У нас в социальной сети есть группа, в которой публикуются новости о происшествиях в регионе.
Ежедневно появляются посты о том, как людей обманули мошенники. Причём суммы ущерба весьма немаленькие. Пострадавшие - люди разных возрастов и профессий. Сфера обмана практически не меняется - либо инвестиции, либо работа в интернете, либо звонки "представителей правоохранительных органов", которые сообщают о якобы взятых на имя гражданина кредитах для помощи одной из стран. Ах да - ещё сообщают о перерасчёте пенсии, выплатах социальных пособий, замене домофонов, электросчётчиков и прохождении флюорографии. Для чего требуется записаться в электронную очередь. Вот практически и все варианты обмана.
Говорят, что люди сейчас очень интернетзависимы. Может быть это и так, но у меня такое впечатление, что жертвы мошенников живут в вакууме - ничего не видят, ничего не слышат, ничего не читают.
Иначе как объяснить такой факт, что на протяжении двух месяцев во многих постах в этой самой нашей региональной группе фигурировал некий "майор Громов", который обманывал и обманывал - пенсионеров, людей работающих и даже одного молодого программиста. Пенсионеры ладно - может быть они и не пользуются соцсетями. Но остальные-то наверняка любят на досуге почитать местные сплетни, а количество подписчиков в этой группе весьма велико, и ведь не только в ней публикуются сводки МВД...
Впрочем, не знаю. Вполне возможно, что людям настолько некогда, что ничего не читают, телевизор не смотрят, с другими людьми не болтают.
Мы с приятельницей для здоровья ходим на работу пешком. И по пути как раз-таки болтаем. Темы разные - от того, что готовить на ужин до обсуждения местных новостей. Поэтому посты о мошенниках тоже обсуждаем. И очень нам интересно - кто же эти люди, которых обманули. Какие они, как живут?
И вот в начале марта встречаю я в электричке свою подругу детства - Аню. Не сказать, чтобы это была редкая встреча - Аня работает кассиром у нас в Магните, видимся там часто. И перезваниваемся временами. То есть ничего такого, экстраординарного, в этой встрече не было. Просто было с кем поболтать по дороге домой.
Едем, разговариваем, как говориться, ни о чём - погода, семья. И тут Аня и спрашивает:
-Василиса, а ты можешь поменять мне пароль на госуслугах? Чего-то я не могу войти...
"Чего-то я не могу войти" для меня означает одно, о чём я и спросила:
-Взломали что ли?
Аня помялась, но всё же рассказала такую историю.
После новогодних праздников, в январе, Ане позвонили и "представитель пенсионного фонда" сообщил, что ей, Анне Владимировне, необходимо явиться в местное отделение пенсионного фонда для перерасчёта пенсионного стажа.
А в биографии Ани был период, когда она работала в одном из предприятий общепита, которое не перечисляло деньги в пенсионный фонд.
И поэтому Аня с превеликой радостью согласилась записаться на приём, почему-то решив, что это касается того периода её профессиональной деятельности.
Далее ей сообщили, что сейчас ей придёт по смс номер её талона на запись. Она должна его ввести и ей сообщат время и дату приёма.
Код пришёл, Аня его честно ввела. И стала ждать ответного сообщения.
И тут раздался звонок в мессенджере по видеосвязи. Аня звонок приняла.
На фоне российского триколора и портрета Президента восседал суровый мужчина в форме.
Который представился майором Прохоровым и сообщил, что Анна Владимировна только что стала жертвой телефонных мошенников, которые взломали её личный кабинет на госуслугах, так как она самолично и добровольно ввела код из смс. И теперь от её, Анны Владимировны, имени телефонные мошенники берут кредиты, чтобы помочь одной из известных стран.
При этом он сообщил перепуганной Ане, что, в целях борьбы с телефонным мошенничеством, есть приказ, по которому представители правоохранительных органов обязаны звонить гражданам только по видеосвязи. Дабы граждане вживую, так сказать, видели с кем они общаются.
Затем каким-то образом разговор перешёл на то, что Аня бегом должна бежать в один из известных банков и взять кредит 400 000 рублей. Когда кредит будет оформлен, ей сообщат, что делать дальше.
Так как Аня, в момент разговора, находилась рядом с этим банком, то она туда и пошла. Подала заявку на кредит и села ждать одобрения.
Говорят, что не очень умным людям везёт. Аню спасла её плохая кредитная история. Был уже взятый ранее для личных нужд кредит, были несколько кредитных карт. И были задолженности и просрочки по платежам.
В кредите на 400 000 рублей банк Ане отказал.
О чём опечаленная Аня и сообщила перезвонившему ей "майору Прохорову". Майор успокоил чуть не плачущую Аню. И велел ей пойти в другой банк и взять кредит под залог одной из квартир, имеющихся у неё в собственности.
То, что "майор Прохоров" знал, что у Ани в собственности две квартиры, ещё больше убедило мою подругу детства в том, что общается она именно с представителем правоохранительных органов.
(Слушая весь этот рассказ, я с трудом сдерживалась, чтобы не разораться. Но хотелось дослушать до конца).
Итак, Аня поскакала в другой банк.
Везёт, везёт некоторым людям!
В том банке работала знакомая Ани. А городок у нас маленький, не Москва. И эта знакомая прекрасно знала, что одна из квартир Ани - доставшаяся ей от родителей - выставлена на продажу (собственно, на деньги от продажи Аня и собиралась погасить все свои личные долги).
Поэтому эту анину знакомую из банка весьма удивила просьба оформить кредит под залог именно этой квартиры. Она начала задавать Ане всякие вопросы, и Аня всё ей рассказала.
-Да ты что! Это же мошенники!
Ещё больше перепуганная Аня пулей вылетела из банка и на двое суток отключила телефон.
А когда включила:
-куча смс от банков:
Аня всё удалила.
-куча сообщений от "майора Прохорова":
"Анна Владимировна, что случилось? Я не могу до вас дозвониться!"
"Анна Владимировна, мне надо срочно с вами поговорить!"
"Анна Владимировна! Ваши дела очень плохи! За вами скоро придут!"
Все эти сообщения Аня тоже удалила.
С тех пор Аня живёт спокойно. Больше ей никто не звонил и не присылал сообщений. Арестовывать её тоже не пришли.
Единственная неприятность - не может зайти в госуслуги.
Поняв, что рассказ Ани закончен, я задала ей первый вопрос, очень спокойно, между прочим.
-То есть ты полтора месяца живёшь со взломанными госуслугами?
-Ну да. А что такого? Я ими вообще редко пользуюсь.
-А не думаешь ли ты, что кто-то другой от твоего имени полтора месяца пользуется ими часто?
Аня пожала плечами:
-Так банки им всё равно кредитов не дадут - я смс-ки все поудаляла.
-А про МФО ты не думала?
Аня честно подумала и ответила:
-Так МФО много денег не дадут.
-А если взять по 20 тысяч в 20 МФО? И ещё - взял кто-то, а отдавать долги будешь ты!
Аня опять задумалась, видимо, считала. Произведя расчёты, опечалилась.
Я велела ей галопом нестись в МФЦ и восстанавливать доступ. А после восстановления попросить проверить кредитную историю. Аня всё честно записала на бумажке.
На этом распрощались.
Продолжение истории.
Помчавшаяся моментом в банк брать кредит для мошенников, Аня соизволила обратиться в МФЦ только через неделю после нашего разговора. О чём и сообщила мне радостным голосом по телефону.
При этом добавила, что там она с такой проблемой была не одна - за ней ещё было 5 человек. Так что никакая она не дура, а просто мошенники гипнотизируют по телефону. Хотела я ей сказать, что, может быть, этих людей взломали не два месяца назад, а вчера, но не стала. Потому что не хотела услышать в ответ, что её, Аню, загипнотизировали сильнее остальных...
А вот кредитную историю ей не посмотрели. Сотрудница МФЦ сказала, что не имеет права. Смотрите сами. А как смотреть Аня не знает, поэтому давай, Василиса, я встречу тебя после работы и ты мне посмотришь.
Я пыталась ей объяснить, что это персональная информация. Что, например лично я была бы не в восторге, если бы посторонний человек - а я для Ани, в принципе, посторонний человек - видел данные о моих кредитах и долгах. Но Аня сказала, что всё это фигня и скрывать ей нечего.
Ну ладно, договорились, встретились, зашли в кафе. Стали смотреть. Да, была куча заявок на кредиты во всех известных банках под залог квартиры. Все заявки отклонены банками. Не знакомые с жизнью и ценами на жильё в российской провинции мошенники просили слишком много. Столько не стоят квартиры у нас в городке.
Кредитов, взятых в МФО, мы не увидели. Аня повеселела и заказала по пирожному. Хотела по бокалу вина, но я не пью.
Вроде бы и конец истории. Но...
Вышли мы из кафе и Аня вдруг спросила:
-Так что мне теперь сказать майору Прохорову, если позвонит? Что доступ на госуслуги я восстановила и что кредиты мошенники не оформили?
Я впала в ступор, а потом - наконец-то - заорала:
-Аня, да какой майор Прохоров?!!! Ты что - не поняла, что это тоже был мошенник???!!!
Аня возмутилась:
-Но он в форме был! И Флаг России и портрет Путина!
-Да хоть 10 флагов и портретов! Не имеют права сотрудники правоохранительных органов звонить тебе по мессенджеру! Повесткой обязаны вызывать!
-А он сказал, что у них новый приказ такой по борьбе с мошенниками - звонить только по видеосвязи!
У меня больше не было приличных слов....
Увидев, что я молчу, Аня торжествующе добавила:
-И откуда мошенники могут знать, что у меня в собственности две квартиры? Так что из органов он!
-Аня, да из госуслуг твоих взломанных он видел сведения о недвижимости! - пыталась я достучаться до разума своей подруги детства.
Аня недоверчиво покачала головой и, сославшись на дела, быстренько со мной распрощалась.
И ведь Аня - моя ровесница, нестарая ещё женщина, любит почитать новости в социальной сети, я это точно знаю. Может быть посты о мошенниках кажутся ей слишком сложными?
Какой майор позвонит ей следующим - Иванов, Петров, Сидоров?