Что ж, мы сыграли в «Дарвина» ещё раз вчетвером — теперь уж точно можно делиться мыслями об игре.
ПРАВИЛА
Правила я расскажу коротенечко и общо, насколько это в принципе возможно.
В игре вы, подобно Дарвину, будете исследовать Галапагосские острова, собирая информацию о разных видах животных и передавая её в музей.
Но, как и обычно, занимаясь исследованиями, вы не можете только плавать и бродить по островам: в какой-то момент вам нужно будет вести корреспонденцию, чтобы иметь в игре дополнительные возможности, и обучать своих рабочих новым компетенциям.
В игре 4 основных действия, и все они связаны с вышеперечисленными моментами: вы можете плавать на корабле, изучая в море образцы и высаживая своих людей на островах, докуда доплыл ваш корабль, перемещаться по островам, рассылать письма и прокачивать своих рабочих.
Я остановлюсь на последней механике поподробнее, потому как она не самая очевидная и составляет весомую часть игры. Вставая на действие прокачки рабочего, вы можете купить печати, которые символизируют компетенции вашего подопечного. Дело в том, что каждому из 4 основных действий принадлежит свой цвет — и вы можете отправить туда рабочего, только если у него есть компетенция (печать) этого цвета.
Более того, со временем игроки будут прокачивать действия — и там, где для плавания требовалась одна печать, может появиться действие проплыть дальше (на 3 клетки вместо 2) — но для этого нужен будет специалист с двумя синими печатями.
Создавая универсальных специалистов, вы гарантируете себе возможность выполнять любые стартовые действия, а углубляя одну и ту же компетенцию, получаете возможности выполнять конкретное действие более эффективно.
Прокачка печатями платная (кто бы мог подумать!) — но это воздастся сторицей: в конце игры полностью прокачанные специалисты (с 6 печатями) принесут вам победные очки, а ещё рабочие с 4+ печатями имеют дополнительные преимущества в действия (получают допдействия, монеты и победные очки, приходя в определённые части поля).
Помимо печатей (красное действие), есть ещё три.
Рассылка корреспонденции — жёлтое действие, которое по сути представляет собой механику мажорити: выполняя это действие, вы кладёте марки своего цвета в один из трёх конвертов поля. В конце раунда бонус каждого из конверта (уникальный на каждую партию) достанется тому, кто положил туда больше всего марок. Марки не вечные: после розыгрыша мажорити и получения бонуса все игроки, присутствующие в этой части поля, сбрасывают оттуда половину своих марок, округляя вверх.
Синее действие, как вы уже поняли, плавание — и с ним связано сразу несколько интересных моментов. Во-первых, проплывая мимо нового острова, вы можете выставить туда своего исследователя, которым впоследствии сможете собирать с этого острова образцы и другие плюхи) Во-вторых, в игре есть цели раунда и корабль «Бигль», который от раунда к раунду перемещается по воде. Если вы плывёте где-то недалеко от «Бигля», сможете получать очки за цели по полной программе, если отстаёте — каждая клетка отставания будет стоить вам победных очков, которые будут вычитаться из очков, набранных по цели.
Цели раунда в игре самые разнообразные: вы будете получать очки за образцы конкретных типов (например, за птиц), за наличие печатей конкретных цветов у ваших специалистов, на освободившиеся ячейки из-под марок на вашем планшете и так далее.
Последнее стандартное действие — перемещение по островам. Я уже упоминала, что острова дают плюшки, и они там самые разные — монеты, образцы, победные очки и получение иных интересных бонусов. Здесь любопытно то, что, заняв клетку острова, игрок её по факту «блокирует» — остальные игроки не могут туда встать и перепрыгивают этого исследователя, если идут по тому же пути.
В двух словах расскажу о дополнительных действиях — часть из них задаёт случайная раскладка на поле, и это разные любопытные штуковины: например, можно изучить любой образец, получить «джокерную» печать, взять монеты и одноразовые печати и так далее.
Также есть действие «Выложить линзу» — именно оно позволяет активировать возможность вставать на более прокачанные действия плавания, корреспонденции и так далее.
Также в игре есть возможность стать первым игроком (куда без этого) и взять личные цели, покачивающие ваш планшет.
Прокачивая планшет, вы можете получить нового рабочего, джокерную печать, возможность брать печати, а не покупать, выполняя красное действие, и много других полезных бонусов.
Последнее действие, о котором нужно рассказать, — тематическое сердце игры. Это музей, куда вы доставляете сведения о полученных образцах. За это вы получаете монеты и очки науки, двигаясь по соответствующей шкале. В конце игры множитель науки влияет на число очков, которое вы получите — в зависимости от того, насколько изучены те или иные виды в игре. Если будет изучено всё (а эта ситуация вполне реальна), то игрок, который добрался до конца трека науки и встал на клетку с множителем «15», получит 90 победных очков, а это огого как много:)
В игре всего 5 раундов, базово у вас 4 рабочих на раунд (если не прокачаете планшет и не возьмёте ещё одного). В конце игры вы добавляете к набранным в процессе партии очкам то, что наскребли за науку, а также очки за прокачку планшета, включая специалистов с 5+ печатями. Побеждает игрок, набравший больше всего очков.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ
Впервые я играла в «Дарвина» очень давно — и сразу с дополнением. Игра мне очень зашла, поэтому немудрено, что я так обрадовалась, получив возможность сыграть в неё своей ячейкой в реале.
Раскладка по итогу вышла даже не такой долгой, как я изначально рассчитывала (с учётом сложности игры), поэтому я пришла чуть заранее и спокойно подготовила поле.
Меня волновало больше всего то, как справятся девочки с правилами — для всех, кроме Люды, это была первая серьёзная хардкор-игра (с высоким рейтингом сложности), и были опасения, что будет сложно и даунтаймно, потому что «Дарвин» — про снежный ком комбинаций, особенно если у вас есть цепочка ведущих друг на другом действий.
По итогу девочкам было непросто, но я считаю, что для первой партии они отлично справились — Женя вообще в первой игре набрала довольно много очков.
Ксюше было тяжелее всего: во-первых, потому что меньше всего опыта, во-вторых, мне кажется, самая сложная игра, которую она осиливала, была «Бургундия» и «Льюис и Кларк».
Я в итоге в первой партии упустила момент, что линзы можно складывать на поле строго сверху вниз в верхней части (поэтому не удивляйтесь, что на фото будет косяк в одной зоне), но в остальным мы сыграли чётко по правилам. И я предложила повторить партию, пока все ещё помнили нюансы правил, ещё разок — и прям очень не зря, потому что второй раз все сыграли не в пример эффективнее.
После этого мы ещё провели две партии с Федей на БГА на двоих, а также бурно пообсуждали игру в чате — там были люди, наигравшие 80+ раз, которые поделились интересными наблюдениями о том, что игра не прощает одного неверного хода и имеет «заскриптованные» первые ходы.
В общем, мы с Федей в первой партии прям попробовали поиграть по предложенным линиям стратегии — и у Феди действительно был очень сильный начальный заход с какой-то безумной прокачкой по печатям, но любому действию существует противодействие, и мы пришли к выводу, что, следя за тем, сколько монет у соперника и может ли он в данный момент встать на то или иное действие, можно обрывать оппоненту те или иные комбинации.
В целом я бы вообще сказала, что на двоих игра сильно более злая — один ваш недосмотр приводит к качественному рывку соперника, и поэтому вы планируете ходы порой не исходя из того, что вы можете сделать, а исходя из того, как надо сходить, чтобы комбу не провернул оппонент. Я не раз просто забирала цель, которая мне не нужна, чтобы наврекать Федю (ну и взять немножко монеток), а в последней партии на четверых так сделала Люда — и это было отличное вложение в её победу, потому как разница в наших очках была около 7 ПО.
Поэтому «Дарвин» — отнюдь не огородное евро: эта настолка даёт взаимодействие во многих областях игры (и на островах, когда вы занимаете чужие клетки, и на море, когда вы стараетесь там быстрее выставить палатки, и на основных действиях, которые вы хотите занять первыми, и, конечно, в музее, где выставить образец и получить монетки/науку порой делает вам то самое небольшое преимущество, которое потом оказывается победным).
Единственное, что меня, пожалуй, смущает в игре — это прям критическая важность примерно равного опыта и понимания игры всеми участниками процесса. Я ещё не определилась до конца, насколько этот момент критичен, но по ощущениям новичок может просто сделать победу одному из игроков. Попробую объяснить на пальцах: на треке науки, где вы набираете множитель для скоринга в музее, количество умножаемого зависит от числа заполненных рядов по каждому виду живых существ. Базовый множитель «2», а если, например, до конца партии вы ещё закрыли ряд птиц, то множитель становится «3».
И вот если вы уже ускакали по треку науки — и у вас условный научный множитель уже 13, а новичок делает в музее ряд, он дарит лидеру много очков. При этом сам он набирает часто меньше, особенно если он при этом в начале научного пути. Ещё интереснее ситуация, когда отстающий по науке игрок набирает довольно много, но приносит лидеру +13 очков, а разбег очков в партии составляет меньше 10 — то есть этот условный новичок таким образом дарит победу другому, хотя его ход в плане собственной выгоды хорош, и он, возможно, двигает его с последнего места, например, на предпоследнее (ну или просто существенно подтягивает по очкам).
В общем, пожалуй, пока вот этот момент — самая напрягающая меня в игре ситуация: в евро обычно мало кингмейкинга, но вот именно в «Дарвине» на много игроков он как будто и есть. При этом на двоих я такой проблемы не наблюдаю: делая реверанс в сторону науки, вы обычно точно понимаете, сколько очков вы «подняли» сейчас себе, а сколько подарили сопернику — и я таким образом даже сокращала отрыв в очках — вовремя вкинувшись в музей, когда я там была на отстающей позиции, но сама заработала условные +30 ПО, когда как соперник получал от моих действий +15. В дуэльных партиях важна только разница — а это были мои +15 ПО.
Среди моих любимых игр есть «Пуэрто-Рико», которая критична к равной опытности участников в партии — и вот теперь появился «Дарвин». Вот такая особенность игры, которую важно учитывать, когда садитесь в неё играть.
Несмотря на вышеописанное, благодаря многоярусным комбинациям, огромной вариативности, прикольной смеси механик, выраженной конкуренции на поле и классной идее специализаций в игре «Путешествие Дарвина» мне видится просто потрясающим евро, вбирающим в себя много вещей, которые я ценю в настолках этого жанра.
Мне ещё не терпится сыграть втроём, потому как ощущения от партий вдвоём и вчетвером сильно разнятся (в том числе по кризисности) — а на bgg вообще пишут, что трое — лучший состав. А ещё, конечно, я очень жду выхода дополнений на русском языке — надеюсь, что девчонки к этой поре не охладеют к игре и ещё разок сыграют с удовольствием с новыми островами и прокачанными путешествиями.