Группа была создана гитаристом Ником Орландо под именем Funereus в апреле 1992 года, в Штатах. Под данным названием команда записала одно демо Rehersal/Demo 1992. В следующем году музыканты сначала поменяли свое имя на Asmodeus, после этого они наконец-то выбрали себе имя Evoken в 1994 году после некоторых изменений в составе команды.
Основное влияние на музыку Evoken оказали финская команда Thergothon и австралийская группа Disembowelment. Имя Evoken как раз и было взято из композиции с мини-альбома финов Thergothon — "Fhtagn nagh Yog-Sothoth".
Интеллектуальная элита из США в лице Evoken создает массивный, нестандартный, но менее инновационный и психически стабильный, в отличие от тех же Esoteric, дум-метал. Делается ли он от этого хуже? Отнюдь, это фактически безукоризненный, с постоянным ощущением приподнятости, нависания над бездной, околопохоронный тяжеляк.
Все это мы слышим уже на «Shades of Night Descending» («Тени спускающейся ночи», 1994), который представляет собой рубеж канона и подступы к конкуренции изобретательства. Формирующий особое представление о времени гитарный гипноз, создаваемый поначалу всего лишь терпеливым повторением одного и того же проигрыша, атипичный немонотонный драмминг, крайне умеренное использование эмбиента как изобразительного средства и при этом – необыкновенная атмосферность.
Сдержанные мрачные аккорды оттеняют лаконично-многословный драмминг, вокал (гроулинг, а затем чистый) плывет вместе с эмбиентом и виолончелью в мрачном умиротворении. Далее уж без следов струнной секции, сроднившейся с аурой музыки Evoken, никуда, но и альбом близится к концу: ненавязчиво, конечно, но и не своевременно.
«Embrace the Emptiness» («Прими ничто», 1998), пожалуй, единственный релиз коллектива, выполненный в стиле чистого funeral-doom. И это совсем не поиски себя, а просто показательная работа, говорящая о том, что музыканты могут работать в любом поджанре выбранного ими направления.
Конечно же, каждый сможет составить свое мнение о том, за счет чего он получил свое признание. С его дорожек на нас обрушивается тяжеленная груда вязких, подчас алогичных риффов, медленно ворочающаяся, подобно медведю в берлоге; глубокий и далеко не мелодичный гроулинг, партии клавишных, которые ведут во всем этом звуковом массиве какую-то свою собственную игру.
Атмосферность этого альбома действительно позволяет воображению проникнуть в самые дальние уголки нашего мироздания. А вещь отсюда, под названием «Tragedy Eternal» воистину, «забыть нельзя, вернуть невозможно».
«Quietus» («Тишина…», 2001), пожалуй, лучшая работа раннего периода творчества Evoken. По сути, это очень злая музыка, в сути которой сквозит деструкция. На этом альбоме американцы смогли «поверить азбукой гармонию» и, не отказавшись от собственных корней, которые, по признанию самих музыкантов, лежали в творчестве их соотечественников Winter и австралийцев Disenbowelment, привнесли в саунд толику «скорбного изящества». Альбом, возведший атмосферу пустоты, отчаяния и холод в квадрат — это сама квинтессенция оного.
По звучанию этот продукт я бы охарактеризовал как пребывание ощущения на неизвестной далекой холодной планете (это олицетворяет музыка с гитарными переборами, холодными клавишами, частыми ударными, виолончелью и эффектами типа капли воды и т.д.) при этом населенной редкими, но отнюдь не разумыми и не приветливыми рычащими зверями (что олицетворяет нечастый, но холодный рёв вокалиста иногда при этом и зловеще шепчущего).
И как тут не обратить внимание на самую значимую вещь «Tending The Dire Hatred»? Она и по сей день является одной из самых классных у этой группы. Нет слёз, нет эмоций, нет соплей — здесь лишь сама отчуждённость вечного холода. Мощный гитарный звук, но без излишнего дисторшна, частая мощная барабанная ритм-секция, которая слышна очень чётко (барабаны выделю особо, ибо тут они своей игрой словно проникают в мозг и звучат у вас в голове).
А вот «Antithesis of Light» («Антитеза света», 2005) совершенно не зашла. Во-первых, непонятно, почему пострадало качество альбома. Может, все было специально записано, как на старой пластинке?
Атмосфера альбома крайне суровая, но какие-то песни выделять здесь не вижу смысла – все они одинаково безысходны. Наблюдается последовательная работа на выражение своего не очень индивидуализированного взгляда на свет и звук: антитеза свету не очень-то богата красками и расцвечена звуками.
Тут присутствует фирменная мелодика коллектива, сохраняющая в себе отголоски мрачной церемониальности Disembowelment, в процессе становления, Evoken не могут избавиться от абстрактности, слишком уж бесстрастной манеры хоронить, не испытывая никаких угрызений совести, и отдельная категория слушателей может чего-то недополучить (как я).
Следующий, «A Caress of the Void» («Ласка пустоты», 2007), буквально раздавливает слушателя своими тяжеленными, медленными темами. Да, американские мужики вспомнили вообще всё, что умели/умеют, и создали релиз, включающий в себя квинтэссенцию скорби, смерти и духоты, собранных за всё их творчество. Это не шутка. Да и Evoken не шутят, что и говорить. Это самый тяжёлый их альбом.
Всё очень мрачно и депрессивно, хотя скорости отнюдь не ультрамедленные. Здесь делается ставка именно на разнообразие и изобретательность. Очень много нестандартных ходов: куча сэмплов, куча ударных фишек, куча экспериментов с ритмом, с вокалом. Все сыграно довольно разнообразно, что очень удивительно, учитывая сам жанр. Здесь нет примитива и монотонности, перегруза дисторшном, однообразных ударных, растягивания одного риффа в течение всей песни. Очень профессионально сделано, запись выше всяких похвал.
На передний план американцы выносят гитары и вокал Джона. Наплыв волнительных же и очень тёмных бэкграундных клавиш добавляет какой-то душевной паники. «Astray In Eternal Night» тут – настоящий апогей альбома, настоящий гимн умирания, законченный и в лирическом, и в музыкальном плане.
Абстрактная музыка шестого альбома «Atra Mors» («Черная смерть» (лат.),2010) преследует картины земной красоты, разрушаемой чумой. Лично мне показалось, что данный альбом достаточно ощутимо отличается от прошлых творений группы.
Изменился и подход, и энергетика. Больше нет акцента на гитарные переборы, которыми выделялись предыдущие альбомы, они присутствуют, но играют уже далеко не ту ведущую роль как прежде, да и вообще звучат совсем иначе и сложнее. В целом альбом выдержан в духе классического doom-а, а нагнетающий тревожность симфо-пролог призван сделать акцент на глубине музыки, некой "многослойности".
И действительно, в музыке на данном диске сокрыто несколько музыкальных слоёв, звуков и мелодий. Evoken, хоть и изменился, но не изменил себе. Тот же мрак, брутальность в сочетании с хрупкой, холодной красотой только ко всему прочему, добавилась практически космическая глубина. Но, признаюсь, при всей своей эксклюзивности и масштабности, я даже не знаю, вернусь ли я к нему когда-нибудь еще раз.
А вот к следующему их творению, "Hypnagogia" («Гипнагогия», 2018), направленному наоборот, на доступность широких масс, я вернусь еще сто процентов. На этом альбоме группа решилась на своего рода эксперимент - не только расширить динамику своего творчества, избежать самоповторов, но и подать на суд слушателя концептуальный альбом, базирующийся на выдуманной истории, замешанной на мистификации и оккультизме.
Концепт альбома "Hypnagogia" строится на художественной основе текстов барабанщика коллектива Винса Веркай (Vince Verkay), повествующих о судьбе некоего тяжело раненого в бою солдата, участника первой мировой войны, который истекая кровью и предчувствуя свою скорую смерть, описывает своё психологическое состояние и те ужасы войны, которые творятся вокруг, после чего полностью отчаявшись, заключает сделку с рогатым демоном, передав ему свою душу и дневник.
Слушаем отсюда треки «Valorous Consternation», «Too Feign Ebullience», «The Weald Of Perished Men» и инструментал «Hypnagogia». До выхода альбома в свет, барабанщик группы и автор текстов Веркай обещал поклонникам сохранить традиционное звучание своего коллектива, и обогатить материал более глубокими аранжировками, с привнесением в звук чего-то более нового и эмоционального.
И не соврал! Не впадая в крайности и разного рода эксперименты, коллектив сохранил свое мрачное, тяжелое и узнаваемое звучание, и в то же время существенно подрос в творческом плане, особенно касаемо части синтезаторных партий и подложек, ну и конечно же грамотным вплетением партий виолончели.
У Evoken прекрасно получается утопить слушателя в минорных тонах. Соткать из восьми треков единое полотно - да пожалуйста! Расширить динамику своего творчества - мелочь для такого рода музыкантов с опытом.
Конечно, знакомые с творчеством коллектива меломаны обязательно проведут параллели с альбомом "Quietus", но то, что группа зазвучала более разносторонне относительно своих ранних работ, и стала более мелодичной в плане аранжировок, вряд ли будет оспоримо.