Найти в Дзене
МОСКВОВЕДЕНИЕ

Особняк Арсения Морозова: «глупый и ненужный дворец для глупого и ненужного человека»

— так размышлял при виде строящегося дома князь Нехлюдов, персонаж романа «Воскресенье» Льва Николаевича Толстого. Белоснежный дом, усеянный ракушками, смешил и возмущал современников, но в наши дни он является памятником архитектуры федерального значения. Как же состоялась встреча архитектора и заказчика, ставшего для последнего роковой? Морозовы - купеческая династия старообрядцев, входивших в число богатейших предпринимателей России и оставивших после себя немало чудесных особняков, украшающих столицу и по сей день. Самым эксцентричным представителем рода, как и в сказках, являлся Арсений, третий сын Абрама и Варвары Морозовых, который в семейном бизнесе никакого участия не принимал, но прославился исключительно как владелец необычного дома на Воздвиженке. Куда больше управления мануфактурой Арсения занимали разнообразные духовные практики, охота, вечеринки или путешествия, как раз в одном из которых он встретился с архитектором Виктором Мазыриным по прозвищу Анчутка (чертёнок). Маз

— так размышлял при виде строящегося дома князь Нехлюдов, персонаж романа «Воскресенье» Льва Николаевича Толстого. Белоснежный дом, усеянный ракушками, смешил и возмущал современников, но в наши дни он является памятником архитектуры федерального значения. Как же состоялась встреча архитектора и заказчика, ставшего для последнего роковой?

Морозовы - купеческая династия старообрядцев, входивших в число богатейших предпринимателей России и оставивших после себя немало чудесных особняков, украшающих столицу и по сей день. Самым эксцентричным представителем рода, как и в сказках, являлся Арсений, третий сын Абрама и Варвары Морозовых, который в семейном бизнесе никакого участия не принимал, но прославился исключительно как владелец необычного дома на Воздвиженке. Куда больше управления мануфактурой Арсения занимали разнообразные духовные практики, охота, вечеринки или путешествия, как раз в одном из которых он встретился с архитектором Виктором Мазыриным по прозвищу Анчутка (чертёнок).

Виктор Мазырин
Виктор Мазырин

Мазырин был заядлым путешественником, увлекался оккультными науками и считал себя никем иным, как реинкарнацией строителя египетских пирамид, но несмотря на свои оригинальные взгляды, входил в элитарный круг культурных деятелей Москвы - был дружен с художниками Константином Коровиным и Валентином Серовым, певцом Фёдором Шаляпиным, знавался с живописцем Виктором Васнецовым, писателями Максимом Горьким и Александром Куприным. 

Для Морозовых Мазырин был «семейным» архитектором, ведь в 1891 году он расширял пристройками дом Варвары Морозовой на Воздвиженке, а в 1894 перестроил особняк для ее старшего сына Михаила, дополнив его египетским холлом, мавританским залом, конюшней и каретным сараем. Неудивительно, что строительство дома для своего младшего сына Арсения, Варвара Алексеевна могла поручить именно уже знакомому Мазырину.

Варвара Алексеевна Морозова кисти Константина Маковского
Варвара Алексеевна Морозова кисти Константина Маковского

Когда в 1892 году Варвара Алексеевна выкупила участок по соседству с собственным домом, вероятно, она была весьма довольна сложившимися обстоятельствами. Дело в том, что на этом участке располагался ни много, ни мало, а настоящий цирк с конями - первое в Москве деревянное здание для конных представлений. Можно представить, как утомительно для Морозовой было подобное соседство. Но вот цирк сгорел (вероятно, по причине поджога), средств на восстановление у владельца не нашлось, и участок был выкуплен предпринимательницей, которая преподнесла его в качестве подарка на 25-летие младшего сына. 

-4

Для Арсения Мазырин спроектировал дом в модном русском стиле, но новоиспеченный хозяин земли отверг скучный проект, чем привел архитектора в восторг. Через некоторое время они решили отправиться в совместное путешествие по Европе, во время которого им приглянулся португальский дворец Пена, построенный в нескольких стилях одновременно: псевдосредневековом и испано-мавританском. Идея смешения разных стилей показалась Арсению невероятно привлекательной, и Мазырин принялся за работу. 

Помимо поисков архитектурного вдохновения, Мазырин обучал нового друга своим практикам, что нашло отражение в построенном доме. Дверной проем украшен морскими канатами, завязанными в узлы, символизирующие удачу в Португалии.

-5

Главный вход выполнен в форме подковы — традиционного русского оберега. Над дверью, прикованный цепью, величественно возвышается дракон — восточный знак власти.

-6

Интерьеры особняка менялись от комнаты к комнате: ампир, псеводоготика, барочный, арабский и китайский стили сливались в неповторимый калейдоскоп. 

2020г, Федосов С.
2020г, Федосов С.

Неизвестно, вспоминала ли Варвара Алексеевна канувший в Лету конный цирк, когда вместо особняка в классическом стиле по соседству выросла мавританская диковинка, но сына она припечатала фразой: «Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!». Но несмотря на досужие сплетни, «Дом дурака» очень радовал своего хозяина, часто устраивавшего в его стенах шумные вечеринки. Так и жил он счастливо до 1908 года. 

-8

В один из дней, когда Морозов находился на семейной фабрике в Твери, в кругу друзей Арсений уверял, что способен перестать ощущать боль по собственной воле благодаря оккультным практикам Мазырина. С доказательство своих слов он выстрелил себе в ногу и, не выдав ни малейшего признака страдания, одержал победу в споре. Однако радость триумфа была недолгой — рана, оставленная без должного ухода, привела к смертельному заражению крови, и всего через три дня 35-летний Арсений покинул этот мир.

Арсений Морозов
Арсений Морозов

Но тут же прогремел новый скандал: известный кутила завещал свой дом вовсе не законной супруге, а любовнице Нине Коншиной (Окромчаделовой), которую описывали как «молоденькую закавказскую красавицу, ласковую, умную, зачаровавшую чуть не пол-Москвы». Встреча Арсения и Нины состоялась в поезде, когда Морозов в очередной раз направлялся по делам на фабрику в Тверь. С той встречи влюбленные не расставались, хотя по Москве ходили слухи, что столь счастливое знакомство с миллиардером было подстроено братом Нины, впрочем, авантюристка Коншина быстро продала наследство нефтепромышленнику Левону Манташеву, по достоинству оценившему экзотическую постройку.

После революции дом служил штаб-квартирой анархистов, но вскоре его заняла Первая рабочая труппа театра Пролеткульта, где проживали поэты Сергей Есенин и Сергей Клычков. В 1920-е годы с театром сотрудничал Сергей Эйзенштейн, создавая авангардные постановки. С конца 1920-х годов здание стало домом для дипломатических миссий: японского, затем британского посольств и редакции газеты «Британский союзник», а позже индийского посольства.

1925г
1925г

В 1959 году особняк перешел к Союзу советских обществ дружбы, став известным как Дом дружбы народов, где проходили культурные мероприятия и встречи с иностранными деятелями. В 1995 году на стене появилась мемориальная доска в честь архитектора Мазырина. 

-11

Дом приёмов Правительства Российской Федерации, занимающий особняк в наши дни, был открыт в январе 2006 года для проведения официальных мероприятий, включая те, что связаны с российским председательством в «Большой восьмёрке». В процессе подготовки были бережно восстановлены уникальные интерьеры особняка. Сегодня он служит площадкой для встреч правительственных делегаций, дипломатических переговоров и конференций международных организаций.

alexiskiskis