Судостроительный завод "Авангард" в Петрозаводске, он же "Почтовый ящик номер 14" помимо всего остального, например яхточки «Ассоль», с 1972 года выпускал минные тральщики для ВМФ СССР и стран-сателлитов. Тральщики здесь были проекта 12650 «Яхонт», деревянные и не восприимчивые к магнитным минам.
Про то, как выглядит сам "Авангард" и что там происходит, можно посмотреть здесь https://ferrochrome.livejournal.com/24517.html, https://ferrochrome.livejournal.com/29421.html, а сегодня пройдём к тем самым минным тральщикам. Два из них так и остались на приколе в гавани у территории завода.
"В начале 90-х годов министерство обороны заказало заводу строительство серии минных тральщиков. В 1998 кризисном году, когда на верфях предприятия строились одновременно четыре военных корабля проекта 12650 (минный тральщик) "Яхонт", строительство было решено прекратить из-за недофинансирования.
Один корабль, имеющий степень готовности 20%, приказали утилизировать. То есть распилить и сжечь, поскольку корпус сделан из высококачественного дерева.
Еще два тральщика в степени готовности 40% и 60% решили передать коллективу завода в виде оплаты за выполненный объём работ. Корпуса этих кораблей до сих пор стоят на территории "Авангарда" - что с ними делать пока никому не ясно.
Четвертым кораблем в степени готовности 95%, то есть с установленным двигателем, противоминным оборудованием, рубкой и всем остальным было решено распорядиться после кризиса.
Однако о тральщике забыли на десять лет. Руководство завода попыталось через штаб ВМФ и Министерство обороны найти заказчика или заинтересованных лиц, однако и многолетняя переписка с федеральными ведомствами не позволила сделать это.
В виду того, что МО оказалось, судя по всему, не заинтересовано в покупке корабля, руководство завода решило использовать корабль самостоятельно - переделать в экскурсионное судно"
Какие именно из трёх почти готовых тральщиков остались в гавани, теперь понять сложно. По крайней мере, эти тральщики уже никогда не будут востребованы.
"Тральщик проекта 12650 серия "Яхонт" – водоизмещение 460 тонн, длина около 50 м, скорость хода 14 узлов, экипаж - 45 человек, автономность 15 суток. На борту установлено противоминное оборудование и вооружение. Тральщик предназначен для обнаружения якорных и донных мин. Тральщики этого проекта ходили на мины 488 раз. Использовались на Балтийском море."
"Базовый тральщик "Яхонт" (проект 1265Э) предназначается для поиска, обозначения и уничтожения донных, придонных, якорных и плавающих мин на рейдах, в гаванях и на прибрежных фарватерах, противоминного охранения подводных лодок, надводных кораблей и судов при выходе из баз и возвращении в них, на переходе морем в прибрежных районах."
"Вооружение противоминное: контактный трал; петлевой электромагнитный трал; соленоидный электромагнитный трал; акустический трал; подводный буксируемый телевизионный искатель. Ракетно-артиллерийское: две 30-мм автоматические установки. Гидролокационное: гидролокационная станция обнаружения якорных и донных мин; гидроакустическая станция звукоподводной связи и опознавания. Радиотехническое: радиолокационная станция опознавания; навигационная радиолокационная станция
"Авангард" на основе минного тральщика проекта 1265Э, разработал еще три модификации: туристическая, рыбоохранная, корабль-рефрижератор."
Никогда они никому не понадобятся, так как один из тральщиков почти утоп в водах Онежского озера.
Второй тоже, хоть и не так сильно ушёл в воду, но внутри так же затоплен.
Всё ушатано, разобрано, оборудования нет, что где было уже сказать сложно.
А в морозный ледяной вечер января это место превращается в какой-нибудь порт на Крайнем Севере, в Тикси или Диксоне к примеру.
*В апреле 2022 года оба тральщика сгорели.