Приветствую вас, уважаемые друзья!
В 1904 году британский стратег и геополитик Хэлфорд Маккиндер предложил свою «Теорию мирового острова».
Он предсказал, что Евразия станет ядром мировой державы, а морские державы обречены на упадок.
Более ста лет спустя это пророчество, похоже, подтверждается в условиях неспокойной международной обстановки.
Уже сейчас, мы можем наблюдать, как Соединенные Штаты во главе с Трампом лишаются роли мирового шахматного гроссмейстера на «острове мира и свободы» переходя на второстепенную роль.
Теория Мирового Острова.
В 1904 году Маккиндер прочитал свою теорию «Географический центр истории» в Королевском географическом обществе.
В своей работе он использует термин Хартленд – сердце Земли или мира. Это «сердце» находится в России, Иране и дальше до Индии.
Зона Хартленда (внутренняя Евразия), зона внутреннего Полумесяца (зона соединения моря и континента на краю Евразии) и зона внешнего Полумесяца (Америка, Австралия и другие морские государства).
С точки зрения Маккиндера, только Евразия обладает целостной географической формой, огромной численностью населения и концентрированными ресурсами.
Поэтому она, естественно, будет центром глобальной конкуренции за власть и сердце мира.
В 1902 году он предупреждал в своей книге «Британия и океан»:
Основа гордой морской мощи Великобритании от природы хрупка.
Он указал, что когда сухопутные державы начнут наращивать свою национальную мощь, контролируя континентальную плиту, изолированные и защищающиеся островные страны в конечном итоге окажутся в стратегически безвыходном положении.
Стране, полагающейся исключительно на морскую мощь, трудно сохранять свои долгосрочные преимущества. Морская гегемония, которой не хватает мощностей промышленного производства и численности населения, подобна замку, построенному на зыбучих песках.
Действительно, за последний век произошли огромные изменения:
Появление железных дорог впервые сделало наземный транспорт более эффективным, чем морской;
Развитие автомобильной и авиационной промышленности и техники еще больше усилило внутренний потенциал наземных стран.
Поэтому, вслед за Маккиндером, многие ученые согласились, что будущее мира принадлежит тем странам, которые смогут объединить двойные преимущества суши и моря и стимулировать модернизацию промышленности научно-техническими инновациями.
Страны, базирующиеся на суше и овладевающие железнодорожными сетями и промышленными кластерами, изменят структуру мировой энергетики.
Врожденный дефект американской «гегемонии».
Хотя Соединенные Штаты не являются островной страной в прямом смысле, их также можно рассматривать как «суперостров» по сравнению с Евразией.
Стратегический выбор Соединенных Штатов всегда был ограничен их врожденным геном морской мощи.
Географически Североамериканский континент отделен от Евразии Тихим и Атлантическим океанами.
Находясь в таком изолированном положении, Соединенные Штаты могут помешать развитию стран, базирующихся на суше, достаточно только взращивать агентов и создавая региональные конфликты.
Для этого США способствуют расширению НАТО на восток в Восточной Европе для сжатия пространства России, укрепляют альянс Соединенных Штатов, Японии и Южной Кореи в Восточной Азии для сдерживания Китая, и терроризируют Иран через Саудовскую Аравию на Ближнем Востоке.
Но у этой стратегии есть и ахиллесова пята:
Это стратегия работает только при условии «фрагментации» Евразии.
Другими словами, как только страны, обладающие сухопутной мощью, сформируют общее стратегическое понимание, офшорный контроль Соединенных Штатов утратит свою точку опоры.
В отличие от Соединенного Королевства в истории, «островной гегемонии» Соединенных Штатов не хватает устойчивости.
Британия в 19 веке могла непрерывно доставлять колониальные ресурсы в метрополию и обратно, но зависимость Соединенных Штатов от Евразии стала односторонней.
Основные месторождения редкоземельные элементов находятся в России, США зависят от китайского импорта, а производство микросхем сосредоточено на Тайване и в Южной Корее.
Эта структурная хрупкость делает невозможным для Соединенных Штатов противостоять формированию Евразийского альянса сухопутных государств.
Хаотичная стратегия Трампа.
Долговой кризис - это дамоклов меч, нависший над головой Соединенных Штатов.
За время прошлого пребывания Трампа у власти долг США вырос на 10 триллионов долларов США, а общий федеральный долг превысил 35 триллионов долларов США в 2024 году.
Теперь, чтобы сохранить свою гегемонию, Соединенные Штаты должны непрерывно печатать свои гособлигации, но их крупнейший кредитор сменился с зарубежных стран на Федеральную резервную систему.
Смертельный цикл «печатания собственных денег для погашения собственного долга» в конечном итоге приведет к краху долларовой кредитной системы.
Структурные противоречия на экономическом уровне также шокируют.
Доля обрабатывающей промышленности в США составляет 11%, что ниже, чем в Китае (28%).
Застой промышленности привел к сокращению численности среднего класса.
В 1971 году доля домохозяйств среднего класса в Соединенных Штатах составляла 61%, а в 2024 году она упала до 50%.
Хотя Трамп выступает за «возвращение производства», недостроенный завод Foxconn в Висконсине во время его пребывания в должности показывает, что политика отсутствия промышленной поддержки и обучения рабочей силы обречена на провал.
Появление Сухопутной силы и закат Морской.
История показывает, что от Римской империи до британской гегемонии упадок сверхдержав часто проходит в три этапа:
Истощение ресурсов, вызванное стратегическим перерасходом средств, раскол общества, вызванный внутренними конфликтами, и возникновение системы, продвигаемая появляющимися силами.
Нынешние Соединенные Штаты уже продемонстрировали черты этих трех этапов.
Сокращение присутствия Соединенных Штатов на Ближнем Востоке позволило России вернуться в Сирию.
Колебания в Азиатско-Тихоокеанском регионе ускорили формирование RCEP (Регионального соглашения о всеобъемлющем экономическом партнерстве).
В 2024 году Саудовская Аравия и Китай стали использовать юань для расчетов в своей торговли нефтью. В 2025 году Россия и Индия объявили о создании платежной системы в местной валюте.
Когда будет поколеблен фундамент «нефтедоллара», последняя опора американской гегемонии окажется под угрозой.
Преимущества Соединенных Штатов в области 5G, новой энергетики и других областях также исчезают.
120 лет назад картина, описанная Маккиндером в Лондоне, становится реальностью:
«Суперостров» Соединенных Штатов, возможно, все еще сможет сохранить свое военное преимущество, но его влияние на Евразию, несомненно, сократится.
Точно так же, как Британия в 19 веке, США превратились в разъяренного игрока, который владеет авианосцем, но постоянно нарушает правила.
Если вам понравилась статья, подписывайтесь на канал, чтоб однажды, снова найти его в этом море информации. Хорошего вам дня и крепкого здоровья! Комментарии всегда открыты для всех.