Найти в Дзене
kin0guru

«Доживем до понедельника»: ретрорецензия 1968 года

Медленно, но верно продвигаясь в многолетнем деле изучения сканов областной печати на предмет упоминаний о родном городе и попутных интересностей, я добрался до октября 1968 года, где в первых же числах обнаружил сообщение о премьере нетленки Станислава Ростоцкого "Доживём до понедельника". Та до сих пор вызывает живую реакцию публики, что выражается в изрядном количестве комментариев на форумах и в блогах - в том числе по поводу отзывов, когда-то считавшихся невозможными. Я про моду идти вразрез с гуманистическим посылом подобных фильмов. И хоть представленная ниже публикация от 16 октября 1968 года и близко в этом не замечена, зато из неё выяснилось, что, некогда были те, кто высказывал опасения, можно ли столь неоднозначную картину показывать школьникам... Вы открываете школьную дверь, и вас встречают... глаза. С самых первых минут, с первых шагов по гулкому коридору, от звонка и до звонка, — повсюду взрослый человек в школе — учитель находится под неусыпным взглядом вездесущих, вс

Медленно, но верно продвигаясь в многолетнем деле изучения сканов областной печати на предмет упоминаний о родном городе и попутных интересностей, я добрался до октября 1968 года, где в первых же числах обнаружил сообщение о премьере нетленки Станислава Ростоцкого "Доживём до понедельника". Та до сих пор вызывает живую реакцию публики, что выражается в изрядном количестве комментариев на форумах и в блогах - в том числе по поводу отзывов, когда-то считавшихся невозможными. Я про моду идти вразрез с гуманистическим посылом подобных фильмов. И хоть представленная ниже публикация от 16 октября 1968 года и близко в этом не замечена, зато из неё выяснилось, что, некогда были те, кто высказывал опасения, можно ли столь неоднозначную картину показывать школьникам...

ОТ ЧЕТВЕРГА ДО СУББОТЫ: Заметки после кинопремьеры

Вы открываете школьную дверь, и вас встречают... глаза. С самых первых минут, с первых шагов по гулкому коридору, от звонка и до звонка, — повсюду взрослый человек в школе — учитель находится под неусыпным взглядом вездесущих, всевидяших и всепонимающих ребячьих глаз. Попробуй утаи от них хоть что-нибудь: настроение, свое отношение к предмету, усталость или обиду, раздражение или радость... Эта профессия — постоянное откровение. Человеку, не понимающему или не принимающему этого обязательного условия, трудно в школе.
Вспоминается первая встреча с кинофильмом «Доживем до понедельника» (студия имени М. Горького). Во многих выступлениях на обсуждении с разными оттенками и интонациями проскальзывала одна и та же мысль: «А можно ли показывать этот фильм школьникам? Ведь на экране видны и ошибки педагогические, и просчеты, опять же не все учителя там положительные».
-2

Только вот вопрос: а разве в самой школе ученики замечают лишь положительное? Не обнаружилась ли здесь та самая боязнь этих вездесущих ребячьих глаз?
Фильм — о педагогике. О двух возрастных группах населения особой страны по имени Школа — учителях и учениках. И если, как мы говорили, непременным условием их взаимоотношений является глубокая искренность, откровенность, без оговорок и оглядок, то авторы, обратясь к этой теме, в такой же степени принимали это условие и на себя. Только это позволяло им быть полноправными гражданами школьной страны, судить о ее жизни и обитателях не со стороны, а «на равных».
...Молоденькая учительница начинает свою педагогическую деятельность в школе. Начинает горячо, со всей студенческой энергией и нетерпеливостью. Но шаги ее еще самые первые, неуверенные, и где-то не хватает опыта, в чем-то она ошибается, кого-то нечаянно обижает. Умудренные ее ученики глядят на свою новоявленную наставницу и с симпатией, и слегка снисходительно, и испытующе, во в общем-то вполне доброжелательно.
...Ходит по классу словесник. На доске с начала урока выписаны темы сочинения, головы склонились нал листками, а она, педагог, лишь изредка поглядывает на тетрадки — правильные ли там мысли о счастье человеческом? И если, упаси бог, чье-то счастье не пожелало уместиться в рамках программы девятого класса, а точнее, ее собственных представлениях об этих рамках, — тут уж срабатывает безотказная система менторского контроля: «Лучше уж пиши о Базарове».
...Директор, которого бесконечные заботы о краске, ремонте, оборудовании сделали скорее хозяйственником, чем педагогом. «Физкультурник», которому легче всех и беззаботнее всех живется в школе. Учительская рука, застывшая в сомнении над тетрадкой — «двойка» или «тройка?» Все-таки — «тройка».
Знакомые персонажи. И по жизни, н по киноэкрану. Вспомним хотя бы «Мимо окон идут поезда». Или «Звонят, откройте дверь». Или — школу на соседней улице. Но почему же не возникает досадного ощущения повторяемости, штампа? Да потому, что штампа в фильме нет. Есть «узнавание» героев, ситуации, отличное знание школьной жизни. Наконец, есть одна школа, куда приглашают нас авторы. Что-то там будет знакомо, но многое узнаем заново.
Наше пребывание в школе очень ограничено: проходит всего три дня, с четверга до субботы. Невольно возникает аналогия с другой недавней кинолентой — «Три дня Виктора Чернышова». И взаимосвязь между ними не такая у ж случайная. Оба фильма вызывают желание прежде всего сравнивать их с реальностью жизни, в обоих авторы глубоко взволнованы проблемой воспитания подрастающего поколения, их позиции четки и бескомпромиссны. Но если кинолента о Викторе Чернышове — это фильм-исследование какого-то завершенного этапа в формировании молодого человека, то «Доживем до понедельника» вскрывает более ранние причины — как в школе может сложиться ситуация, при которой вырастают «несостоявшиеся личности» с неким вакуумом в душе, каким должен быть педагог, чтобы не выходили от него Викторы Чернышовы.
Пишут девятиклассники сочинение. Из трех тем каждый выбирает свою. И велика все-таки потребность в юношеской исповеди: «Две Катерины, один Рахметов, а все остальные — о счастье». Но откровение не бывает односторонним, оно требует ответной искренности. А если у педагога ее нет? Если вырос с годами невидимый и непреодолимый барьер между учителем н классом? И вот уже с ребяческой непосредственностью обсуждается в классе вывод — пиши, что требуют, забудь про откровение, иначе в дураках останешься. Не так ли рассуждал и Виктор Чернышов — делай, что положено, не вкладывая ни души, ни сердца. Так спокойнее... «Как все» — и в стороне от всех.
Артистка Н. Меньшикова, создавшая образ литератора Светланы Михайловны, выносит своей героине приговор суровый и справедливый. Это, по существу, урок учителям. Возможно, жестокий, но необходимый во имя тех юных душ, за которые несет полную ответственность педагог.
Школа дает свой урок даже такому учителю, как Илья Николаевич Мельников (арт. В. Тихонов). Отличный историк, умный и знающий специалист, человек богатой и щедрой души, в какой-то момент он вдруг теряет веру в силу своего убеждения. Для такого педагога это мучительно — никакие компромиссы, сделки с совестью для него немыслимы. И снова откровение, только путь к этому откровению оказывается единственно правильным путем к ребячьим сердцам.
В. Тихонов говорил, что, работая над этой ролью, во многом новой и непривычной для него, он около двух месяцев буквально жил в школе — с утра и до позднего вечера, ежедневно. Для того, чтобы потом прожить три дня на экране. Всего три дня — и за это время передать всю сложность учительского труда, его размеренную будничность и далеко не всегда заметное величие, самопожертвование и обогащение.
Сегодняшней школе грех обижаться на кинематограф — именно за последние годы появилось несколько фильмов, всерьез посвященных школьной тематике. интересно и своеобразно поднимающих различные проблемы педагогики. Создан и образ современного учителя. Но в одном все предыдущие киноленты оставались незавершенными — не хватало в них важнейшей детали учительского груда: урока. Красивого, мастерского урока, приравнивающего педагогические будни к высокому искусству.
Фильм «Доживем до понедельника» восполняет этот пробел. Сколько длится на экране небольшой кусочек урока истории, который проводит в девятом «В» Илья Николаевич Мельников? Немного, минут пять-семь, наверное. Но это действительно красивый урок. Когда он рассказывает о восстании на военном корабле, о жизни лейтенанта Шмидта — благодарными его учениками становятся все зрители.
И вот что любопытно. Разные люди приходят в читальный зал. Старшеклассники, рабочие, преподаватели. Но все мы родом из этой ocoбой страны по имени Школа. И снова, как два, пять, семнадцать или тридцать лет назад, мы живем неповторимой жизнью, она звенит в нас незабываемым школьным звонком. Как еще один умный, нужный жизненный урок.
Ю. КИРИЛЛОВ.

(с) пролог, OCR и подготовка оригинального текста — Albert Magnus (специально для kin0guru)