Есть во Владимирской области такой город, даже городок – Судогда. Многие ли слышали о таком? Наверное, нет. Ведь даже говоря о туризме в этой области в первую очередь перед глазами встают такие гиганты как Суздаль и собственно сам Владимир. Следом идут Муром, Александров, Юрьев-Польский, тянет туриста безупречно красивый храм Покрова на Нерли, зазывают прогуляться по своим улицам Гороховец, Киржач и Гусь-Хрустальный. Богата красотами область, то тут, то там разбросаны по карте ее достопримечательности, и где-то среди них затерялась Судогда.
Туристические тропы в большинстве своем обходят стороной небольшой город либо следуют через него транзитом до, опять-таки, более популярного замка Храповицкого, оставляя провинцию за спиной. Так в тени более знаменитых соседей и дремлет Судогда.
Сказать честно, то посмотреть на причудливые формы и былой размах вышеуказанного дворянского поместья ехали и мы – усадьба в Муромцево была одной из основных целей поездки. Но городок, ведущий свою историю от 16 века, неожиданно заинтересовал и в Судогде было решено сделать остановку на более близкое знакомство. Вернее, первым стал небольшой привал на одноименной реке
От Владимира до Судогды около 40 километров пути, нам же от Нижнего Новгорода выходило больше двухсот и немного размять ноги, попить кофейку с видом на реку пришлось весьма кстати. Съезд с дороги к реке Судогде обнаружился сразу за мостом перед деревней с забавным названием Попелёнки
Река не широкая, но весьма живописная и недаром пользуется популярностью у «водников», вот и в наш визит несмотря на раннее и прохладное утро на противоположном берегу бодро «стапелилась» небольшая группа любителей байдарочных сплавов. Такой формат отдыха близок и нам, и мы с супругой даже немного позавидовали ребятам, но всему свое время, сегодня нас ждала дорога. От берега до города оставалось всего ничего и через 15 минут наш форд уже парковался около сетевого магазина на ул. Ленина. А напротив, словно встречая, строго поглядывал на приезжих вождь, имя которого и носит улица
Впервые Судогда упоминается в 16 веке как Ямская слобода, в следующем столетии переименовывается уже в Судогодскую слободу, видимо по названию протекающей здесь реки, а в 1778 году, по указу Екатерины II, Судогда приобретает статус уездного города и привычное нам название.
Что ж, давайте посмотрим, что может показать туристу этот небольшой город и стоит ли он остановки.
За спиной Ильича находится здание, в стенах которого ныне расположился дом народного творчества.
Сейчас трудно представить, но этот, обычный с виду дом был построен в конце 19 века и являлся городским тюремным замком. Да, был в Судогде и такой, и это неудивительно, ведь совсем рядом с городом проходил Владимирский тракт, печально знаменитая «Владимирка».
Владимирский тракт – название старинной грунтовой дороги, соединяющей Москву с Владимиром, а позже и с Нижним Новгородом. Но дорога служила не только главной линией сообщения и торговой артерией, связывающей эти города. Вдоль нее, на протяжении долгого пути на Сибирскую каторгу, были разбросаны пересыльные тюрьмы и из жаргонного языка ссыльных 18 века явилось просторечное сокращение - «Владимирка», ставшее синонимом безотрадной арестантской магистрали. Для них, закованных в кандалы и отправленных в дальней путь без надежды на возвращение, эта каторжная дорога не ограничивалась городами - Владимиркой звалась вся дорога до Сибири.
Таким образом появилась тюрьма и в Судогде, став перевалочным пунктом на длинном и нелегком пути заключенных.
И много раз покой Екатерининской улицы позапрошлого века,
нарушал звон кандалов и молчаливые окна слышали стон колодников. Мирные граждане не раз со страхом и жалостью смотрели как втягивается в город неровный, пошатывающийся строй заключенных, одетых в одинаковые серые суконные халаты. Гремя кандалами, скованные по двое, или четверо брели обреченные ссыльные к очередному временному пристанищу перед долгой дорогой, брели едва переставляя избитые ноги и уносилась ввысь тоскливая песня, отражая весь душевный мир заключенных: «Зачем я, мальчик, уродился, зачем тебя я полюбил? Ведь мне назначено судьбою идти в Сибирские края! Пройдет весна — настанет лето, в садах цветочки расцветут, а мне несчастному за это железом ноги закуют…».
Крепко поминая мать подравнивали строй окриками гарнизонные солдаты, орлиным взором поглядывая по сторонам гарцевал на коне штаб-офицер. Наконец изможденная серая лента втягивалась в ворота тюремного замка, смолкала нестройная песня, сгущались вечерние сумерки, догорал закат, а по улицам города еще долго блуждала тишина…
Помимо самой тюрьмы в 1870 году были построены здание присутственных мест, тюремная библиотека, на средства почетного гражданина города, купца 1-ой гильдии И.Ф.Безбородова, возведен Александро-Невский храм.
Посещать храм могли и обычные прихожане, для них имелся отдельный вход, но по большей степени это была церковь при тюрьме. Собственно, от всего комплекса до наших дней сохранилось эти два объекта: тюремный замок и церковь при нем.
Мрачноватое вышло начало знакомства, но то история, какой бы она не была и помнить ее нужно. В наше время, наверное, мало кто знает о «Владимирке» и само понятие постепенно становится анахронизмом, но вот в таких городках как Судогда еще можно услышать отзвук печальной каторжной песни и проезжая по современной ул. Ленина, можно сказать, что проезжаете вы по участку старого Сибирского тракта.
Перелистнем эту грустную страницу истории, ведь не только ей может похвастаться провинциальный городок. Вот смотрите, буквально напротив замка, стоит деревянный терем из позапрошлого века, наверное, самый яркий представитель деревянного зодчества в Судогде.
Его трудно пропустить следуя по главной улице, уж слишком притягивают взгляд резные формы. Это дом купцов Голубевых, главных фабрикантов города, не просто «дельцов», а людей, можно сказать стоявших у истока создания местной промышленности. Вышеупомянутый тракт помимо своей нерадостной роли дал городу и своеобразный толчок к росту, в 1879 в Судогде начала действовать льнопрядильная фабрика, а 1897 бутылочный завод, ставший в прошлом веке крупнейшим предприятием города. Обе эти фабрики были основаны Голубевыми.
Злые языки поговаривали, что первоначальный капитал на развитие «бизнеса» бывший крестьянин и глава рода Лев Голубев заимел найдя монастырский клад Прохоровой пустыни, другие протестовали, уверяя, что оный клад нашел купец Егор Кузьмин, а Голубев его потом подкараулил с кистенем у дороги. Но вероятнее всего ухватистый крестьянин сумел «отпроситься» у своего помещика на оброк, гонял ямщину и берег трудовую копейку, на которую и начал потихоньку возводить предприятия. Позже подтянул к делу сыновей Евграфа и Козьму, и дело набрало обороты. Говорят, что работал у них на гужевых перевозках и сам Г.С. Шпагин, тогда молодой и никому не известный, а впоследствии вписавший свое имя в историю созданием легендарного ППШ.
В сети можно найти информацию, что «теремок» был построен братьями для своей матери, и доля правды в этом, наверное, есть. А скорее всего дом был первоначально устроен для всей семьи, а потом уже отошел матери. Сейчас там находится действующее отделение скорой помощи
А вот чуть дальше по все той же ул. Ленина, красуется еще один дом, принадлежавший Голубевым. Этот уже не назовешь теремком, здесь полноценный каменный особняк в неоклассическом стиле, на два этажа, с колоннами, лепниной и козырьком.
Дом построен в 1916 году, но полноценно пожить в нем хозяевам не удалось, следующий год переменил многое.
На момент нашего визита особняк находился на реставрации, но к моменту написания статьи все работы закончены и дом с колоннами смотрит на улицу опрятным внешним видом на радость горожанам и путешествующей братии.
Пока не отошли далеко, заглянем и на задний двор бывшего тюремного замка. Здесь внимательно смотрит на город еще одна небольшая, но фактурная достопримечательность - пожарная каланча.
Пожары в деревянной Судогде 19 века не были редкостью, а два раза (в 1806 и в 1838 гг.) огонь уничтожал большую часть города и каждый раз на защиту выезжал пожарный гарнизон на повозках с большими бочками. Деревянная контора гарнизона находилось около реки, но в 1912 началось строительство нового помещения. На бывшем одноэтажном здании винного склада надстроили второй этаж, рядом выросла и каланча.
Пожарное депо действует в этом здании и поныне, а смотровая башня все также несет свою службу, заодно служа маяком для редких туристов, ведь такие небольшие, но интересные мелочи и придают провинциальным городкам свой особый шарм, и остановку в таковых уже нельзя назвать скучной.
Прогуляемся дальше по бывшей Екатерининской, а ныне центральной улице Ленина. Как правило, в таких городках сохранилось множество небольших каменных домов в которых ранее обитали преуспевающие в торговом деле горожане, чередуются с ними бревенчатые домишки попроще и рассматривая панораму улицы на старых фото из прошлого века
легко узнаешь те же домики уже в наши дни. Они словно неподвластны времени и своим видом только добавляют частичку уюта в общую картину провинциального очарования.
На стене одного из них висит плакат, посвященный памяти В.С. Храповицкого, крупного лесопромышленника, предводителя Владимирского дворянства. Такая отсылка здесь более чем уместна, Владимир Семенович оставил заметный след в истории региона, а его поместье, как я и говорил выше, находится буквально в пяти километрах от Судогды.
Дальше по улице, являясь по сути ее доминантой, белеет стенами Екатерининский собор.
Получив статус уездного города было принято решение и о строительстве главного городского храма. Но возведение продвигалось медленно, а пожар 1806 года уничтожил и первую построенную деревянную церковь. Но вслед за ней, на новом месте была возведена каменная, с освящением главного престола в честь великомученицы Екатерины и в память проезжавшей через Судогду императрицы. Следующий пожар 1838 чуть было не уничтожил и эту постройку, церковь сильно обгорела и внутри, и снаружи, но к счастью многое было спасено. В последующем храм перестраивался и расширялся, вмещая впоследствии в себя до 5000 прихожан.
В годы Советской власти Екатерининский собор неоднократно закрывался, но под напором верующих открывался вновь. В 1957 году собор был частично взорван, полностью уничтожена колокольня, оставшаяся часть храма переоборудована и использовалась под дом культуры. Решение о капитальном ремонте было принято только в 1997 году и в 2003, после долгого перерыва, в соборе были возобновлены богослужения.
За входной часовней виднеется вход на городскую ярмарку.
Отчего-то, несмотря на выходные, день был не «базарный» и на площадке рынка вольготно расположились только голуби
Жалко, ведь побродить между импровизированных прилавков в таком городке тоже своего рода удовольствие, интересно посмотреть, как кипит торговой жизнью пустынная ныне площадь. И, на заметку путешествующим, на рынке можно воспользоваться вполне опрятным WC.
За Екатерининским собором и торговой площадкой свернем в небольшой сквер, обозначенный на картах как «Поляна сказок». Таковое название неслучайно, помимо жанровых скульптур, (оные представлены здесь достаточно «ламповой» «Девушкой с теленком»)
в парке расположились выполненные в дереве герои сказок и выполненные кстати вполне искусно и симпатично.
В таком скверике приятно просто посидеть наблюдая за неспешной жизнью городка, его размеренностью и отсутствием суеты, да и главная улица здесь подходит к своему завершению. От сказочной поляны до конца ул. Ленина остается чуть меньше двухсот метров, и дорога выведет к своеобразной набережной.
Здесь находится небольшая смотровая площадка и открывается вид на одноименную с городом реку. Разделяя его на две части Судогда неторопливо несет свои воды, берега утопают в зелени, а рядом, не обращая на публику внимания, в свое удовольствие купаются утки
Здесь же, на берегу красуется скульптурная композиция «Танго любви», появившаяся в 2022 году и рискну предположить, что данное место пользуется популярностью у молодожёнов.
На набережной наше знакомство с городом подошло к концу.
Небольшой вышла прогулка, по небольшой в общем-то Судогде. Однако, если даже немного углубиться в историю и пройтись ее улицами, то город может рассказать и показать много интересного
А после такой прогулки можно уверенно сказать, что хоть Судогда и находится в тени более именитых соседей, своей доли внимания она точно заслуживает и не разочарует путешественника. Чуть задержись в таком «пыльном» городке, и он покажет себя в совершенно другом виде, лишний раз подтверждая – в провинции есть свое очарование.
Может быть и эта статья вызовет интерес, и кто-то, планируя путешествие, включит город в свой маршрут. А Судогда того определенно стоит.
Не раз упомянув в тексте усадьбу Храповицкого далее и направимся к ней.
Всем новых дорог и самых ярких впечатлений.