Найти в Дзене

Становление цементной промышленности на Кубани

Открытие высококачественного сырья - "самородного цементного камня" связано с именем Осипа Мартыновича Кучеры. Весной 1879 г. он провёл несколько химических анализов мергелей и, ободрённый результатом, совместно с В. Долгим получил первые килограммы новороссийского цемента.

Администрация Черноморского округа, понимая перспективность этой отрасли, объявила о поддержке тех лиц, которые захотят заняться "цементным делом", что вполне совпадало с общим направлением государственной политики. Государственный совет, обсуждая положение отечественной цементной промышленности, постановил ввести пошлину на ввозимый иностранный цемент. Это было связано с тем, что "дальнейшее развитие у нас сего дела представляется затруднительным без оного..."

Следовательно, введение пошлины - это серьёзная поддержка молодой отечественной отрасли. размеры пошлины часто пересматривались и достигли в 1891 г. десяти копеек золотом с каждого ввозимого пуда.

Перспектива получения огромных прибылей на производстве цемента привела одесского инженера Ф.М. Шашина к созданию акционерного общества. Заинтересованные лица стремились привлечь в компаньоны В.П. Ливена - талантливого предпринимателя и химика. Известность он приобрёл как автор нескольких статей по технологи и экономике цементного производства. По его проектам были построены Рижский и Порткундовский цементные заводы, а сам он являлся директором этих предприятий.

Однако между В.П. Ливеном и Ф.М. Шашиным возникли разногласия, развитие которых привело к скоропостижной смерти последнего.

Ливен В.П. добился согласия новороссийского землевладельца генерал-майора Л.Е. Адамовича стать одним из учредителей акционерного общества для постройки и эксплуатации цементного завода. Устав "Общества Черноморского цементного производства" был утверждён в январе 1882 г, а завод - первенец цементной промышленности Юга России (завод "Пролетарий") запущен в декабре этого же года.

Для строительства завода собрали немалый по тем временам капитал в 500 тысяч рублей. Завод строился по проекту и под непосредственным руководством В.П. Ливена, на земельном участке, принадлежавшим обществу, вне городской черты Новороссийска, недалеко от Цемесской бухты.

Оборудование завода соответствовало материально-техническому уровню не только отечественной, но и мировой цементной промышленности того времени.

Завод "Черноморский", на котором работали триста рабочих, стал седьмым предприятием страны и вошёл в ядро новой отрасли.

Предприятие работало в благоприятных условиях: уникальное сырьё, удобное залегание и его легкодоступность, давали преимущества перед другими цементными заводами страны. Производство цемента из Новороссийского сырья сокращалось на пять операций, по сравнению с другими заводами.

Высокая конкурентоспособность черноморского завода дополнялась и прекрасными условиями сбыта.

Удобный морской путь обеспечивал доставку цемента в различные регионы страны для строительства разнообразных объектов. С проведением в 1888 г. железной дороги к Новороссийску резко увеличились возможности вывоза готовой продукции.

Успехи позволили владельцам завода построить собственную эстакаду, складские помещения на берегу бухты, обзавестись несколькими баржами и двумя пароходами, подвижным железнодорожным составом. В 1888 г. акционерный капитал достиг 800 тысяч рублей, а на следующий год составлял уже 2,1 млн. рублей.

Предприятие заняло ведущую роль в цементной отрасли страны. Его проектная мощность была рассчитана на ежегодное производство 7 млн. пудов, а в его 11 цехах работало более тысячи человек.

Стремясь устранить потенциальных конкурентов, Черноморское общество стало распространять слухи об ограниченности местного сырья и даже о возможном его истощении.

Попытки построить цементные заводы в географическом районе - ст. Верхнебаканская - Новороссийск - Геленджик предпринимались довольно часто, что было связано с высокими доходами в этой отрасли. Однако Министерство государственных имуществ, ведавшее казёнными землями, отклоняло все ходатайства, мотивируя отказ неустроенностью поселений. Более того, министерство отменило уже заключённые арендные договоры между предпринимателями и отдельными населёнными пунктами.

Следует заметить, что были и исключения, и некоторым удавалось арендовать необходимые земельные участки. По условиям аренды запрещалось строить заводы на месте, но разрешалось вывозить сырьё за пределы Кубанской области. Среди подобных удачливых арендаторов можно назвать К.Д. Волохова, И. Модленно, Д.М. Веретоженко.

Только в 1895 г. появилось второе сообщество предпринимателей - "Франко-русская акционерная компания портланд-цементного производства в Геленджике". Её учредителями выступили уже известный нам генерал-майор Л.Е. Адамович и три французских предпринимателя.

Прошение об учреждении компании поддержал начальник Кубанской области. Хотя Л.Е. Адамович арендовал у жителей Геленджика 750 десятин земли, в уставе Франко-Русской компании указано, что ей передаются права аренды только на 13,8 десятин. Акционерный капитал утверждался в сумме 2 млн. 250 тыс. франков (848 тыс. 750 рублей). Правление этой компании обосновалось в Париже.

В мае 1896 г. компания запустила завод "Геленджик", с суммой годового производства в 895 тысяч рублей.

В 1898 г. состоялось открытие третьей акционерной компании.

Три российских предпринимателя из прибалтийских губерний и один германский подданный добились утверждения устава Общества портланд-цементного завода "Цепь" в Новороссийске. Учредительный капитал составил 750 тыс. рублей, а правление общества находилось в Петербурге. Владельцами акций первого выпуска стали 20 российских предпринимателей и один иностранный подданный. Завод "Цепь" (позже - "Октябрь") был пущен в апреле 1899 г. На заводе работало 400 рабочих, а сумма первого года производства составила 500-750 тысяч рублей.

В декабре 1900 г. все три предприятия объединились в крупную монополию под названием "Главная контора по продаже портланд-цемента Юга России в Санкт-Петербурге" ("Цементкруг").

Под влиянием событий 1905 года, правление ряда станиц, игнорируя официальные запреты властей, возобновили сдачу своих земель в аренду. Этим воспользовалась группа купцов во главе с Е. Тенедиевым и Д. Цертосом. Им удалось не только заключить договор с правлением ст. Верхнебаканской на аренду земельного участка, но и получить право на постройку завода. В строительстве и эксплуатации завода первоначально удалось заинтересовать 17 предпринимателей, а в 1911 г. уже 47 человек вложили свои капиталы в новое предприятие.

Недалеко от Ейска купцом И.И. Варваровым на личные средства был построен цементно-алебастровый завод "Пионер". По условиям арендного довора с Ейской городской управой купцу разрешалось использовать местное сырьё - ракушку. Были попытки и привозить мергель из Новороссийска. Своё творение И.И. Варламов оценивал очень высоко: "На всём земном шаре существует только два таких цементных завода: Ейский и на острове Цейлон. Качество цемента превосходит все лучшие известные до сих пор цементы в России", - писал он в 1912 году.

Не выдержав борьбы с "Цементкругом" и банками, И.И. Варламов вынужден был в 1913 году продать завод.

Новые владельцы (отставной есаул Т.Ф. Камянский и дворянин Ф.К. Приймак) образовали товарищество "Азово-Кубанский портланд-цементный завод "Пионер", но их попытки поднять производство успехом не увенчались.

Южнее Туапсе в 1910 г. инженер путей сообщения Т.М. Тихомиров на личные средства попытался построить завод "Молот", но возведённый без достаточной сырьевой базы, он больше простаивал, чем работал.

Пуск завода "Бетон" (затем -"Первомайский") на станции Тоннельная состоялся в 1912 году. Он был построен на средства новороссийских и екатеринодарских предпринимателей, объединённых Е. Тенедиевым и Д. Цертосом в Черноморско-Кубанское товарищество производства портландского цемента "Бетон". Это предприятие оказалось самым мощным и жизнеспособным из всех созданных в годы общего экономического подъёма начала 20 века.

В августе 1913 года свой первый цемент выпустил завод "Титан", принадлежавший Торговому дому "А.М. Ершов и сыновья". Предприятие было построено на арендуемом земельном участке станицы Верхнебаканской. Строительство завода обошлось в 550 тыс. рублей. Владельцы "Титана" держались замкнуто, - за все годы своего существования (1913-1920) не было принято ни одного пайщика.

После долгого строительства, в конце 1913 года, был пущен завод "Скала", построенный на капиталы акционерного общества "Аиндар". В составе этого общества преобладала казачья буржуазия, лидерами которой выступали К.Л. Бардиж, Н.С. Рябовол, К.Т. Живило и другие. Завод "Скала", расположенный у разъезда Гайдук недалеко от Новороссийска, даже к моменту национализации Советской властью, слабо использовал свои мощности.

На станции Тоннельная в 1913 г.вошёл в строй завод "Орёл", на строительство которого и аренду земельного участка было собрано 2,2 млн. рублей. Его продукция очень быстро завоевала свою репутацию на Кавказском рынке.

В годы Первой мировой войны группой, возглавляемой А. Сидоровым удалось запустить завод "Победа" (позже - "Победа Октября") у разъезда Гайдук.

Общая картина развития местной цементной промышленности к лету 1914 года состояла следующим образом: пять из девяти работавших заводов ("Черноморский", "Геленджик", "Цепь", "Бетон" и "Титан") производили цемент круглый год и завоевали очень высокий авторитет у потребителей. Вклад в общее производство страны этой группы составлял более трети.

Три предприятия ("Пионер", "Молот" и "Скала") технологически правильной и круглогодичной выработки цемента не вели.

Ещё одно предприятие -"Орёл" менее чем за год не только успешно наладило производство, но и привлекло внимание потребителей к своей продукции.

После национализации в марте- августе 1920 года, материально-техническая база и возможности этих предприятий использовались Советской властью при переходе к новой экономической политике.

Литература:

Черников В.Н. Цемент на Кубани//По страницам истории Кубани (краеведческие очерки). Краснодар, 1993. С. 143-151.

© Филиппов Е.В.