Найти в Дзене
История и культура Евразии

Афганская война 1979-1989 года / № 29 / Операция «Воздушный мост» / Последняя плановая операция советских войск в Афганской войне

Оглавление

Афганская война, длившаяся почти десять лет, стала одним из самых сложных периодов в истории Советского Союза. Завершение военного присутствия СССР в Афганистане потребовало проведения ряда сложных операций, одной из которых стала операция «Воздушный мост». Эта операция, проведённая в январе-феврале 1989 года, стала последней плановой военной миссией советских войск в этой стране. Её целью была доставка грузов и поддержка осаждённого гарнизона правительственных войск Республики Афганистан, находившегося в аэропорту города Кандагар.

Здание международного аэропорта Кандагара «Ариана», из которого осуществлялось обеспечение операции «Воздушный мост». Построено в начале 1960-х годов и на 1989 год имело такой же вид. На снимке отреставрированный вид здания в 2005 году
Здание международного аэропорта Кандагара «Ариана», из которого осуществлялось обеспечение операции «Воздушный мост». Построено в начале 1960-х годов и на 1989 год имело такой же вид. На снимке отреставрированный вид здания в 2005 году

Цели и Задачи Операции

Операция «Воздушный мост» была разработана в условиях нарастающего давления со стороны моджахедов на правительственные войска Афганистана. Из южных провинций Гильменд и Кандагар советские войска были выведены в начале августа 1988 года. Афганские моджахеды сразу усилили активность.

Аэропорт "Ариана" в Кандагаре ранее защищался 70-й отдельной мотострелковой бригадой. После ее выводы его защиту обеспечивал 2-й армейский корпус правительственных войск под командованием генерал-лейтенанта Нур-уль-Хак Улюми. Также там размещались отдельные отряды ХАДа и Царандоя.

Нур-уль-хак Улюми (Нурулхак Олюми; род. 15 августа 1941, Кандагар, Королевство Афганистан) — военный и политический деятель Исламской Республики Афганистан, Министр внутренних дел Исламской Республики Афганистан (2015—2016), Генерал-лейтенант в отставке. Основатель левой «Национальной объединённой партии Афганистана» (2003)
Нур-уль-хак Улюми (Нурулхак Олюми; род. 15 августа 1941, Кандагар, Королевство Афганистан) — военный и политический деятель Исламской Республики Афганистан, Министр внутренних дел Исламской Республики Афганистан (2015—2016), Генерал-лейтенант в отставке. Основатель левой «Национальной объединённой партии Афганистана» (2003)

Моджахеды перерезали автомобильную дорогу, связывавшую город со столицей, Кабулом, на северо-востоке, и дорогой, ведущей на север к советскому городу Кушка, из которого происходило обеспечение правительственных войск.

Моджахеды планировали захватить Кандагар, чтобы сформировать в нём независимое правительство — противопоставив кабульскому режиму Наджибуллы.

Мохаммад Наджибулла, также известен как доктор Наджиб (6 августа 1947, Гардез, Королевство Афганистан — 27 сентября 1996, Кабул, Исламский Эмират Афганистан) — афганский государственный, политический и партийный деятель, дипломат: президент Республики Афганистан (РА) (1987—1992), председатель Революционного совета ДРА (1987), Генеральный секретарь ЦК правящей партии НДПА (1986—1992), начальник Службы государственной информации (ХАД) (1980—1985)
Мохаммад Наджибулла, также известен как доктор Наджиб (6 августа 1947, Гардез, Королевство Афганистан — 27 сентября 1996, Кабул, Исламский Эмират Афганистан) — афганский государственный, политический и партийный деятель, дипломат: президент Республики Афганистан (РА) (1987—1992), председатель Революционного совета ДРА (1987), Генеральный секретарь ЦК правящей партии НДПА (1986—1992), начальник Службы государственной информации (ХАД) (1980—1985)

В январе 1989 года гарнизон афганских войск в аэропорту Кандагара оказался в критическом положении: запасы продовольствия, боеприпасов и медикаментов были практически исчерпаны, а интенсивные обстрелы со стороны противника не позволяли организовать наземные поставки. Советское командование, несмотря на приближающееся завершение вывода войск, приняло решение провести воздушную операцию, чтобы обеспечить поддержку союзников и предотвратить падение важного стратегического объекта.

Основной задачей операции стало снабжение гарнизона всем необходимым: от боеприпасов до продовольствия и медикаментов. Кроме того, предусматривалась переброска советских военных специалистов для координации обороны аэропорта. Ранее, советские силы уже проводили акцию подобного масштаба - операцию "Магистраль".

Командование и Участники Операции

Вначале предполагалось организовать автомобильную колонну, которая могла бы пробиться через Герат к Кандагару. Для этого, предполагалось привлечь подразделения 15-й отдельной бригады специального назначения (выведена в Узбекскую ССР) и 56-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады (Туркменской ССР).

Но по результатам доставки припасов к гидроэлектростанции на реке Гильменд отказались от наземной операции. Тогда, советские и правительственные силы должны были преодолеть в направлении от города Шинданд, где находился штаб 5-й гвардейской мотострелковой дивизии, около 300 километров. Кроме того, советские войска должны были сопроводить грузы до заблокированных гарнизонов правительственных войск в городе Лашкаргах. Данная операция сопровождалась большими потерями как в автомобильной технике, личном составе и в бронетехнике советских войск.

Армейская разведка установила, что отряды противника под руководством Гульбеддина Хекматиара имеют серьёзное количество вооружения (9 танков, 5 БТР, 5 БМП, 3 БРДМ, 2 установки РСЗО БМ-21, 4 гаубицы Д-30А, 18 единиц 76-мм пушек и 67 автомобилей). Поэтому было решено отказаться от наземной проводки, и организовать "Воздушный мост".

Командование операцией осуществлял заместитель командующего 40-й армией генерал-майор Николай Пищев. Под его руководством в операции участвовали различные подразделения, обеспечивавшие как транспортировку грузов, так и защиту аэропорта и поддержание безопасности воздушных рейсов. Среди ключевых участников можно выделить:

- 650-й отдельный разведывательный батальон. Его бойцы обеспечивали охрану и оборону территории аэропорта. Именно они первыми прибыли в Кандагар, чтобы подготовить площадку для приёма грузов.

- 378-й штурмовой авиационный полк и 134-й истребительно-бомбардировочный полк. Эти подразделения предоставляли авиационную поддержку, уничтожая позиции моджахедов и прикрывая транспортные самолёты.

- 274-й истребительно-бомбардировочный авиационный полк и 120-й истребительный авиационный полк. Они также играли важную роль в обеспечении безопасности воздушных операций.

Советское командование привлекло и стратегическую авиацию для нанесения ударов по укреплённым позициям моджахедов, находившихся севернее аэропорта.

На переброску первого эшелона в 600 человек обеспечения выделялись 5 самолётов Ан-12.

Ан-12 (изделие «Т», по кодификации НАТО «Cub», с англ. — «новичок, юнец») — советский военно-транспортный самолёт. Разработан в АНТК имени О. К. Антонова в 1950-х годах
Ан-12 (изделие «Т», по кодификации НАТО «Cub», с англ. — «новичок, юнец») — советский военно-транспортный самолёт. Разработан в АНТК имени О. К. Антонова в 1950-х годах

Для обеспечение охраны и обороны аэропорта было запланировано к переброске 6 гаубиц Д-30А, 2 установки БМ-21, 5 тягачей ГАЗ-66, транспортно-заряжающая машина на базе Урал-4320, две радиостанции на шасси БТРа Р-145БМ и одна на автомобильном шасси Р-140. Поставки грузов должны были осуществляться с аэродрома Мары силами военно-транспортной авиации. Огневую поддержку должны были осуществлять Су-25 и МиГ-27.

Маршруты воздушных перебросок в операции «Воздушный мост»
Маршруты воздушных перебросок в операции «Воздушный мост»

Ход Операции

Операция началась раньше запланированного срока — 20 января 1989 года. Это было связано с обострением ситуации в районе Кандагара. Вначале были переброшены 52 бойца 650-го отдельного разведывательного батальона под командованием подполковника Мауренко. Их задача заключалась в организации обороны аэропорта и подготовке условий для приёма грузов.

Здание аэропорта «Ариана» во время проведения операции «Воздушный мост». На снимке бронетранспортёры БТР-60ПБ доставленные на усиление разведчиков 650-го отдельного разведывательного батальона. На заднем плане за одним из бронетранспортёров видна «тарелка» станции спутниковой связи комплекса Р-440. Снимок сделан участником событий — прапорщиком Евгением Кутеповым. Конец января 1989 года. Кандагар
Здание аэропорта «Ариана» во время проведения операции «Воздушный мост». На снимке бронетранспортёры БТР-60ПБ доставленные на усиление разведчиков 650-го отдельного разведывательного батальона. На заднем плане за одним из бронетранспортёров видна «тарелка» станции спутниковой связи комплекса Р-440. Снимок сделан участником событий — прапорщиком Евгением Кутеповым. Конец января 1989 года. Кандагар

21 января огнем противника выведен из строя санитарный самолёт Ан-26М (из 50-го отдельного смешанного авиационного полка. Несмотря на это, для усиления 650-го батальона было доставлено 6 БТР-60ПБ, 3 крупнокалиберных пулемёта «Утёс», 3 автоматических гранатомёта АГС-17, 6 пулемётов ПКМ и 14 огнемётов РПО-А «Шмель».

В последующие дни началась активная фаза воздушных поставок. 26 января советская авиация выполнила 14 рейсов, доставив в общей сложности 1 000 тонн грузов. Однако интенсивные обстрелы со стороны моджахедов значительно осложняли проведение операции. Для подавления огневых точек противника советское командование было вынуждено привлечь дополнительные авиационные силы (Су-17 и МиГ-23МЛД), включая стратегическую авиацию, которая наносила удары по позициям моджахедов севернее аэропорта.

К 1 февраля общий объём доставленных грузов составил 2 600 тонн. Однако из-за нарастающей угрозы, интенсивности атак, а также пыльной бури полёты с 1 по 3 февраля были временно приостановлены. Это позволило провести перегруппировку сил и оценить дальнейшую тактику действий.

Результаты Операции

Операция «Воздушный мост» завершилась в начале февраля 1989 года и стала важным этапом в обеспечении афганских правительственных войск. В ходе операции было доставлено более 2 600 тонн грузов, включая боеприпасы, продовольствие, медикаменты и оборудование. Советские войска также перебросили в Кандагар около 170 человек, включая специалистов для координации оборонительных действий. К 6 февраля их всех эвакуировали.

Несмотря на сложные условия, операция была признана успешной. Она позволила удержать аэропорт Кандагара под контролем правительственных войск, что имело важное стратегическое значение. Однако интенсивные обстрелы и необходимость привлечения дополнительных сил продемонстрировали, насколько сложной была ситуация в регионе.

Значение Операции

Операция «Воздушный мост» стала последней крупной военной миссией СССР в Афганистане. Она символизировала завершение многолетнего участия советских войск в конфликте и их стремление поддерживать афганское правительство даже на финальном этапе войны. Успешное выполнение поставленных задач продемонстрировало высокий уровень подготовки и слаженности советских военных, несмотря на сложные условия и приближающийся вывод войск.

Эта операция также подчеркнула важность воздушной поддержки в современных военных конфликтах, особенно в условиях, когда наземные маршруты снабжения блокированы или подвергаются постоянным атакам.

Заключение

Операция «Воздушный мост» вошла в историю как пример сложной и масштабной военной миссии, проведённой в условиях интенсивного противодействия противника. Она стала финальным аккордом советского военного присутствия в Афганистане, оставив важный след в истории как самой войны, так и советской военной стратегии.

Если интересно, прошу поддержать лайком, комментарием, перепостом, может подпиской! Впереди, на канале, много интересного! Не забудьте включить колокольчик с уведомлениями! Буду благодарен!