Есть два магазина недалеко от дома, где энергетики ему продают, потому что считают его достаточно взрослым. А может, кассирам просто все равно. Или есть еще какая-то причина – ему было неинтересно выяснять, но он точно знал, что может купить там от одной до пяти ярких баночек за раз, и это не привлечет ничьего внимания. Брать больше он опасался, потому что это могло заинтересовать людей в очереди, каких-нибудь додельных мамаш или папаш, что страдают от невозможности выпить пива до вечера пятницы и оттого ищут, на ком бы сорвать свое зло и обратить всеобщее внимание на беззаконие продаж энергетика подростку.
К тому же, он точно знал, что можно попросить подходящего взрослого. Система не подводила: найди безразличного к тебе человека, дай ему деньги и вежливо попроси купить пару баночек энергетика. Кто-то тебя пошлет куда подальше, но кто-то непременно согласится!
Нет, у него не было проблем с энергетиками. Ни с покупкой, хотя ему было всего пятнадцать, ни с употреблением.
Три баночки в день – это много? Нет, конечно. Однажды он обнаружил залежи пустых банок под кроватью, и понадобилось два мусорных мешка, чтобы незаметно вынести особый груз из дома. Тогда он подумал, что как-то многовато. Но ведь это тара, которая скопилась за много дней, недель, может, месяцев. Карманные деньги он получал регулярно, ему хватало.
Напиток из баночки был приятно сладким, бодрил, улучшал настроение. Чудесно, не правда ли? Какие могут быть проблемы?
Он слышал что-то про вред вейпов и прочих курилок, он знал, что не стоит пробовать таблетки или порошки, которые могут предложить ему друзья. И уж конечно, не стоит пробовать алкоголь – от него люди становятся грязными и вонючими, очень быстро опускаются на социальное дно, перестают соображать – мама несколько раз обращала его внимание на таких людей и рассказывала про алкоголизм. Нет, это он пробовать не будет.
А про вред энергетиков он ничего никогда не слышал. Ну может, это вредно для зубов, потому что там сахар. Но он не ест конфет, значит, не так уж и сильно рискует. Что-то читал про кофеин – но ведь это про кофе, верно? Мама разрешала ему пить кофе, иногда сама покупала стаканчик капучино на заправке.
От этого напитка не было такого яркого эффекта, как от энергетика, просто вкус сладкого молока, а потом всегда хотелось есть.
Энергетики же были его витаминами бодрости, они помогали соображать быстрее, разгоняли утренний сон и вечернюю усталость.
Они будто примиряли его с острыми углами реальности подростковой жизни, где ты всегда не самый популярный, всегда самый нелепый и тебе всегда за что-то стыдно.
Однажды утром, когда он был в школе, его затошнило. Странное чувство, будто в грудной клетке мечется перепуганный зверек, пытается выскочить наружу через горло. У зверька пушистый хвост. Животное суетится, крутится где-то внутри, неприятно щекочет пушистым то у горла, то где-то у сердца, давит на него лапками, отчего пульс ускоряется, пускается вскачь. Это длилось где-то час. Он как раз выпил напиток из цветной баночки перед школой: позавтракать не успел, ужасно хотелось спать, и энергетик помог ему взбодриться. Наверное, он вчера съел что-то не то. Тошнота и сердцебиение унялись. Но осталось противное чувство тревоги, потные ладони не давали сосредоточиться ни на чем, мысли перепрыгивали с пятого на десятое, в голове стоял плотный туман.
Когда вернулся домой, подошел к бабушке: «Ба, голова чего-то болит, дай таблетку.» Ба, наученная участковым терапевтом в любой непонятной ситуации доставать тонометр и мерить давление, а без этого нехитрого действия никаких таблеток в рот ни себе, ни другим не класть, немедленно провернула привычные действия с внуком. Давление было 145/100. «Что-то много, Лев. Запишу тебя к врачу.» Дала таблетку обезболивающего, голова прошла. Потом и вовсе стало как-то полегче. До следующего утра.
Он снова не позавтракал и выпил бездумно баночку энергетика перед школой. Фокус с загнанным пушистым зверьком в грудной его клетке немедленно повторился. Тревога стояла такая, что шумело в ушах. Снова измерил дома давление. Опять оно было высокое. Пульс под сотню.
«Батюшки-светы!» - вскричала бабуля и потащила внука за руку в поликлинику, не дожидаясь назначенной записи к врачу.
И начались обследования. Со всех сторон мальчик был здоров: кровь и моча в порядке, сердце – как у космонавта, почки как новенькие. Даже надпочечники и щитовидка никаких признаков болезни не проявляли, хотя доктор поначалу думала обнаружить причину проблем именно там. В общем, мальчишка в свои пятнадцать был совершенно здоров, если не считать показаний тонометра – совершенно одинаковых что дома, что в кабинете врача – и показания эти докторам очень не нравились.
Она была врач старой школы, а потому никак не могла привыкнуть, что нынешние дети слишком искушенные, слишком много знают того, что она сама, врач с тридцатилетним стажем, ведала лишь понаслышке. Да, подростки жуют какую-то дрянь, вдыхают ароматные пары из специальных приспособлений-парилок, а иногда употребляют и вовсе какие-то загадочные марки, порошки и прочую отраву…
Доктор вывела под благовидным предлогом бабулю из кабинета. Села рядом с мальчиком. И спросила устало и твердо: «Ну говори, чего принимаешь.»
Он сначала опешил. Вообще-то он ничего не принимает, он за здоровый образ жизни! И знает, как опасно пить алкоголь или глотать неизвестные таблы.
Доктор взяла его ладони с свои. Влажные. Пальцы слегка дрожат. Мальчишка вообще какой-то дерганый весь, как будто щитовидка его работает за двоих – да только проверяли ведь, нормально у него все. Адреналин шарашит по его организму. А внутренние органы сопротивляются, как могут. Еще годик-другой в таком режиме – растянется левый желудочек сердца, мышца сердечная уплотнится, и будет он как гипертоник, страдать от одышки и отеков… Адреналин…
- Говори, чего употребляешь? Ну!
И тут он вспомнил про энергетики. Но ведь они не вредные! И он сказал – так мол и так.
- Сколько банок?
- Три. Может, четыре…
- И давно?
Он задумался. По всему выходило, что месяца три он пил энергетики каждый день по нескольку банок… Три банки как-то незаметно превратились в четыре, потом в пять, а иногда и в шесть…
Врач схватилась за голову.
А потом рассказала мальчишке вот что.
Тихий алкоголик Вася, который пропил свои мозги и был хорошо известен всему району тем, что закрепил себя за ближайшим к их поликлинике супермаркетом, около него проводил все свое время в томной токсической неге, что доедала потихоньку его нервные клетки, так вот, Вася в каком-то смысле рискует меньше, чем этот мальчик, который сидит сейчас перед доктором. Потому что действие алкоголя ученые и врачи всего мира отлично изучили. И могут примерно предсказать, как формируется зависимость, как быстро она поработит человека, сколько ему после этого будет отпущено на земле, потому что неизбежно ведь наступит точка невозврата, а дальше впереди маячит только печальный исход.
А все эти энергетики – это ведь темная лошадка. Да, в них много сахара и кофеина. Да, туда добавляют витамины, чтобы выдать этот напиток за полезный для здоровья. Да, там есть таурин, который вроде бы полезен для мышц. Но отчего-то все больше тревожных сообщений разлетается по всему миру: их можно прочитать и в специальных медицинских журналах, и в блогах специалистов – только в СМИ про это не расскажут, потому что не очень-то это яркий инфоповод: «Мы точно не знаем, на кажется, цветные баночки способны вас убить.» Как-то неубедительно звучит, правда?
А врачи уже знают, что баночки эти разрушают сердце, заставляя его работать на износ, что-то делают за короткий срок с печенью и поджелудочной, отчего они трансформируются в труху, стимулируют мозг до такой степени, что у здоровых людей происходят эпилептические припадки.
Нет, малыш, я не выдумываю, горячилась врач. Есть сообщения о том, что люди с изначально слабым здоровьем доверялись ярким надписям на этих баночках, надеясь получить вместе с ударной дозой сахара немного пользы витаминов и бодрящего действия кофеина. А заканчивалось это смертельными аритмиями… Поэтому пожалуйста, больше никаких энергетиков. Если не хочешь очнуться на больничной койке инвалидом.
Она сильно его напугала, эта докторша. Но вот дела – бабулю, которая зашла в кабинет, она уже пугать не стала. Умолчала об истинном количестве банок энергетика в день, сильно преуменьшив количество. Но строго сообщила, что теперь этот напиток под запретом. Как и кофе – на него, правда, мораторий временный. Потом будет можно, как приведут сердечно-сосудистую систему мальца в чувство. Нет-нет, таблетки от давления ему не нужны. Просто полноценное питание, достаточный сон, побольше обычной питьевой воды, можно бабулины морсики или компоты, чтобы почки лучше работали. И через неделю опять на прием.
Через неделю давление у мальчика и вправду выровнялось. Ушло постоянное чувство тревоги, к которому он привык настолько, что уж и забыл, как это – отсутствие дрожи за грудиной и постоянного напряжения мышц шеи и спины, словно его кто-то хочет ударить сзади. Ладони перестали потеть от любого волнения. Стал глубже сон. Наконец-то он начал высыпаться, так, что утром не приходилось соскребать себя с кровати.
Вот дела: получается, он пил по утрам энергетик, чтобы проснуться, но проснуться не мог потому, что тот же энергетик не давал ему нормально спать!
А еще он понял, что, кажется, приблизился к состоянию Васи-Василька, тихого алкоголика, которого знали все в их районе. Первые два дня парень страдал от невыносимой головной боли и сонливости, не пошел даже в школу, так ему было плохо. Цветные баночки в магазине манили, но бабуля бдила. Да и он сам к вечеру открыл поисковик и начал искать истории.
Прочитал про спортсмена, который позволил себе между соревнованиями, когда не надо было проверяться на допинг, выпить две банки этого зелья перед тренировкой. Тренировки у него уже не случилось, потому что произошло смертельное нарушение сердечного ритма. И вот дела: врачи до сих пор не понимают, отчего именно энергетик заставил дремлющий до того дефект работы водителя сердечного ритма включиться – ведь пил раньше спортсмен кофе, это не запрещается. А вот поди ж ты: 50 мг кофеина в чашке кофе никак не затронули его уязвимое сердце, в то время как 400 мг того же кофеина в сумме с ударной дозой сахара (в пересчете на кубики получалось 20 штук на 2 банки – а ведь он никогда не думал, что такую сахарную бомбу закидывал в себя несколько раз на дню!) сделали злое дело. Спортсмен просто упал и не встал…
И по всему выходило, что алкоголик Вася страдает от зависимости, просто страдает много лет. А он, пятнадцатилетний школьник Лева, по сути повторяет путь Васи. Потому что это ведь тоже зависимость, когда думаешь, что можешь остановиться в любой момент, а сам не перестаешь думать о яркой баночке, что враз утолит и жажду, и головную боль, и неприятную тряску где-то внутри… Это понимание и помогло Льву больше никогда не прикасаться к энергетическим напиткам.
Доктор знала, что делала, когда рассказывала про страшное, но не ругала, убеждала, но не запугивала, а главное, не врала – говорила только правду. Это помогло.
Бабуля долго еще рассказывала соседкам, какое зло продают в соседнем супермаркете, и те охали и кивали – они не понимали, что это за газировка такая с отравой, но помнили девяностые, когда разоблачению подвергли сухие соки, в которые только добавить воды, а также бананы, что, по слухам, складывали на дозревание в морги, ибо там самая комфортная для тех фруктов температура. И потому старушки просто и без особой рефлексии пополнили свои воображаемые списки с запретной продукцией на еще один пункт. Они уже знали от участкового терапевта, что вредно есть сосиски и колбасу, потому что в них сахара больше, чем они обычно добавляют в свой утренний чай, а еще всякие химикаты, которые вызывают рак кишечника. Теперь вот энергетики эти еще, да ну их совсем, они и не пробовали даже эту отраву ни разу, слава те господи.
Продажи цветных баночек, к слову, не упали ни в том магазине, ни в каких-либо других торговых точках по всей стране. Маркетологи отлично знают, что половина покупателей этой дряни – дети моложе 12 лет. Еще четверть – подростки. И только небольшая часть взрослых людей сознательно покупает эти банки со сладкой вредной газировкой, которая вроде бы бодрит, а вроде и не такая вредная, как пиво. Получается, большая часть покупателей несовершеннолетние, а значит, находят способы обходить правила. Как? Маркетологов это не интересует. Их интересует только, как продать еще больше баночек.
Что, впрочем, совсем не ново под луной.