Найти в Дзене
Записки актёра

Не искусство, а эрзац: Олег Басилашвили разнёс нынешних режиссёров и театр, погрязший в пошлости

Оглавление

Здравствуйте ! Ох, как же я согласен с Олегом Басилашвили! Русский театр, на мой взгляд, переживает не лучшие свои времена. С каждым годом на постановки выделяются колоссальные суммы, технологии шагнули далеко вперёд, но вот душа искусства, похоже, куда-то исчезает. Вместо искренних эмоций — бездушные концепты, вместо глубоких психологических образов — откровенный эпатаж. Всё чаще создаётся впечатление, что на сцене идёт борьба не за зрителя, а за шок и скандал. В этом смысле слова Олега Басилашвили звучат особенно остро и актуально. Обсудим его высказывание и обменяемся мнениями о современном русском театре

Олег Басилашвили
Олег Басилашвили

Дорогие читатели, как всегда, напомню, что своё мнение я никому не навязываю, а ваши мысли очень жду в комментариях.

Эволюция искусства или его деградация?

Не так давно я уже поднимал тему современной режиссуры и обсуждал творчество так называемых новаторов от театра — Богомолова, например, и прочих. Их спектакли получают гранты, награды, признание критиков, а сами они руководят театрами и обучают новое поколение артистов, прививая им совершенно чуждые русской театральной школе ценности. И самое удивительное, что многие воспринимают это как закономерный путь развития театра.

Мол, классическая русская драматургия устарела, ей необходима перезагрузка, осовременивание, включение актуальной повестки. Зрителю, якобы, уже неинтересны Чехов, Островский, Шекспир в их традиционном прочтении — нужно что-то свежее, дерзкое, ломающее каноны. Именно так мне часто говорят коллеги артисты, когда речь заходит у нас о современном театре и вообще искусстве. Да и в комментариях к моим статьям я всё чаще вижу мнения, мол, классику без современной интерпретации больно и скучно смотреть.

-2

Но возникает вопрос: если зритель действительно так устал от классики, почему традиционные постановки по-прежнему собирают аншлаги, а эпатажные интерпретации нередко остаются непонятыми публикой и критиками? Почему большие (по-настоящему) артисты и деятели культуры так рьяно выступают против нынешних тенденций в театре?

Именно поэтому мне было так приятно услышать слова Олега Басилашвили. Он выразил мои мысли лучше, чем я сам мог бы это сделать:

"Сейчас режиссура пытается добраться до чувств зрителей подчас формальными средствами. Бывает так, что прикрываются яркими заплатами, но на самом деле просто не умеют работать с актерами. Желание не прочесть пьесу, а показать, насколько оригинальна собственная фантазия. Исчезает сам дух произведения, то, ради чего пьеса была написана. Молодые режиссеры сегодня занимаются самопоказом. Недавно слушал в записи выступление Георгия Товстоногова. Вот его спрашивают: "Что в режиссере вы цените больше всего?" Он задумался и ответил: "Бескорыстие". Режиссер в театре для того, чтобы вскрыть то, что заложено в пьесе, показать эмоцию, которая волновала автора. Наградить этой эмоцией актеров, художников и создать то, во имя чего написана пьеса. Это и будет самовыражением. А у нас ставят, например, "Три сестры". Они беззащитны перед миром. Это надо ощутить кожей, плотью. Чтобы не вникать в психологию, гораздо проще раздеть актрис, поставить на авансцене голыми, а когда спросят, почему они раздеты, объяснить, что они не защищены от мира. Это не искусство, это эрзац..."
-3

Лучше и не скажешь. Вместо того чтобы работать с текстом и актёром, вникать в мотивы персонажей, передавать зрителю авторскую эмоцию, современные режиссёры подменяют смысловые глубины эффектными визуальными символами. Превращают драматическое искусство в концептуальный перформанс, где главный герой — не Чехов или Шекспир, а самолюбование постановщика.

Примеров подобных подмен множество. Когда вместо живой, многослойной Раневской на сцену выходит персонаж мужского пола, и главный его посыл, мол, гляньте, мы Раневскую мужиком сделали — это не искусство, это провокация. Когда в "Ромео и Джульетте" вместо юных влюблённых нам предлагают откровенно агитационное зрелище, в котором герои не друг друг любят, а своих друзей — это не эксперимент, а навязанная идеология. В таких постановках зритель не погружается в историю, не сочувствует героям, не переживает катарсис. Он лишь наблюдает за попыткой режиссёра удивить и шокировать.

Тренды или насаждение?

Одна из главных манипуляций заключается в том, что публике пытаются внушить: раз подобные постановки получают премии, значит, это и есть настоящее искусство. Но кто устанавливает тренды? Кто решает, что именно этот спектакль достоин "Золотой маски", что именно этот режиссёр должен получить грант? Если бы публика действительно жаждала радикальных интерпретаций классики, зачем тогда "обычным" спектаклям с привычной режиссурой и актёрской игрой собирать полные залы?

С Алисой Фрейндлих в спектакле
С Алисой Фрейндлих в спектакле

Складывается ощущение, что зрителя методично приучают к "новому искусству", настойчиво разъясняя: это прогрессивно, это современно, так и должно быть. Финансирование выделяется именно таким постановкам, критики их восхваляют, их авторов продвигают, их ученики занимают ключевые позиции в театральном образовании. Вопрос: если это естественная эволюция искусства, почему её приходится навязывать сверху?

Олег Басилашвили сказал о театре с болью. Потому что театр — это не набор визуальных эффектов, не шок ради шока, не игра в провокацию. Театр — это эмоция, это душа, это диалог актёра со зрителем. Если этот диалог превращается в навязчивую лекцию, если зрителю вместо живого искусства предлагают надуманные концепции, мы действительно теряем великий русский театр.

И вот главный вопрос: это эволюция или деградация?

Мне кажется, ответ очевиден. А вы как думаете? Согласны ли с Басилашвили? Очень жду ваших комментариев.

-5

Ну и перед тем, как попрощаться хочу поделиться находкой, которая давно уже стала моей личной киноподсказкой — это канал "Подборки фильмов и сериалов". Подписан на него уже давно и сам читаю.

Часто открываю для себя через него новые, интересные и качественные проекты — и это не только распиаренные новинки, но и малоизвестные шедевры, которые можно легко упустить. А ещё там бывают классные обзоры уже знакомых фильмов: иногда узнаю неожиданные факты даже о культовых картинах, которые пересматривал не раз.

Если не знаешь, что включить вечером или на выходных — просто загляни туда. Подборки всегда актуальные, со вкусом, без проходной халтуры, которую мы часто обсуждаем. Очень советую.

Вот ссылка на канал — загляните, если любите хорошее кино!

Очень вас прошу подписаться на Телеграм - канал «Записки актёра»! Вы очень поддержите и поможете развитию моего проекта🙏 Там вас ждёт много интересных моментов из закулисья, викторины по кино и театру и многое другое. Спасибо вам огромное!

Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:

Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!

Удачи вам, здоровья и только правды!

Автор: Сергей Марочкин

До встречи!