Если женщина обладает властью над мужчинами, то ее нужно срочно свергнуть. Но чтобы свергнуть ту или иную власть, необходимо прежде всего подготовить общественное мнение, проведя разъяснительную работу в массах. При таком рациональном подходе сам процесс свержения займет считанные минуты.
Если вы по какой-то причине подумали, что преамбула у нас сегодня не про любовь, то спешу вас разуверить - про нее. Просто любовь бывает разная. Увы, не вся она светлая и возвышающая. Иногда лучше совсем без любви - столь жестока и испепеляюща она может быть.
Обоснование тому найдете в нашем сегодняшнем сюжете. Коротко и без спойлеров (но один ключ я вам дам - в самом начале) смотрим драматический фильм ирладского режиссера Джима Шеридана "Скрижали судьбы" (2016) - экранизацию романа Себастьяна Барри, касаться которого мы не будем, а сфокусируемся исключительно на картине.
Эта история началась во время Второй мировой войны в одном маленьком ирландском городке и растянулась на долгих пятьдесят лет. Для удобства начнем с конца.
В уютном живописном уголке Ирландии собираются строить спа-отель, предварительно зачистив местность от психиатрической клиники, работающей здесь с давних времен. Все пациенты интерната уже либо выписаны, либо распределены по другим больницам, поэтому можно спокойно вызывать бульдозер.
Хотя, подождите, осталась одна старушка, Роуз Макналти (Ванесса Редгрейв), с которой неожиданно вышла досадная проблема. Дело в том, что она категорически отказывается отсюда уезжать. Роуз находится здесь более полувека, в этой больнице прошла вся ее жизнь, такая жестокая и несправедливая к ней. Как она может уехать, оставив все, что у нее есть - воспоминания?
А между тем, в больницу Роуз попала при довольно странных, если не сказать, совершенно незаконных обстоятельствах. Возможно, поэтому сюда и прибыл доктор Грин (Эрик Бана), имеющий предписание от самого Архиепископа изучить историю болезни пациентки Роуз Макналти. Странно, но зачем католической церкви понадобилось одинокая старушка, у которой нет ни гроша? Да и вообще, стоит ли с ней возиться, когда можно решить вопрос ее трансфера при помощи укола с успокоительным?
Психиатр знакомится с пациенткой, изучает ее дневники, которые та ведет в форме коротких заметок на полях Библии, слушает ее необыкновенную трагичную историю.
Молодая Роуз (Руни Мара) оказывается в этих местах пятьдесят лет назад, в поисках пристанища от войны. Как и по всей Ирландии того времени, здесь царят довольно консервативные нравы, за которыми неусыпно надзирает церковь.
Тихую и богобоязненную жизнь должны вести все без исключения миряне, но, прежде всего, женщины. Ведь это же именно по их вине добропорядочные мужчины воюют, пьют, дерутся и прелюбодействуют.
Ни один закон никогда не обходится без перегибов. Так, например, местная молодежь на танцах должна держаться на почтительном расстоянии друг от друга, а женщине и вовсе запрещено смотреть в глаза мужчине, если только она не является его женой.
Роуз поселяется у своей тетки, устраиваясь в ее кафе официанткой. Парни с ходу начинают симпатизировать новенькой, а местный священник отец Гаунт (Тео Джеймс) и вовсе теряет из-за Роуз свою воцерковленную католическую голову. Страсти снедают падре настолько, что он даже предлагает рабе Божьей идти к нему в экономки. Ну а куда еще он может ее пригласить, не под венец же.
Но свое сердце девушка отдает другому - летчику Майклу Макналти (Джек Рейнор). Они женятся, и вскоре Роуз беременеет. Такого коварства служитель церкви простить строптивице не может: не доставайся же ты никому - решает падре и закрывает Роуз в психушке на целых 50 лет. Ее молодого супруга постигает гораздо худшая участь. Хотя, конечно, с какой стороны посмотреть.
Возможно ли такое провернуть, спросите? Легко, ведь в ту пору "связь с летчиком-протестантом, распутство и склонность к нимфомании" считались вполне убедительными причинами, чтобы оказаться в поднадзорной палате, со всеми вытекающими.
Электрошок, психотропные препараты, принудительное кормление - и вы паинька. А все необходимые для этого бумаги подписали самолично отец Гаунт и тетка Роуз, находясь под его чутким руководством. И все только заботы ради, а не корысти для. Такие уж были темные времена.
Ну а дальше у Роуз началась новая жизнь, в которой есть только один день - день сурка. Привыкнуть к такому невозможно, но можно научиться терпеть, стоит лишь найти какое-то дело для своих мозгов, о которых здесь так преданно заботятся санитарки, не позволяя пропустить прием лекарств. У Роуз таким делом становятся ее заметки - скрижали.
Вот тут я вас, пожалуй, и оставлю с нашей героиней и ее внимательным доктором. Потому что рассказ будет довольно долгим, пятьдесят лет - это серьезно, особенно, если через них проходит война. Удивительно, но и в самые трагические моменты истории люди обретали друг друга, влюблялись, рожали детей. Казалось бы, горе за порогом, а в доме совет да любовь.
В общем, слушайте пронзительную историю Роуз, поражающую воображение тем, что произошла она не в Средние века, а в ХХ-ом веке, оценивайте прекрасные актерские работы, смотрите на чудесные морские пейзажи, снятые оператором Михаилом Кричманом ("Левиафан", "Елена", "Овсянки") и думайте о том, как могут испортить жизнь простых людей неистовые религиозные фанатики, наделенные властью.
Но и кроме этого здесь есть на что посмотреть. Фильм хорош, если не придираться и не строить из себя эксперта. А недостатки - они есть всегда. Но все перечисленное выше, плюс прекрасный дуэт Редгрейв - Мара, их вполне компенсируют.
Рекомендую к просмотру, особенно если тема вам близка.
А у меня на сегодня все.
Смотрите лучшее и оставайтесь на О!СЮЖЕТ, впереди интересная жизнь.
И помните: у слепой веры очень злые глаза.
Лайк, отзыв и репост - ваша индульгенция на сегодня.