Я долго уговаривала мужа представить наконец-то отчёт о его командировке в Калмыкию. И вот наконец, сварив себе для вдохновения калмыцкого чая, к которому пристрастился в командировке, он написал и представил мне отчет. Делюсь с вами!
Что общего между городками родной Калужской глубинки Спас-Деменском, Сухиничами, Хвастовичами и столицей Калмыкии Элистой? В любой из этих городов можно отправится с перрона №4 Московского автовокзала возле метро Юго-Западная. Но сегодня выбирать мне не приходилось - приказ о командировке предписывал мне отправиться в Элисту и никуда иначе.
Представление об этом городе я не имел, но знал, что в Элисте находится самый большой в Европе буддийский храм. И в командировку я отправлялся с удовольствием, ожидая от буддийского региона новых впечатлений и даже некоторой экзотики.
Дорога прошла без сюрпризов, преимущественно во сне, ночью. Автобус прибыл на вокзал Элисты утром следующего дня.
Предстояло добраться до местного управления Россельхознадзора, где должен был встретится со специалистом одного из московских институтов, совместно с которым было намечено выполнить задание начальства. Расспросы о том, как добраться по адресу управления порадовали отзывчивостью местных жителей, готовых чуть ли не за руку проводить гостя города до его цели.
Именно из окна маршрутки, куда был усажен заботливыми горожанами, я впервые увидел величественный храм (хурул) Золотая обитель Будды Шакьямуни. Кстати, в маршрутках Элисты кроме водителя обязательно присутствует человек, собирающий плату за проезд и выдающий сдачу, объявляющий остановки и общающийся с пассажирами по иным поводам. В калужских маршрутках всем этим занят водитель, который при этом ещё умудряется следить за дорожной обстановкой (это уж как получится). Интересно, что наличие ещё одной оплачиваемой штатной единицы в маршрутке сказалось на цене проезда в ней самым удивительным образом - проезд в два раза дешевле, чем в калужской!
Не успев порадоваться увиденному храму и удивиться парадоксам ценообразования, я добрался до цели, где и приступил к обязанностям командированного. Знакомство с достопримечательностями столицы Республики Калмыкия удалось продолжить только вечером, после заселения в гостиницу «Элиста».
Весной 1862 года бывший русский крепостной крестьянин Степан Прокопьевич Кийков по совету калмыка Болы основал первую землянку в балке Элиста-Сале. К осени 1865 года этот населённый пункт насчитывал уже 15 дворов. По тем временам солидно, и именно 1865 год назначен годом основания Элисты (название образовано от калмыцкого слова «элст» - песчаный). Уже к 1888 году Элиста стала волостным центром Черноярского уезда, а к 1907 году — центром Манычского улуса. Конечно, в сравнении со многими городами центральной России, возраст небольшой, поэтому достопримечательности города больше всего относятся к современности, а не к старине. И на мой взгляд, самая выдающейся из них — уже упомянутый хурул «Золотая Обитель Будды Шакьямуни».
Храм этот был построен во время президентства в республике Кирсана Николаевича Илюмжинова и открыт в 2005 году. Как позже мне рассказали, на постройку храма сбрасывались все предприятия и предприниматели Калмыкии. Сбор средств проводился в добровольно-принудительном порядке (со слов коллег, порядок был более принудительным, нежели добровольным). Впрочем осуждать своего ровесника Илюмжинова не хочу: храм получился великолепный! Да и биография К.Н. Илюмжинова вызывает уважение. К тому же мама его, Римма Сергеевна, как-никак коллега - много лет проработала ветеринарным врачом в Элистинской городской станции по борьбе с болезнями животных.
Примечателен не только сам храм, но и окружающая его территория, где вокруг храма расположены 17 пагод со статуями великих учителей буддизма и, конечно же, молитвенные барабаны. На поверхности барабанов, на тибетском языке написана знаменитая мантра «Ом мани падме хум», мантры имеются и на свитках внутри барабана. Буддисты верят, что при вращении барабана по часовой стрелке вырабатывается положительная энергия, что позволяет накапливать мудрость. Те же процессы происходят при обходе храма вокруг (делают это также по часовой стрелке).
Сочтя, что положительной энергии и мудрости мало не бывает, я конечно и барабаны покрутил и хурул обошел.
Побывал и внутри. Вход буддийский храм разрешён всем, независимо от того, какую религию (или вообще никакой) исповедует посетитель. При входе в храм необходимо снять обувь и головные уборы (распространяется и на женщин), ну и соблюдать приличия в одежде: шорты, миниюбки нежелательны. К сожалению, фотографировать нельзя. При входе в «Золотую обитель Будды Шакьямуни» вас встречают впечатляющие изображения Зелёной Тары — буддийского божества, защищающего от страхов и опасностей. Она быстро приходит на помощь, избавляет от страданий и болезней, очищает прежнюю карму. Тут же, с левой стороны, находятся полки для обуви. Справа — киоск с разными буддийскими вещами: хадаки, колокольчики, чётки, статуэтки Будды, танки (изображения на буддийскую тематику) и т. д. Разувшись и осмотревшись, можно пройти в алтарную часть — отдельное просторное помещение, двери — прямо. Именно там находится позолоченная статуя Будды, высотой 9 метров (вторая по величине в Европе, первая — тоже в Калмыкии, в городе Лагань).
По обе стороны прохода к алтарю — возвышения, где сидят монахи (ламы), которые в момент моего посещения отсутствовали. Для простых смертных, которым нельзя возвышаться над ламами — низенькие скамейки. На возвышении собственно алтаря, кроме Будды, одетого в жёлтое одеяние, — фотография Далай Ламы, столики для украшений и подношений. Есть и ящик, куда можно опустить деньги.
Мы с московским коллегой были в храме уже ближе к вечеру, но несмотря на отсутствие лам, народу было много. Все сидели, кто на скамейках, кто просто на полу, почему - то в левой, если смотреть от входа, половине помещения. Возможно тоже какой-то обычай (если кто-то знает — напишите в комментариях).
Кто-то из присутствующих читал, кто-то, возможно, медитировал, а кто-то просто дремал, так по крайней мере мне показалось.
При выходе из алтарного помещения нельзя поворачиваться спиной к изображениям Будды и Далай Ламы. Это же правило соблюдается по отношению к храму при выходе с его территории. Посему мы с коллегой опустив малую толику в ящик для пожертвований, пятясь назад и стараясь не споткнуться, удалились из храма.
«Золотая обитель Будды Шакьямуни» - храм буддийский, но и наследие языческих культов и местных особенностей здесь также присутствует: перед храмом — скульптура Белого старца (Цаган Аава), символизирующего в буддизме плодородие и благоденствие, и в то же время - языческого хранителя жизни и долголетия у монгольских народов. Белый старец считается покровителем Калмыкии, и для местного колорита, возле колен Старца, примостился сайгак с робким взглядом.
Белого старца можно встретить не только на территории храма, но и в парке «Дружба», который находится на улице Ленина, напротив гостинницы «Элиста).
Конечно же там есть и ещё один Будда в жёлтых одеждах, и множество иных мемориалов и скульптур,
в том числе памятник джангарчи Ээлян Овла, из уст которого были записаны песни калмыцкого эпоса «Джангар», множество жанровых скульптурных изображений.
Вообще скульптуре на улицах Элисты можно и нужно посвятить отдельную статью и статья эта уже написана!
Но основная достопримечательность парка «Дружба» - «Золотые Ворота».
Эпизоды из эпоса «Джунгар» и быта калмыцкого народа запечатлены в 28 изображениях на воротах. Щедро украшены ворота и буддийскими символами и орнаментами.
О том, что проходя сквозь ворота можно загадать желание и оно непременно сбудется, если при этом зазвенят колокольчики, подвешенные на воротах, я узнал после того, как уехал из Элисты. Великолепные возможности были упущены!
Но возможность поправить карму, покрутив молитвенный барабан в Пагоде семи дней на площади Ленина, упущена не была. В барабане — 75 миллионов мантр! К тому же мантра «Ом мани падме хум» на поверхности барабана написана не только на тибетском языке, но и на калмыцком и санскрите. Барабан массивен, чтобы вращать его нужно приложить некоторое усилие. Карму нелегко исправить!
Ещё немного буддийской экзотики - флажки "Лунгта". В Элисте их можно увидеть не только на территории храмов. Могут быть пяти цветов: красный цвет символизирует огонь, синий — воду, желтый — землю, зеленый — дерево, а белый — железо.
Кроме центрального хурула, очень значим - хурул Сякюсн-Сюме или «Геден Шеддуп Чойкорлинг» (Святая обитель просвещённых монахов). Хурул был открыт в 1996г., и в 2004г. был освящён самим Далай Ламой! Местные коллеги утверждали, что один из лам этого хурула - по национальности русский.
Отстранимся немного от буддизма (отстранится полностью в Калмыкии не получится) и посмотрим на менее духовные вещи. Проходя по улице Ленина (она разумеется главная в городе), обращают на себя внимание увитые растениями перголы над тротуарами.
Глубокой осенью в Элисте далеко не жарко, но представьте, как хорошо гулять по таким тротуарам знойным летом!
И ещё одна немаловажная сторона жизни Элисты:
Кирсану Илюмжинову довелось быть и Президентом Республики Калмыкия, и Президентом Международной шахматной федерации. Но не только это послужило славе Элисты, как шахматной столице России. Есть версии, что изобретение игры связано с расцветом буддийской философии и являлось одним из методов её объяснения и популяризации. Недаром шахматы всегда были необычайно популярны среди принявших буддизм монгольских народов (калмыки, буряты, тувинцы). Шахматы непременно были в каждой юрте. Более подробно о роли шахмат у калмыцкого народа можно узнать здесь.
В 1998 году в Элисте к Всемирным шахматным соревнованиям был построен целый город — Сити-Чесс. При этом не был забыт великий шахматист и пропагандист этой игры О. И. Бендер. И хотя папа его был турецко-подданный, памятник ему воздвигнут именно в Элисте.
Посему город Сити-Чесс, местные иногда по праву называют Нью Васюками!
Увековечена память Остапа Ибрагимовича и в официальной топонимике города: на фото проспект О. Бендера.
Не только столицей славна Калмыкия. Есть там немало предметов для удивления для жителей средней России. Но об этом - в продолжении.