Найти в Дзене
МИР ИСТОРИИ - WOH

Укрощение строптивой. Как Пётр I подчинил церковь государству

«Уж больно много на Руси церквей, – негромко произнёс царь, строго глянув на патриарха. – А ведь страна сейчас нуждается совсем не в них». Священнослужитель сверлил Петра взглядом, в котором клокотало негодование. Ни слова, лишь этот взгляд выражал всю глубину его неприязни к царским речам. Пётр I жил с клеймом грешника. Шептались, что он – Антихрист, но власть была в его руках, и он не боялся ею пользоваться. Церковь? Она не будет неприкосновенной. Так началась многолетняя, беспощадная “война” Петра с духовенством, и он вышел из неё победителем. Но какой ценой? Что он сломал в церковных устоях? И почему священники утверждали: истинный раскол начался именно с Петра Алексеевича? Ещё в юные годы он не раз высказывал старому патриарху Адриану свои пожелания. Но ответом было лишь упрямое молчание – Пётр видел, что глава духовенства не желает принимать новшества и перемены. Россия, и без того консервативная страна, во многом опиралась именно на церковь, которая, как считал царь, совсем «у
Оглавление

«Уж больно много на Руси церквей, – негромко произнёс царь, строго глянув на патриарха. – А ведь страна сейчас нуждается совсем не в них». Священнослужитель сверлил Петра взглядом, в котором клокотало негодование. Ни слова, лишь этот взгляд выражал всю глубину его неприязни к царским речам.

Пётр I жил с клеймом грешника. Шептались, что он – Антихрист, но власть была в его руках, и он не боялся ею пользоваться. Церковь? Она не будет неприкосновенной. Так началась многолетняя, беспощадная “война” Петра с духовенством, и он вышел из неё победителем. Но какой ценой? Что он сломал в церковных устоях? И почему священники утверждали: истинный раскол начался именно с Петра Алексеевича?

Причины недовольства царя

Ещё в юные годы он не раз высказывал старому патриарху Адриану свои пожелания. Но ответом было лишь упрямое молчание – Пётр видел, что глава духовенства не желает принимать новшества и перемены. Россия, и без того консервативная страна, во многом опиралась именно на церковь, которая, как считал царь, совсем «увязла» в старых устоях и традициях.

А потом, начав реформы и масштабные преобразования, он столкнулся с осуждением и даже противодействием – и снова со стороны священников. В этом глухом, порой ничем не обоснованном (кроме приверженности старым принципам) недовольстве молодой правитель видел угрозу. И это было вовсе не игра его воображения.

Пётр был прекрасно осведомлён о конфликте его отца, царя Алексея Михайловича, и патриарха Никона. По сути, в те времена на Руси существовало двоевластие, где лидерами выступали монарх и глава церкви. Позволить такое духовенству в своё правление Пётр не мог. Стрелецкие бунты показали, что власть – вещь ненадёжная, шаткая, а значит, требовалось укрепить её. Для этого необходимо было устранить церковных конкурентов.

Сергей Милорадович «Суд над патриархом Никоном»
Сергей Милорадович «Суд над патриархом Никоном»

Борьба со старообрядцами

Решив положить конец противостоянию с духовенством, Пётр объявил священнослужителей виновными в медленном продвижении его реформ. Отчасти так оно и было. Церковь имела большое влияние, и для народа слова «батюшки» порой оказывались важнее законов.

По примеру некоторых европейских монархов он решил, что пора установить единоличную власть, отодвинув церковь на «второй план». Последнее слово оставалось за ним, и это должны были понимать даже священнослужители.

Первым делом Пётр взялся за раскольников. Согласно его указу, детей старообрядцев должны были крестить по православному обычаю. Добровольно принявших православие раскольников освобождали от поборов и дополнительных налогов.

Николай Неврев «Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым»
Николай Неврев «Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым»

Новшества и запреты

Не меньше Петра Алексеевича раздражало и обилие церквей. Страна уже много лет находилась в состоянии войны, она нуждалась в пушках и кораблях, и церкви царю казались совершенно лишними. По его приказанию все церкви были переписаны с указанием времени основания. «Лишние» государь велел упразднить.

Некоторые преобразования были не так уж плохи, однако всё равно вызывали негодование духовенства. К примеру, людям запрещалось нести в церкви и храмы свои домашние иконы.

Храмы трещали по швам от наплыва молящихся, но единства не было и в помине. Каждый приходил к своему, избранному образу, словно к единственному спасителю, отвергая всех остальных. Поклонение превращалось в противостояние, а святые покровители – в личных идолов.

Во время церковных богослужений подаяния собирались в два кошелька. Один был предназначен для нужд храма, второй же – на содержание неимущих и больных. Дворянам запрещалось приглашать священников в свои имения для проведения утренних и вечерних служб – это царь считал непозволительной роскошью.

Илья Машков «Паломничество царя Петра в Соловецкий монастырь в 1702 год»
Илья Машков «Паломничество царя Петра в Соловецкий монастырь в 1702 год»

Царь над церковью

В феврале 1721 года Пётр I нанёс решающий удар в отношении столь нелюбимого им духовенства. Именно тогда вышел Манифест об учреждении Духовной коллегии.

По факту, с этого времени священники превращались в слуг государевых, подобно чиновникам или солдатам. Более того, «батюшки» должны были доносить на людей, которые признались во время исповеди в злом умысле против царя. Как вы понимаете, были нарушены все прежние традиции и устои.

Духовная коллегия была спустя время переименована в Святейший правительствующий Синод, но это мало что изменило. Очень красноречиво звучало указание Петра относительно организации:

«Доброго офицера приставить к сему учреждению, сей коллегии, дабы он наблюдал за архиереями».

Многие преобразования Петра I в церковной сфере производились под заметным влиянием протестантизма. Конечно, это не могло не возмущать православных священнослужителей. Но они превращались в такое же сословие, как и горожане – со своими правами, задачами и обязанностями.

Филипп Москвитин «Перенесение мощей Александра Невского в Петербург»
Филипп Москвитин «Перенесение мощей Александра Невского в Петербург»

Неслучайно даже сегодня представители духовенства заявляют, что с Петра начался большой раскол на Руси. Речь идёт о расколе между властью и церковью, что отразилось на многих людях. Правитель утвердился как самодостаточный монарх, не нуждающийся ни в чьих советах и одобрении.

Благодаря созданию Синода император получал возможность распоряжаться всеми церковными делами. Да, Пётр одержал победу над духовенством, но принесло ли это благо России – большой вопрос.

Петр демонстрировал уважение к вере, но, будучи реформатором до мозга костей, не мог смириться с существующим положением дел в церковной среде. Он видел в церковниках скорее препятствие на пути к прогрессу, чем духовных наставников. Его реформы были направлены на то, чтобы поставить церковь на службу государству, не посягая при этом на саму веру.