Найти в Дзене

Юнгианство и женская духовность

Уважаемый читатель, в этой статье я хочу поразмышлять над таким понятием как женская духовность. Это понятие встречается как в книгах Линды Леонард, так и в трудах Нойманна. Классически мы привыкли всё духовное ассоциировать с мужским. Женское начало часто видится исключительно как материальное. Однако, в таком подходе весьма много от патриархальной направленности социума. Эта направленность не может не проявляться в исследованиях и предпочтениях психологов. Тем более, что отцы-основатели большинства психологических школ – мужчины. Однако, уже упомянутые мною в начале статьи авторы смотрят на данный вопрос иначе. И здесь я думаю обратить внимание на такой подход как на весьма позитивную тенденцию. По сути, мы наблюдаем поиск срединного пути женского развития. Матриархат избыточно подавляет мужское, современный феминизм напоминает маскулинизацию женского. Здесь важно обратить внимание, что оба течения пытаются сформировать именно психологическую позицию внутри женщины, что уже наводит н

Уважаемый читатель, в этой статье я хочу поразмышлять над таким понятием как женская духовность. Это понятие встречается как в книгах Линды Леонард, так и в трудах Нойманна.

Классически мы привыкли всё духовное ассоциировать с мужским. Женское начало часто видится исключительно как материальное. Однако, в таком подходе весьма много от патриархальной направленности социума. Эта направленность не может не проявляться в исследованиях и предпочтениях психологов. Тем более, что отцы-основатели большинства психологических школ – мужчины.

Однако, уже упомянутые мною в начале статьи авторы смотрят на данный вопрос иначе. И здесь я думаю обратить внимание на такой подход как на весьма позитивную тенденцию. По сути, мы наблюдаем поиск срединного пути женского развития. Матриархат избыточно подавляет мужское, современный феминизм напоминает маскулинизацию женского. Здесь важно обратить внимание, что оба течения пытаются сформировать именно психологическую позицию внутри женщины, что уже наводит на мысль о духовности. Но превалирование в одном случае и конкуренция в другом, будто всё равно водят нас по кругу.

Я всё-таки придерживаюсь идеи, что человечество развивается и эволюционирует, а не деградирует. Хотя, конечно, некоторые современные проявления вызывают иные мысли 😊. Но, возможно, «перегибы» нужны, чтобы оттолкнуться и двинуться в истинном развитии. Примерно, как психологические кризисы.

Мне понравилось, как Нойманн пишет о великом женском начале. О сущности этого начала, в которой уже заложена трансформирующая духовность. Интересно здесь обратиться к снам пациенток. Когда пациентка приходит в состояние готовности к внутренней трансформации ей зачастую начинают сниться сны, где она беременна. Сама природа создала женщину как трансформирующую сущность. Конечно, это отражено и в психике женщины. Иначе и быть не может. Нойманн, например, называет даже приготовление пищи трансформирующей мистерией. Мы часто в терапии называем это женским колдовством 😊. Во многом так и есть, это знахарство, приготовление зелья, которое может стать ядом или эликсиром. Дальше мы можем пойти в алхимические трактаты, где трансформация происходит в сосуде или в могиле – это всё символика трансформирующего женского начала. Связка интуиции и прорицания с женским началом – это тоже про женскую духовность.

Здесь мы, кстати, начинаем понимать, почему женщины так хорошо себя чувствуют в роли юнгианских аналитиков. Им свойственно трансформировать духовное своей трансформирующей духовной силой. Тоже самое происходит среди мужчин-аналитиков на уровне их Анимы! И здесь мы, кстати, можем понять, почему часто те, кто начинают с КПТ или классического психоанализа потом могут приходить в юнгианство. У Нойманна есть такое понятие как элементарный характер матери. Это мать, которая кормит, защищает, растит. И вот на уровне констеллированности во внутреннем мире терапевта элементарной матери он помогает именно своим согреванием и исцелением прошлого – классический психоанализ. КПТ действует на уровне сознания, на уровне Анимуса. Когда этот внутренний уровень пройден, может появиться элементарная мать и терапевт начнёт работать более глубоко. Когда пройдён уже этот уровень, констеллируется (или нет, ничто не предопределено) трансформирующая мать. И тогда юнгианство. А может что-то своё? Я, кстати, не думаю, мир клином сошёлся на юнгианстве как единственной основе качественной глубинной психологии. Я думаю, что женское траснформирующее начало нас ещё удивит, что ещё родятся новые модальности. В конце концов, психологии всего сотня лет. Это не возраст, чтобы объявлять, что всё давно открыто и изведано.

Франсуа Буше «Муза Эрота», источник: gallerix.ru
Франсуа Буше «Муза Эрота», источник: gallerix.ru

Дальше мы можем посмотреть на муз и вдохновение, они также связаны с внутренними архетипическими женскими фигурами. И это тоже про женскую духовность. Нойманн, кстати, замечательно разделяет мужское трансформирующее с женским. Мужское выстраивает что-то новое, схематично, как новое здание (прекрасно работает в варианте КПТ). Женское трансформирующее начало проявляется в сильнейшем моментальном трансформирующем импульсе, как в момент появления вдохновения или прорицания.

Сюда стоить добавить такую черту женской духовности как заложенную способность к принятию и сопереживанию. Действительно, многообразие природы как первейшего проявления женского начала предопределяет способность принятия противоположностей. Женщина скорее примет ребёнка, несоответствующего каким-то ожиданиям, чем мужчина. Это естественно. Мать-природа принимает как хищников, так и их добычу. Она принимает и способ их взаимодействия, она принимает желание одного догонять, а другого убегать. Она принимает круговорот жизни, отраженный в сезонности. Принять и поддержать в своих стремлениях и хищника, и добычу – это непревзойдённая способность женской духовности.

Очень часто творческий потенциал связывают не только с архетипом Божественного ребёнка, который априори связан с архетипом Великой матери, но и с Анимой – женской частью личности. Я уже упомянула о вдохновении и музах, и да, там может действовать Анима. Но тут есть в принципе сила творения на уровне творчества. Сила Аниму не просто рождать идеи, но сила воплощать их в жизнь. Визионерства как мы понимаем мало, нужно сохранить контакт с бессознательным, сохранить творческий поток.

Отвлекусь на себя. Создание статей в регулярном формате, на мой взгляд, требует от меня партнёрского взаимодействия моих Анимы и Анимуса. Анимус следит за расписанием и мотивирует к выделению времени в рабочем графике, а Анима помогает с идеями и с состоянием потока в процессе написания статей. Вы же не думаете, что я точно знаю, что напишу, когда сажусь за статью? 😊 Я доверяюсь бессознательному, потоку и своим констеллированным архетипическим образам 😊.

Итак, я прикоснулась к многогранной и глубокой теме женской духовности. Предполагаю, что это отнюдь не последнее моё приближение к этой теме. И Вас, уважаемый читатель, я прошу разворачивать свои размышления на эту тему в статьи и посты. Тема не исследована достаточно, в ней много сокрытого и теневого. Давайте позволим ей развернуться из нашего личного и коллективного бессознательного. Давайте позволим женской духовности найти свою уникальную колею в нашем мире. Я думаю, что в этом нам будет полезен поиск и новых символов фемининности, они могут символизировать новые аспекты духовности как пути. Если Вам интересна эта тема, почитайте мои размышления в статье «Заметки психолога: Феллини о маскулинизации женщин, фемининность и Роксолана».

Успехов нам в исследовании женской духовности!

Искренне ваша,
Анастасия Малышева
Глубинный психолог
Моя страница на всероссийском сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/