#Политика
Стиль лжи Трампа способен формировать групповую идентичность во всё более поляризованном мире.
Он солгал о распространённости мошенничества в сфере социального обеспечения и о помощи США Украине. Он солгал об прогулах в федеральной бюрократии и о программе помощи в Мьянме.
Может ли он поверить, что за неоднократную ложь не будет наказания, даже если реальность — результаты опросов, уровень инфляции — можно так легко проверить? В классической работе Гордона Таллока «Экономика политики» Трамп, похоже, решил, что искажение действительности приносит больше пользы, чем вреда. Неужели избиратели стали настолько доверчивыми?
Я предлагаю другую интерпретацию происходящего: Трамп не лжёт в узком, точном смысле этого слова. Он торгует совершенно другим товаром, описанным в запоминающейся книге философа Гарри Франкфурта «О вранье». И это подразумевает нечто совершенно иное о времени, в котором мы живём.
Ложь — намеренное искажение реальности, как её понимает человек, — требует столкновения с той самой реальностью, которую он хочет исказить. Чтобы исказить правду, вы должны сначала знать её или, по крайней мере, думать, что знаете. Это не игра Трампа. Как выразился Франкфурт, «человек не может лгать, если не думает, что знает правду. Производить чушь не требует такой убеждённости».
Трампу не нужно проверять уровень безработицы и инфляции в стране, чтобы утверждать, что «мы унаследовали от предыдущей администрации экономическую катастрофу и инфляционный кошмар». Ему не нужно ничего знать о Парижском соглашении, чтобы утверждать, что оно «обходится нам в триллионы долларов». Это не имеет значения.
Этот тип людей «не отвергает авторитет истины, как это делает лжец, и не противопоставляет себя ей, — говорит Франкфурт. — Он вообще не обращает на неё внимания». То, что он говорит, иногда может быть правдой. Его утверждения — правдивые, сомнительные или просто вымышленные — служат определённой цели. Но эта цель не обязательно заключается в том, чтобы убедить аудиторию в альтернативной реальности.
Во Франкфурте рассказывают историю о том, как философ Людвиг Витгенштейн поспорил с другом, который утверждал, что «чувствует себя как собака, которую переехали» после удаления миндалин. «Ты не знаешь, что чувствует собака, которую переехали», — возразил Витгенштейн.
«Её вина не в том, что она не справляется, а в том, что она даже не пытается, — говорит Франкфурт. — Именно это отсутствие связи с заботой об истине — это безразличие к тому, как обстоят дела на самом деле, — я считаю сутью брехни». Это обвинение, которое можно предъявить Трампу.
Какую цель преследуют ложные заявления Трампа? Подобно блефующему игроку в покер, он может привлечь внимание избирателей в нужном ему направлении, даже если не сможет убедить их в абсолютной правдивости своих утверждений. Избирателям не нужно верить в то, что через границу хлынули толпы преступников; Трамп «предупредил их» о преступности среди иммигрантов.
Самое поразительное то, что эта техника лжи способна формировать групповую идентичность во всё более поляризованном мире.
Философ Джейсон Стэнли предполагает, что лгущий политик стремится донести до избирателей не то, какова реальность, а то, за что он или она выступают. Когда Митт Ромни в 2012 году ложно заявил, что президент Барак Обама ослабляет требования к работе по социальному обеспечению, Стэнли утверждает, что он давал понять белым избирателям из рабочего класса, что тоже не любит бездельников.
Политические предпочтения людей всё больше определяют их реальность. Их политические взгляды формируют их представление о склонности иммигрантов к преступлениям и экономических условиях в стране. Демократы считают, что экономика находится в упадке, как и республиканцы, когда президентом был Джо Байден. BSing может подтверждать уже существующие убеждения, укрепляя связи с союзниками. И он может служить прикрытием для союзников, чтобы они соглашались с предложениями, которые соответствуют их предпочтениям, но, как они подозревают, могут быть ложными.
Его способность направлять групповые убеждения в политически выгодное русло очень ценна. исчезающе малая доля детей получает препараты, блокирующие половое созревание, или другие методы лечения, подтверждающие гендерную идентичность. Однако каким-то образом республиканская чушь о всплеске трансгендерных вмешательств (при поддержке бессмысленных заявлений демократов) превратила это в важнейший вопрос на ноябрьских выборах.
Подобные явления, вероятно, станут более распространёнными в условиях растущей политической поляризации. Поскольку балканизация СМИ позволяет людям выбирать источники информации, которые подтверждают их убеждения, и игнорировать альтернативные точки зрения, соотношение затрат и выгод от такого политического стиля, вероятно, будет становиться всё более привлекательным.
В этом мире Трамп будет процветать. Несмотря на повсеместное распространение его неправды, Трамп не изобретал политическую чушь. Он просто необычайно одарённый практик. Его величайший дар заключается в том, что он понял: в стране, которая утратила связь с правдой, чушь может её заменить.