Афганская война, длившаяся почти десять лет, стала одним из самых сложных периодов в истории Советского Союза. Завершение военного присутствия СССР в Афганистане потребовало проведения ряда сложных операций, одной из которых стала операция «Воздушный мост». Эта операция, проведённая в январе-феврале 1989 года, стала последней плановой военной миссией советских войск в этой стране. Её целью была доставка грузов и поддержка осаждённого гарнизона правительственных войск Республики Афганистан, находившегося в аэропорту города Кандагар.
Цели и Задачи Операции
Операция «Воздушный мост» была разработана в условиях нарастающего давления со стороны моджахедов на правительственные войска Афганистана. Из южных провинций Гильменд и Кандагар советские войска были выведены в начале августа 1988 года. Афганские моджахеды сразу усилили активность.
Аэропорт "Ариана" в Кандагаре ранее защищался 70-й отдельной мотострелковой бригадой. После ее выводы его защиту обеспечивал 2-й армейский корпус правительственных войск под командованием генерал-лейтенанта Нур-уль-Хак Улюми. Также там размещались отдельные отряды ХАДа и Царандоя.
Моджахеды перерезали автомобильную дорогу, связывавшую город со столицей, Кабулом, на северо-востоке, и дорогой, ведущей на север к советскому городу Кушка, из которого происходило обеспечение правительственных войск.
Моджахеды планировали захватить Кандагар, чтобы сформировать в нём независимое правительство — противопоставив кабульскому режиму Наджибуллы.
В январе 1989 года гарнизон афганских войск в аэропорту Кандагара оказался в критическом положении: запасы продовольствия, боеприпасов и медикаментов были практически исчерпаны, а интенсивные обстрелы со стороны противника не позволяли организовать наземные поставки. Советское командование, несмотря на приближающееся завершение вывода войск, приняло решение провести воздушную операцию, чтобы обеспечить поддержку союзников и предотвратить падение важного стратегического объекта.
Основной задачей операции стало снабжение гарнизона всем необходимым: от боеприпасов до продовольствия и медикаментов. Кроме того, предусматривалась переброска советских военных специалистов для координации обороны аэропорта. Ранее, советские силы уже проводили акцию подобного масштаба - операцию "Магистраль".
Командование и Участники Операции
Вначале предполагалось организовать автомобильную колонну, которая могла бы пробиться через Герат к Кандагару. Для этого, предполагалось привлечь подразделения 15-й отдельной бригады специального назначения (выведена в Узбекскую ССР) и 56-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады (Туркменской ССР).
Но по результатам доставки припасов к гидроэлектростанции на реке Гильменд отказались от наземной операции. Тогда, советские и правительственные силы должны были преодолеть в направлении от города Шинданд, где находился штаб 5-й гвардейской мотострелковой дивизии, около 300 километров. Кроме того, советские войска должны были сопроводить грузы до заблокированных гарнизонов правительственных войск в городе Лашкаргах. Данная операция сопровождалась большими потерями как в автомобильной технике, личном составе и в бронетехнике советских войск.
Армейская разведка установила, что отряды противника под руководством Гульбеддина Хекматиара имеют серьёзное количество вооружения (9 танков, 5 БТР, 5 БМП, 3 БРДМ, 2 установки РСЗО БМ-21, 4 гаубицы Д-30А, 18 единиц 76-мм пушек и 67 автомобилей). Поэтому было решено отказаться от наземной проводки, и организовать "Воздушный мост".
Командование операцией осуществлял заместитель командующего 40-й армией генерал-майор Николай Пищев. Под его руководством в операции участвовали различные подразделения, обеспечивавшие как транспортировку грузов, так и защиту аэропорта и поддержание безопасности воздушных рейсов. Среди ключевых участников можно выделить:
- 650-й отдельный разведывательный батальон. Его бойцы обеспечивали охрану и оборону территории аэропорта. Именно они первыми прибыли в Кандагар, чтобы подготовить площадку для приёма грузов.
- 378-й штурмовой авиационный полк и 134-й истребительно-бомбардировочный полк. Эти подразделения предоставляли авиационную поддержку, уничтожая позиции моджахедов и прикрывая транспортные самолёты.
- 274-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк и 120-й истребительный авиационный полк. Они также играли важную роль в обеспечении безопасности воздушных операций.
Советское командование привлекло и стратегическую авиацию для нанесения ударов по укреплённым позициям моджахедов, находившихся севернее аэропорта.
На переброску первого эшелона в 600 человек обеспечения выделялись 5 самолётов Ан-12.
Для обеспечение охраны и обороны аэропорта было запланировано к переброске 6 гаубиц Д-30А, 2 установки БМ-21, 5 тягачей ГАЗ-66, транспортно-заряжающая машина на базе Урал-4320, две радиостанции на шасси БТРа Р-145БМ и одна на автомобильном шасси Р-140. Поставки грузов должны были осуществляться с аэродрома Мары силами военно-транспортной авиации. Огневую поддержку должны были осуществлять Су-25 и МиГ-27.
Ход Операции
Операция началась раньше запланированного срока — 20 января 1989 года. Это было связано с обострением ситуации в районе Кандагара. Вначале были переброшены 52 бойца 650-го отдельного разведывательного батальона под командованием подполковника Мауренко. Их задача заключалась в организации обороны аэропорта и подготовке условий для приёма грузов.
21 января огнем противника выведен из строя санитарный самолёт Ан-26М (из 50-го отдельного смешанного авиационного полка. Несмотря на это, для усиления 650-го батальона было доставлено 6 БТР-60ПБ, 3 крупнокалиберных пулемёта «Утёс», 3 автоматических гранатомёта АГС-17, 6 пулемётов ПКМ и 14 огнемётов РПО-А «Шмель».
В последующие дни началась активная фаза воздушных поставок. 26 января советская авиация выполнила 14 рейсов, доставив в общей сложности 1 000 тонн грузов. Однако интенсивные обстрелы со стороны моджахедов значительно осложняли проведение операции. Для подавления огневых точек противника советское командование было вынуждено привлечь дополнительные авиационные силы (Су-17 и МиГ-23МЛД), включая стратегическую авиацию, которая наносила удары по позициям моджахедов севернее аэропорта.
К 1 февраля общий объём доставленных грузов составил 2 600 тонн. Однако из-за нарастающей угрозы, интенсивности атак, а также пыльной бури полёты с 1 по 3 февраля были временно приостановлены. Это позволило провести перегруппировку сил и оценить дальнейшую тактику действий.
Результаты Операции
Операция «Воздушный мост» завершилась в начале февраля 1989 года и стала важным этапом в обеспечении афганских правительственных войск. В ходе операции было доставлено более 2 600 тонн грузов, включая боеприпасы, продовольствие, медикаменты и оборудование. Советские войска также перебросили в Кандагар около 170 человек, включая специалистов для координации оборонительных действий. К 6 февраля их всех эвакуировали.
Несмотря на сложные условия, операция была признана успешной. Она позволила удержать аэропорт Кандагара под контролем правительственных войск, что имело важное стратегическое значение. Однако интенсивные обстрелы и необходимость привлечения дополнительных сил продемонстрировали, насколько сложной была ситуация в регионе.
Значение Операции
Операция «Воздушный мост» стала последней крупной военной миссией СССР в Афганистане. Она символизировала завершение многолетнего участия советских войск в конфликте и их стремление поддерживать афганское правительство даже на финальном этапе войны. Успешное выполнение поставленных задач продемонстрировало высокий уровень подготовки и слаженности советских военных, несмотря на сложные условия и приближающийся вывод войск.
Эта операция также подчеркнула важность воздушной поддержки в современных военных конфликтах, особенно в условиях, когда наземные маршруты снабжения блокированы или подвергаются постоянным атакам.
Заключение
Операция «Воздушный мост» вошла в историю как пример сложной и масштабной военной миссии, проведённой в условиях интенсивного противодействия противника. Она стала финальным аккордом советского военного присутствия в Афганистане, оставив важный след в истории как самой войны, так и советской военной стратегии.
Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, может подпиской! Впереди, на канале, много интересного! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!