Найти в Дзене
Пятый канал - новости и видео

Опаснее наркотиков: новое исследование о влиянии коротких видео на мозг

Оглавление

Китайские ученые представили результаты исследования, вызвавшего бурю обсуждений в СМИ и социальных сетях.

Выводы звучат тревожно: оказывается, короткие видеоролики могут нанести вред нашему мозгу. Вопрос, как этот контент влияет на когнитивные и эмоциональные функции, стал предметом дебатов.

С ростом популярности таких платформ стоит ли нам беспокоиться? В чем на самом деле заключается опасность? Об этом — в новом материале 5-tv.ru.

Что говорят специалисты?

Недавние исследования ученых из Китая и США, опубликованные в журнале «Computers in Human Behavior», проливают свет на тревожные последствия увлечения короткими видеороликами.

В исследовании 2022 года участвовали 197 студентов из китайских и американских колледжей. Они заполняли онлайн-опросники, в которых рассказали о своем опыте потребления видеоконтента.

Оказалось, что те, кто чаще всего смотрел короткие ролики, отмечали ухудшение эмоционального состояния, трудности с концентрацией и даже проблемы с учебой.

Кроме того, участники подчеркнули, что некоторые видеоплатформы вызывают зависимость, заставляя проводить больше времени за экраном, чем они планировали.

Эти данные не единственные. В феврале 2025 года ученые из Китая опубликовали результаты еще одного исследования, в котором приняли участие 111 студентов китайских колледжей, активно использующих платформы для просмотра коротких видео.

Оказалось, что люди, которые использовали TikTok и подобные приложения на регулярной основе, стали более подвержены компульсивному просмотру — они не могли остановиться и постоянно ощущали желание заходить на платформы, несмотря на осознание возможных последствий.

Биология зависимости от коротких видео

Важным аспектом этих исследований стали биологические изменения, происходящие в мозге людей, склонных к зависимости от коротких роликов.

В ходе работы ученые обратили внимание на то, что у таких людей происходят структурные изменения в мозге.

В частности, речь идет о таких областях, как орбитофронтальная кора и мозжечок — участках мозга, которые отвечают за принятие решений, эмоциональную регуляцию и восприятие удовольствия. В этих зонах наблюдается увеличение объема серого вещества, что может обострять восприятие и провоцировать все более частый и непрерывный просмотр контента.

Кроме того, в результате исследования было выявлено, что у людей, испытывающих зависимость от коротких видео, повышена активность нейронов в поясной коре головного мозга. Это указывает на процесс сопоставления себя с героями коротких роликов.

Особенно ярко эта зависимость проявляется у тех, кто склонен к зависти. Ученые полагают, что в таких случаях потребление контента становится своего рода попыткой скрыть собственные комплексы и чувство неполноценности, поскольку человек ассоциирует себя с персонажами, ведущими идеализированную жизнь.

Эффект «петли» и зависимость от коротких видео

Сергей Харитонов, молекулярный биолог и сотрудник МГУ имени М. В. Ломоносова, давно занимается исследованием воздействия цифровых технологий на мозг.

-2

В своем Telegram-канале он подтвердил выводы иностранных коллег о формировании психологической зависимости от коротких видеороликов.

Харитонов объяснил, что эффект зависимости, связанный с просмотром TikTok и Instagram* Reels, имеет глубокие биологические корни.

Это явление во многом схоже с зависимостью от социальных сетей или видеоигр, где процесс получения мгновенного удовольствия и новой информации становится центральным элементом.

Основным механизмом этой зависимости Харитонов называет алгоритмы, которые на этих платформах подбирают контент, идеально соответствующий предпочтениям пользователя. Это обеспечивает постоянный поток роликов, которые удерживают внимание и дают постоянную новизну.

Именно это создает так называемый «эффект петли», при котором человек теряет ощущение времени, не замечая, как часы ускользают, а он продолжает пролистывать ленту.

Когда «еще пять минут» превращаются в часы

С этим эффектом столкнулся и 19-летний Захар, собеседник «Forbes Young». Молодой человек рассказал, как его увлечение TikTok чуть не стоило ему учебы.

«Сначала я просто залипал в TikTok в перерывах между парами, потом стал смотреть ролики утром и часто опаздывал. Со временем я начал пропускать занятия, потому что «еще пять минут» затягивались на целые часы», — поделился Захар.

Захар признается, что не замечал, как проблема росла, пока не возникли серьезные трудности с учебой.

«В какой-то момент мне просто надоело бесконечно листать ленту, я чувствовал себя выжатым и не успевал ничего сделать. Когда накопились долги, мне пришлось срочно все закрывать», — добавляет он.

Именно в этот момент Захар осознал, насколько сильно зависимость от коротких видеороликов повлияла на его жизнь. Он решил изменить привычки, ограничив время, проводимое за просмотром контента, и начал возвращаться к привычному ритму.

Как спасти мозг от цифровой перегрузки

Доктор биологических наук и профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ Вячеслав Дубынин в одном из своих интервью сравнил просмотр коротких видеороликов с вредной едой для мозга.

Он отмечает, что многие исследования называют такой формат контента «информационным фастфудом». По его мнению, как мы следим за питанием тела, так же важно заботиться и о здоровье мозга, ведь то, что мы «поглощаем», оказывает на него такое же воздействие, как на наш физический организм.

Клинический психолог Алия Сабирзянова также проводит аналогию между информационным потреблением и пищей.

Она считает, что короткие видеоролики — это как перекус, быстрый и легкий, но не насыщающий. Напротив, длинные видео — это полноценный обед для мозга. Они требуют времени, но действительно питают, способствуя развитию памяти и анализу. Такие ролики стимулируют гиппокамп — участок мозга, ответственный за долговременную память и обработку информации. В отличие от клипового мышления, которое формируют короткие видео, длинные ролики дают возможность глубже погружаться в тему.

Современный человек не обязан полностью отказываться от коротких видео, признает Сабирзянова, но важно соблюдать баланс.

Она предлагает несколько полезных рекомендаций, которые помогут уменьшить вредное воздействие цифровых технологий и сохранить здоровье мозга:

1. Ограничьте время просмотра. Согласно исследованиям, безопасный лимит составляет 30-60 минут в день. Это оптимальный промежуток времени, который позволяет наслаждаться контентом без ущерба для когнитивных функций;

2. Чередуйте контент. Смотрите не только короткие видеоролики, но и длинные лекции, интервью, документальные фильмы. Такой контент помогает тренировать способность к концентрации и поддерживает мозг в хорошем состоянии;

3. Потребляйте контент осознанно. Важно понимать, зачем вы смотрите тот или иной видеоролик, что вы хотите из него вынести. Осознанное потребление снижает негативное воздействие на когнитивные функции, так как человек более активно осмысляет информацию;

4. Устраивайте цифровые детоксы. Один день в неделю без социальных сетей — это отличная практика для восстановления мозга. Такой «цифровой отдых» помогает снизить уровень стресса и улучшить самоконтроль, давая мозгу возможность расслабиться.

Коуч Ирина Оганесян подчеркивает, что особенно вредно смотреть короткие видеоролики непосредственно перед сном. Это резко влияет на качество ночного отдыха.

Биолог Сергей Харитонов напоминает, что негативное влияние от потребления «информационного фастфуда» можно компенсировать здоровыми привычками и физической активностью.

Регулярные тренировки активируют те же участки мозга, что и длительное чтение или глубокое восприятие информации, помогая восстанавливать когнитивные функции.

Также важно больше общаться в офлайне, ведь живое общение укрепляет социальные связи и способствует эмоциональному благополучию.

Мозгу необходимо разнообразие, и для его нормального функционирования важно чередовать онлайн-взаимодействие с реальным общением.

* — принадлежит Meta, признанной в РФ экстремистской и террористической организацией, ее деятельность запрещена на территории РФ