Найти в Дзене

Камиль Коро - "великий мучитель своих картин"

Коро был великий мучитель своих картин. Часто он ее подмалюет и всю соскоблит ножом. Даст усохнуть и потом пишет тонко, пользуясь полугустыми затирками. Оттого мы видим в его тонах ту неуловимую тонкость и прелесть, которую никогда не даст грубое пятно сразу... Алексей Боголюбов Жизнь французского пейзажиста XIX века Камиля Коро была скромна и заурядна, без страстей, взлетов и падений. Состояние давало ему возможность занимался любимым делом: три тысячи пейзажей, несколько сотен гравюр и портретов. Творчество Камиля Коро предвосхитило импрессионизм. Большое внимание он уделял изображению светотени, словно переосмысливал, оценивал цветовые градации, стараясь разгадать их тайну. Каждая работа художника была наполнена невероятными тональными оттенками. Погружаясь в пучину своей палитры, он мог найти десятки различных вариантов и разновидностей цвета. Картины Коро наполнены особенным настроением. Здесь не замечено ярких цветовых решений, немыслимых световых пятен и буйства красок, но л

Коро был великий мучитель своих картин. Часто он ее подмалюет и всю соскоблит ножом. Даст усохнуть и потом пишет тонко, пользуясь полугустыми затирками. Оттого мы видим в его тонах ту неуловимую тонкость и прелесть, которую никогда не даст грубое пятно сразу... Алексей Боголюбов

Жизнь французского пейзажиста XIX века Камиля Коро была скромна и заурядна, без страстей, взлетов и падений. Состояние давало ему возможность занимался любимым делом: три тысячи пейзажей, несколько сотен гравюр и портретов. Творчество Камиля Коро предвосхитило импрессионизм. Большое внимание он уделял изображению светотени, словно переосмысливал, оценивал цветовые градации, стараясь разгадать их тайну.

К. Коро "Воспоминание о Мортфонтене", 1864
К. Коро "Воспоминание о Мортфонтене", 1864

Каждая работа художника была наполнена невероятными тональными оттенками. Погружаясь в пучину своей палитры, он мог найти десятки различных вариантов и разновидностей цвета. Картины Коро наполнены особенным настроением. Здесь не замечено ярких цветовых решений, немыслимых световых пятен и буйства красок, но лишь спокойствие и жизнь, сохраненное в памяти, бережно переданное зрителю. Короткое мгновение, удивительное воспоминание, нежное чувство, которое не способно потеряться во времени... Художник с легкостью и грацией превращал изображение природы в возвышенную поэзию. Часто его называли "поэтом деревьев" и "певцом рассвета".

Камиль Коро. Автопортрет, 1835
Камиль Коро. Автопортрет, 1835

Будущий художник родился в семье коммерсантов 17 июля 1796 года. Мать Камиля - Мари Франсуаза Оберсон, была дочерью винодела, от которого унаследовала состояние и коммерческую жилку. В Париже, прямо напротив Лувра, она открыла шляпный салон, пользовавшийся огромной популярностью. Отец же был потомственным землевладельцем. Свои дела он вел успешно и отвечал за финансовые вопросы ателье супруги.

Коро был вторым ребенком, рожденным в семье. С раннего детства родители отправили их на воспитание в деревню. Сельские улочки, тенистые живописные уголки стали первыми робкими зарисовками будущего художника. Он видел и чувствовал, пропуская красоту через свое сердце и душу... Позже родители захотят приобщить сына к общему семейному делу и отдадут его в помощники к торговцу сукном. Только жизненный путь был уже определен. Камиль плохо справлялся с работой, его мысли были заняты совсем другим - совершенной красотой природы, поэтичностью и лиризмом. Долгих десять лет понадобилось отцу, чтобы понять, принять и смириться. Камилю назначили солидное содержание и отпустили в большой мир.

В 1822 году он поступает в мастерскую художника Ашиля Мишалона, а затем к Жану Виктору Бертену, начиная изучать исторический пейзаж. Только собственное видение и манеру письма Камиль приобретает в Италии. C 1825 по 1828 годы он станет колесить по всей Европе, напишет около ста пятидесяти картин и более двух сотен эскизов, изучая мастеров итальянского Возрождения. Это будет не первая его поездка, остальное же время Камиль будет работать во Франции, в обустроенной мастерской семейного загородного дома.

Коро с жадностью фиксирует все свои впечатления: мимика и живость итальянцев, уличный шум, игра света...наброски уже не помещаются в альбомах...он торопится, выбирая беглую манеру для штрихов и зарисовок...

К. Коро "Мальчик в цилиндре", 1827
К. Коро "Мальчик в цилиндре", 1827

Работа "Мальчик в цилиндре" относится к итальянским этюдам Коро. Возможно на ней изображен маленький помощник для всяких мелких дел. Художник заметил, как тот отдыхает и точно запечатлел этот момент. Коричневый тон разных оттенков совершенно не утяжеляет эту работу, а цилиндр, подобранный где-то на улочках, очень гармонично вписывается в образ.

В простых набросках итальянцев художник показывает поэзию и красоту первого яркого впечатления. Все фигурные этюды Коро являлись лишь пробой пера перед грандиозным и страстным романом с пейзажем. Он собирается с силами, чтобы раскрыть свое мастерство и талант.

В пейзажные работы Коро вносит все свои чувства, ощущения, восприятие, передавая свежесть и непосредственность. Природные этюды станут материалом к будущим картинам. Пройдет двадцать лет, прежде чем общество оценит его по-настоящему.

Камиль мечтает выставить свои работы во французском Салоне, получив признание. В 1827 году художник отправляет несколько своих картин, в том числе и "Мост в Нарни" на выставку.

К. Коро "Мост в Нарни", 1827
К. Коро "Мост в Нарни", 1827

У художника получается наполнить вполне обычный пейзаж новым звучанием раннего солнечного утра. Удивительным образом он поймал и передал этот миг, который готов исчезнуть. Совсем скоро солнце поднимется, принеся с собой свет, новый день, тени станут резкими...уйдет радость принятия...

Поэтому художник запечатлел в своей работе настроение, рассеянный утренний свет, прозрачность воздуха, контраст цветовых решений. Критики и публика работу приняли более чем прохладно, а для художника так важно было официальное признание. Пройдет несколько десятков лет прежде чем картина станет настоящим шедевром.

Самостоятельно, не имея никакой программы, чисто интуитивно Коро перенёсся через пятьдесят лет живописи, перейдя от классицизма к импрессионизму... (критик)

В Италии Камиль будет не раз, став заядлым путешественником. Он найдет свои источники вдохновения - великолепные озёра Швейцарии, на родине - предместье Парижа Виль д'Эвре и леса Фонтенбло. Художник был неравнодушен к маленьким провинциальным городам с соборами, узкими улочками, размеренным ритмом жизни, напоминавшими ему старый прекрасный Париж.

После своего путешествия Камиль будет часто возвращаться к итальянским эскизам. Именно с них он напишет картину "Ла Червара. Римская Кампанья".

К. Коро "Ла Червара. Римская Кампанья", 1831
К. Коро "Ла Червара. Римская Кампанья", 1831

Спокойный итальянский пейзаж, холмистая местность...чистое небо с легкими облаками...вьется грунтовая дорога, уводящая зрителя в даль...спокойствие, размеренность и тихая сельская красота...

В какой-то момент Коро обратит свое внимание на барбизонцев. Ему придется по душе эта веселая компания, довольно часто станут они работать вместе в лесу Фонтенбло или деревушке Барбизоне. Только будет между ними большое отличие: работы Коро были глубже и тоньше, гораздо разнообразнее по темам. Чувствовалась в художнике смелость, независимость и желание найти новое.

К. Коро "Агарь в пустыне", 1835
К. Коро "Агарь в пустыне", 1835

В 1835 году художник представил на суд публики свою библейскую картину "Агарь в пустыне", на которой изобразил сцену из Книги Бытия Ветхого Завета. Удивительный тональный контраст - свет расчерчивает полотно надвое, подчеркивая боль, отчаяние и надежду на спасение. Работу высоко оценили за оригинальность и техническое мастерство художника, что принесло последнему славу и известность. Однако пейзажи Коро не находили себе покупателей. Художник живет на средства отца, который все еще не верит в талант и мастерство сына.

Тем временем художник ищет вдохновения, много путешествует по стране, стараясь смотреть на Францию, как чужестранец. Его радуют и восхищают неисхоженные тропы, всеми позабытые удивительные уголки, тихие улочки, ищет новые мотивы и возрождает хорошо позабытые старые. Самое главное для художника - наполненность своего внутреннего мира и взаимодействие с природой.

К. Коро "Северный Арле. Мельница Дрокур", 1871
К. Коро "Северный Арле. Мельница Дрокур", 1871

Он, словно исследователь, старается почувствовать, попробовать, проникнуться, а только потом передать в работе. Коро становится "человеком пейзажа", а не просто наблюдателем, вдыхая всеми фибрами души лесной аромат, прислушиваясь к птичьим трелям, шепоту ветра...погружается в мир по самую макушку, сливается и становится одним из...его поиски превращаются в личную свободу и удивительную радость...

Наконец, ожидаемые художником перемены случились...в 1840 году в Салоне приняли его работы. Выставка стала решающей. Критики были благосклонны. И уже в 1846 году Камиль Коро получил орден Почетного легиона. Признание пришло к художнику только во второй половине жизни. Картины стали популярны, за ними охотились коллекционеры.

Только личная жизнь художника Камиля Коро так и не сложилась. Он был невероятно зависим от родителей эмоционально, однако считал, что у него есть "единственная цель, которой я намерен следовать всю жизнь, – писать пейзажи; это решение не подлежит изменению и не позволяет мне связывать себя узами брака". Он покинет этот мир в феврале 1875 года от рака желудка. Незадолго до смерти ему вручат Большую золотую медаль Салона.

К. Коро "Пруд в Пикардии", 1867
К. Коро "Пруд в Пикардии", 1867

Так каким же он был, этот великий Мастер? Это был несомненно колос с душой ребенка. Прекрасно разбирался в людях, невероятно любил природу, имел простое сердце и очень нежную душу...

Удивительный и неповторимый Мастер светотени. Он никогда не считал себя колористом, но совершенно непостижимым образом сжимал возможности, границы своей цветовой гаммы, тем самым расширяя ее до оттенков и тонов. Коро расширял многоступенчатую гармонию тона, называя ее валёрами своей живописи, наделяя их определенным звучанием и пульсом. Великий дирижёр маленького оркестра, художник, дающий волю своим мечтам, уравновешивая реальность и иллюзию, настроение и летящую воздушность. Именно в этом заключается великое очарование художника Камиля Коро.

К. Коро "Замок Пьерфон (Пароль)", 1860
К. Коро "Замок Пьерфон (Пароль)", 1860

"Замок Пьерфон" станет для художника Коро просто идеальной натурой. Безмятежное весеннее утро...таинственные фигуры в плащах...мы может только догадываться кто они...великие заговорщики или герои исторического романа? Замок был сильно разрушен во времена кардинала Ришелье и представлял собой мрачные развалины, но интерес к нему оставался велик. Именно в этот замок Александр Дюма "поселит" героя своего романа Портоса. В то время как Камиль Коро писал свою картину Наполеон III подписал приказ о реставрации замка и возвращение ему былого величия. В работе все находится в полной гармонии и звучании: изумрудная трава, деревья, сизый силуэт замка. Чтобы дать валёрам звучание, Коро отказывается от прорисовки деталей, полностью погружаясь в тональность, доводя ее до правдивости и ясности.

Нельзя не вспомнить серию женских образов, которых напишет художник. Невероятно нежно очарование и удивительная глубина чувств...здесь он уже совершенно не ожидал одобрения публики. "Дама в голубом" - последний шедевр Коро. И она в настоящее время не утратила своей притягательности и загадочности.

К. Коро "Дама в голубом", 1874
К. Коро "Дама в голубом", 1874

Задумчива и меланхолична, полностью погружена в свои мысли и переживания...нарядное платье, прекрасные руки...возможно собиралась на прием или бал, но...задумалась, застыла, будто вовсе замерзла...и чувствуется внутренняя сила и невероятная энергия...

Художник очень грамотно выставляет свет, делает акцент на оттенках, чтобы соблюсти "иллюзию жизни"...и как вишенка на торте - последний штрих - ярко-оранжевый кончик дамского веера...неповторимый и прекрасный Камиль Коро...

...цвет приходит ко мне позже; ведь я прежде всего люблю ансамбль, гармонию тонов, цвет подчас все нарушает – этого я не люблю. Может быть, я и злоупотребляю этим принципом, и поэтому говорят, что у меня свинцовые тона... Камиль Коро

Всегда с вами - Летящая стрекоза)))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали.