Однако людям было странно, что человек в военной форме спокойно смотрит на происходящее и ничего не пытается предпринять, хотя бы подойти к погибшей женщине, вызвать необходимые службы.
В действительности-же роль Субачева заключалась в том, чтобы помочь преступникам, если возникнет такая необходимость, стоял он, что называется, на стрёме. Как потом выяснилось, он ужаснулся увиденному и сбежал, не стал возвращаться в автомобиль подельников.
Следствие вскрыло страшную правду. Эти люди были не просто налетчиками, в их "послужном списке" значилось несколько заказных преступлений, связанных с гибелью людей, а также ограбления подпольных торговцев и нападения на инкассаторов в других районах. Они не оставляли свидетелей.
Оказалось, что Книгин и Финеев знали друг друга ещё со службы в милиции (они сотрудники уголовного розыска). Они занимались выбиванием признаний у задержанных и попросту грабили их. Вскоре к ним примкнул Субачев — армейский офицер, который мечтал о богатстве. А когда к ним присоединился Голубков, бывший офицер КГБ, у банды появился доступ к оружию.
Банда готовилась к преступлению тщательно. Они несколько раз репетировали нападение, рассчитывали маршруты отхода. Распределение ролей было таким: Голубков-водитель остаётся ждать всех в автомобиле, Субачёв стоит на углу на стрёме, непосредственно нападение совершают Книгин и Финеев.
В день налёта всё пошло по плану, если бы не инженер Кондратенко. Этот факт стал роковым.
Суд приговорил Финеева к высшей мере наказания, Субачева к 10 годам лишения свободы.
История банды шокировала страну. Бывшие офицеры КГБ, милиции, армейские — они должны были защищать людей, но выбрали путь насилия и наживы. Это было одно из первых громких дел, показавших, что "оборотни в погонах" — не миф, что милиционер может быть преступником, а простой инженер героем.
Больше детективных историй в этих подборках: