Чем примечателен данный город? Тем, что если вы не житель Сахалина либо Дальнего Востока, то как турист вы, вероятно, вряд ли когда-то в него попадете)) Чем нас привлек данный город и почему мы решили доехать до него, расскажем далее.
Город был основан в 1870 году, в период с 1905 по 1945 входил в состав Японии и носил название Маока, после возвращения в СССР получил имя Холмск.
Главным портом острова он стал еще во время японской оккупации южной части Сахалина ввиду того, что порт в городе Корсаков на берегу Охотского моря в особенно холодные зимы принимать суда не мог, нужен был резервный вариант. Так поток грузов и переселенцев начал переориентироваться на незамерзающую Маоку, как тогда назывался Холмск. Стоит город на берегу Татарского пролива.
Круто, конечно: ещё утром ты был на берегу Охотского моря, но несколько часов езды - и ты уже стоишь на берегу Японского моря.
Если решите добираться до Сахалина с материка не самолётом, то этого города вам не миновать. Изначально мы такой вариант и рассматривали (перевезти паромом машину по маршруту Ванино-Холмск), но потом отказались, т.к. дорога заняла бы порядка 6 дней из Владивостока и обратно (а нас еще ждала Камчатка, на которую заранее были куплены авиабилеты), при этом и экономии средств тоже никакой не получилось бы. Мы отказались от парома, но не от идеи посмотреть Холмский перевал, который считается одной из самых красивых дорог на Сахалине, соединяющей город Холмск и Южно-Сахалинск. Протяженность дороги составляет 90 км. С высоты 400 метров для путешествующих открывается потрясающий вид на Татарский пролив и город Холмск.
Всё это было бы действительно так, если бы день был солнечный, как накануне, но в день нашей поездки непрерывно шел дождь. Но мы рискнули и не пожалели по двум причинам: местами погода все-таки позволила созерцать красоту этих мест (туман местный вообще добавляет таинственности и загадочности острову), а самое главное - у нас случилась неожиданная встреча, но о ней в самом конце.
Холмск часто становится жертвой ураганов, штормов и землетрясений, видимо поэтому несмотря на то, что он находится на широте Ростова-на-Дону и Одессы эта территория по условиям приравнена к районам Крайнего Севера!
Город протянулся узкой полосой вдоль залива Невельского, повторяя его контуры. Численность города менее 25 тыс. человек (третий город Сахалина по численности). Город маленький, но довольно чистенький и приятный.
В городе мы прогулялись вдоль берега - набережной там как таковой нет. Посмотрели на порт. Перевозки по линии Ванино-Холмск осуществляются специализированными судами, построенными специально для данного маршрута.
Во времена СССР в разное время было построено 10 судов (6 из них уже утилизированы, 4 работают). Каждый из них способен взять на борт 28 железнодорожных вагонов либо 37 грузовых автомобилей и до 100 пассажиров. Суда ветшают, требуют ремонта, поэтому со временем были заложены новые суда. Одно из них – автомобильно-железнодорожный паром «Александр Деев» - в 2023 году встал на линию. Еще одно аналогичное судно строится на верфях Хабаровского края. Новое судно большей вместимости, чем предыдущие паромы: вмещает 32 вагона, 14 грузовых автомобилей и до 200 пассажиров. Паром ледового класса, может преодолевать лед толщиной до 1,5 метров. Паромные перевозки обеспечивают до 50% грузов, пребывающих на остров.
После порта поднялись на ближайшую смотровую площадку. Безуспешно попытались пройти к китайскому сухогрузу, севшему на мель из-за сильного ветра в 2021 г. и подлежавшему теперь утилизации. Подходы к нему оказались закрыты. После этого дошли до автовокзала, оказалось, что через 4 минуты отправляется автобус до Южно-Сахалинска, мы обрадовались такой удаче и успешно вернулись на нём.
Кто дочитал до конца: именно здесь за всё наше 100 дневное путешествие по России удалось в непосредственной близости встретить дикого медведя, на Камчатке потом мы повстречаем только их свежие следы. Буквально минут 5 оставалось до въезда в Холмск, скорость движения была низкой из-за серпантинной дороги, и тут огромный косолапый на одном из поворотов вольготно переходит дорогу прямо перед впередиидущим автомобилем. Вот такой приятный бонус был нам от сахалинского мишки. Сфотографировать его как следует не удалось, все произошло быстро, но тем не менее силуэт мишутки на фотографии ниже виден.
Подписывайтесь на Дзен-канал и телеграм-канал, это поможет не пропустить новые статьи из нашего 100-дневного путешествия по России.
Улыбайтесь миру, мечтайте и пусть все путешествия сбудутся!