Найти в Дзене
Дневник неочевидного

Один из самых премиальных седанов СССР, цена которого доходит до 25 миллионов. ГАЗ-13 «Чайка»

Оглавление
Советский правительственный роскошный автомобиль ГАЗ-13 Чайка в Музее военной и автомобильной техники УГМК. Верхняя Пышма, Россия
Советский правительственный роскошный автомобиль ГАЗ-13 Чайка в Музее военной и автомобильной техники УГМК. Верхняя Пышма, Россия

Немного истории про автомобиль «Чайка»

К середине 50-х годов стало очевидно, что представительский ЗИМ, запущенный в производство вскоре после войны, безнадежно устарел. Этот массивный и высокий автомобиль выглядел архаично на фоне элегантных и стремительных американских моделей того времени. Изначально инженеры рассматривали лишь модернизацию старой платформы, что привело к созданию модели ЗИМ-12В. Однако, несмотря на обновленный внешний вид и модную двухцветную окраску, лимузин остался таким же тяжелым и не соответствовал современным требованиям. Возможности для доработок были исчерпаны.

Тогда к проекту подключился известный художник Лев Еремеев, уже успевший прославиться работой над дизайном ГАЗ-21. Именно он сыграл ключевую роль в формировании облика не только «Чайки», но и ЗИЛ-111, что объясняет их внешнее сходство. После многочисленных экспериментов коллектив окончательно пришел к выводу, что адаптация ЗИМа к новым стандартам невозможна, и с середины 50-х на заводе начались разработки двух перспективных моделей – «Чайка» и «Стрела». Однако путь к созданию нового автомобиля оказался непростым.

«Рестайлинговый» ЗИМ-12В. Провалившаяся попытка дать второе дыхание старой платформе
«Рестайлинговый» ЗИМ-12В. Провалившаяся попытка дать второе дыхание старой платформе

В 1956 году специалисты НАМИ приобрели несколько американских автомобилей, среди которых были Packard Caribbean и Packard Patrician 1956 года выпуска. Существует история о том, что в НАМИ прошла закрытая выставка этих машин, доступная только членам коммунистической партии – предполагалось, что обычные граждане СССР могли испытать культурный шок от столь передовой техники. После изучения часть автомобилей отправилась на ГАЗ, а другие – на ЗИЛ. Вскоре «Паккарды» оказались на Горьковском автозаводе, где послужили источником вдохновения для будущей модели.

В 1957 году была изготовлена пробная партия из девяти «Чаек» (разные источники указывают различные цифры), которые прошли тестовый пробег длиной 21 000 км. Эти автомобили выделялись стильной двухцветной окраской – сочетаниями бежевого с красным или бежевого с бледно-зеленым.

Packard Caribbean. Главный вдохновитель внешности «Чайки»
Packard Caribbean. Главный вдохновитель внешности «Чайки»

В 1959 году «Чайка» была запущена в серийное производство, но сразу после официальной презентации в правительственных кругах разгорелись споры. Выпуск предыдущей модели – ЗИМ/ГАЗ-12 – исчислялся десятками тысяч экземпляров, и она была широко распространена среди номенклатуры. Однако ГАЗ-13 производился в значительно меньших объемах, что вызвало недовольство части чиновников, привыкших к доступности представительских автомобилей.

Военные нашли оригинальное решение: на одном из оборонных предприятий кузов «Чайки» комбинировали с передней и задней частью ЗИМа. В результате получался необычный гибрид, который в народе прозвали «Ослобык». Трудно не восхититься мастерством инженеров, сумевших соединить элементы машин разных поколений, создавая уникальные конструкции.

«Ослобык»: гибрид темного сталинского прошлого и светлого хрущевского настоящего
«Ослобык»: гибрид темного сталинского прошлого и светлого хрущевского настоящего

Эмблема машины «Чайка»

Советская «Чайка» переняла у американского Packard не только узнаваемые утопленные под козырьки фары, повторители указателей поворота и массивную решетку радиатора с характерным «зубастым» дизайном. Даже эмблемы на этих решетках заметно схожи, хотя и несут разный смысл. У ГАЗ-13 символом стала стилизованная чайка, тогда как у Packard использовали букву V – аллюзию на восьмицилиндровый V-образный двигатель.

Что касается звучного и элегантного названия, Наталья Колесникова, директор музея истории Горьковского автозавода, рассказывала, что однажды во время экскурсии у дизайнера ГАЗа, Лебедева, спросили:

– Почему автомобиль получил имя «Чайка»?
На что он ответил:
– Название появилось само собой. Этот автомобиль задумывался как модель более высокого класса по сравнению с уже выпускавшимися машинами. А раз есть «Волга», то над ней должна парить «Чайка».
-5

Однако официальная версия, представленная заводом, звучала более романтично и «народно». В одной из рекламных брошюр того времени говорилось: «Жители Горького, города, раскинувшегося на берегах великой Волги, часто наблюдают за красивым, стремительным полетом чаек над водной гладью. Когда пришло время дать имя новому представительскому автомобилю ГАЗ-13, горьковские автозаводцы решили назвать его «Чайка».

С какой машины скопировали «Чайку»

Хотя «Чайка» явно вдохновлялась американским Packard, утверждать, что она была его точной копией, было бы неверно. Несмотря на стилистические заимствования, советский седан имел конструктивные отличия: кузов другого типа, измененную схему остекления, а также оригинальную форму боковин и задней части.

Особым элементом дизайна стали так называемые «сложенные крылья» — эффект, достигнутый за счет хромированной накладки и вытянутого силуэта задних крыльев. Благодаря этим решениям ГАЗ-13 можно считать наиболее ярким воплощением «аэро»-стиля в советском автомобилестроении и его первым по-настоящему выразительным представителем.

Бесспорно, дизайн «Чайки» остался вне времени
Бесспорно, дизайн «Чайки» остался вне времени

Модели автомобиля «Чайка»

На основе базовой модели ГАЗ-13 в небольших сериях или в рамках экспериментов создавались различные модификации. Однако самой запутанной для многих остается история с внешне схожей моделью, выпущенной московским заводом — ЗИЛ «Чайка». Любопытно, что, несмотря на название, этот автомобиль фактически не имел отношения к «Чайке» — но об этом позже. А пока кратко рассмотрим основные вариации ГАЗ-13 и его «родственный» ЗИЛ.

ГАЗ-13 «Чайка» седан

ГАЗ-13 «Чайка»
ГАЗ-13 «Чайка»

Основной и наиболее распространенной модификацией «Чайки» был седан, ставший главной темой этого обзора. Большинство выпущенных автомобилей принадлежало именно к этой версии, а общий тираж составил примерно 3200 экземпляров (по некоторым данным – 3179). Однако назвать точное количество сложно: несмотря на то, что ГАЗ-13 формально считался серийной моделью, он не был массовым автомобилем и чаще выпускался по индивидуальным заказам. Дополнительную путаницу в учет вносила специфическая процедура капитального ремонта: при ревизии узлов и агрегатов мог полностью заменяться кузов. Каким образом эти замены фиксировались в заводской документации и учитывались в общей статистике производства – вопрос, на который сегодня сложно дать однозначный ответ, даже знатокам модели.

Под капотом «Чайки» устанавливался V-образный восьмицилиндровый двигатель ГАЗ-13 или его модификация ГАЗ-13Д, который изначально разрабатывался для грузовых автомобилей. В зависимости от версии мотор развивал от 195 до 215 лошадиных сил, что по меркам того времени обеспечивало вполне достойную динамику при сухой массе автомобиля в 2100 кг. Разгон до 100 км/ч занимал 20 секунд, а максимальная скорость достигала 160 км/ч. В паре с двигателем работала оригинальная 3-ступенчатая автоматическая коробка передач с гидротрансформатором, управление которой осуществлялось с помощью кнопочной панели – техническое решение, выделявшее «Чайку» среди других отечественных машин.

Интерьер ГАЗ-13 «Чайка»
Интерьер ГАЗ-13 «Чайка»

ГАЗ-13А «Чайка» лимузин

Версия ГАЗ-13А формально считалась лимузином, однако этот статус она получила главным образом благодаря наличию перегородки, разделявшей передний ряд и пассажирский отсек. В остальном же автомобиль не отличался удлиненной базой или какими-либо особыми техническими усовершенствованиями. Единственное значимое отличие – отсутствие двух откидных сидений в средней части салона, предназначенных для стенографистов или охраны, как в стандартной «Чайке». Это обеспечивало пассажирам максимальную уединенность.

ГАЗ-13А выпускался исключительно по заказу Министерства обороны и был произведен в очень ограниченном количестве экземпляров.

ГАЗ-13С «Чайка» универсал

Демонстрация РАФ ГАЗ-13С Чайка на выставке советских автомобилей. Москва, ВДНХ
Демонстрация РАФ ГАЗ-13С Чайка на выставке советских автомобилей. Москва, ВДНХ

Пятидверная модификация ГАЗ-13, обозначенная индексом «С», была выпущена крайне ограниченной серией — всего около 20 экземпляров. Ее производство осуществлялось на латвийском заводе РАФ, где удлиненный кузов создавался вручную путем доработки стандартного седана. Из-за этого каждая из выпущенных машин имела небольшие отличия от остальных.

Эти универсалы использовались исключительно в медицинских целях для обслуживания высокопоставленных лиц и приближенных к номенклатуре, поэтому традиционные медицинские кресты на кузове отсутствовали, а окраска была исключительно черной. Внутреннее оснащение соответствовало стандартным санитарным автомобилям: внутри предусматривалось место для носилок.

Помимо медицинских машин, два экземпляра ГАЗ-13С были изготовлены в виде катафалков, что сделало их самыми редкими вариациями «Чайки».

ГАЗ-13Б «Чайка» фаэтон

ГАЗ-13Б
ГАЗ-13Б

Еще одна редкая модификация базового ГАЗ-13 — версия с индексом «Б», отличавшаяся открытым кузовом с откидным верхом. Как и следует из названия, этот вариант представлял собой четырехдверный автомобиль с полностью убирающейся крышей.

Основное предназначение ГАЗ-13Б соответствовало мировой практике: он использовался на официальных парадах и торжественных мероприятиях, где требовалось подчеркнуть высокий статус события. Процесс складывания тентового верха был автоматизирован — крыша убиралась с помощью двух гидроцилиндров, управляемых кнопкой из салона.

Основные отличия ГАЗ-13 «Чайка» от ЗИЛ-111

ЗИЛ-111 нередко ошибочно называют «Чайкой», хотя это название никогда не относилось к данной модели. Такое заблуждение связано с тем, что внешне автомобили действительно имеют значительное сходство. Однако их разработка велась независимо, а схожесть объясняется тем, что оба проекта создавал один и тот же дизайнер — Лев Еремеев. Несмотря на общий стиль, эти машины принципиально разные: они различаются по габаритам, техническому оснащению, интерьеру и множеству других параметров. Полное сравнение ГАЗ-13 «Чайка» и ЗИЛ-111 заслуживает отдельного детального разбора, поэтому здесь ограничимся основными отличиями.

ЗИЛ-111. Действительно очень похож внешне, но совершенно другой по сути
ЗИЛ-111. Действительно очень похож внешне, но совершенно другой по сути

«Чайка» в советской иерархии автомобилей была чем-то вроде S-класса: дорогим, представительским, но при этом достаточно массовым, чтобы допускать использование в качестве личного автомобиля с возможностью самостоятельного вождения. В отличие от нее, ЗИЛ-111 был автомобилем исключительно для высших эшелонов власти, своего рода советским «Аурусом» правительственного гаража. Передвигаться на нем могли лишь единицы — представители самой верхушки государства, а его статус не подразумевал частного владения.

Производство ЗИЛ-111 носило практически штучный характер, с широким применением ручной работы. Даже кузовные панели изготавливались без применения штамповочных прессов, вручную формовались по традиционным методам. Из-за этого в случае аварии детали нельзя было просто заменить, переставив их с одного автомобиля на другой — каждая деталь была индивидуально подогнана к конкретному экземпляру.

Сколько стоит машина «Чайка»

В отличие от прошлых времен, сегодня приобрести «Чайку» может любой желающий. По крайней мере, в теории. Однако одно условие осталось неизменным: покупателю необходимо обладать солидным капиталом. Дожившие до наших дней экземпляры выставляются на продажу по действительно внушительным ценам.

На дату (03.25) написания этой статьи, на всем нам известном сайте по продаже автомобилей выставлено всего 7 экземпляров данного автомобиля. Ценник за нереставрированный экземпляр начинается от 5 миллионов. А редкие версии, созданные по индивидуальным заказам, либо полностью восстановленные профессионалами, оцениваются уже в 20-25 миллионов рублей. Средняя стоимость ГАЗ-13 давно превысила цены современных премиальных седанов, не говоря уже о более массовых моделях.

-12

Таким образом, несмотря на прошедшие 65 лет, статус «Чайки» остался неизменным. Как и прежде, она остается символом роскоши, объектом желания – и при этом абсолютно недосягаемой для большинства.

Россия. Москва. 23 июля 2017. Автомобиль «Чайка» ГАЗ-13 во время ралли классических автомобилей «ГУМ-Авторалли Gorkyclassic -2017»
Россия. Москва. 23 июля 2017. Автомобиль «Чайка» ГАЗ-13 во время ралли классических автомобилей «ГУМ-Авторалли Gorkyclassic -2017»
А если Вы хотите быть в курсе последних автомобильных новинок, интересных фактов и знать истории автомобилей былых времен, обязательно рекомендую подписаться на мой канал. Так же рекомендую ознакомиться с другим моим материалом 👇