Найти в Дзене
Уральская Дама

Память ...люди...( метрики)

Автор Зоя Тельнова

Трудно писать о том,в чём плохо разбираешься.

Можно наделать ошибок или невзначай кого то обидеть .Поэтому буду излагать только факты.Речь пойдёт о старообрядческой Покровской церкви Уральска.Почему берусь за эту тему?Потому что закончила штудировать все страницы метрических книг этого храма.Времянные рамки-1902-1919года.Некоторые года- это несколько страниц.Другие -содержат последовательные записи полноценного года.Ну,радуемся тому что есть!

Почерк-"вырви глаз".Постепенно привыкаю правильно понимать буквы,сокращения,опознавать кто кому кем приходится,из описанных персонажей.Понятное дело,приход не большой и писарь знает всех в лицо и поимённо.Ему хватает просто инициалов.А мне приходиться "ломать голову".Я бы лучше сказала, "погружаться с головой".И вот я уже в храме,вижу лица прихожан,иногда провожаю их до дома,слышу голоса детворы,играющей во дворах.Волнуюсь вместе с молодыми при венчании .Плачу вместе с людьми,у которых горе,отпевание,похороны.

Приход старообрядческой церкви это община.Совет общины возглавлял председатель.Был у него и заместитель,который обозначался как товарищ председателя.Думаю,что это люди ответственные и уважаемые среди прихожан.Судя по записям разных лет,члены совета менялись.У общины был в собственности жилой дом по ул Сызранской (Плясункова).В нём проживали люди,чьи фамилии постоянно встречаются в записях во второстепенных ролях.В качестве восприемников или свидетелей на венчании.

/Когда событие было не слишком многолюдным или родственники не могли быть на церемониях,то привлекали тех людей,что находились в храме на тот момент/

Понимаю,что эти люди были не просто прихожанами,но так же выполняли какую то работу при храме.Поддерживать чистоту надо?Надо.Убирать двор надо?Надо.В свечной лавке торговать,просфоры печь,записи вести,в хоре петь и т.д.Со временем мои предположения нашли подтверждение.Именно этим и занимались эти люди,целое семейство Дмитриевых.А Дувановы вообще жили в помещении при дворе храма.Наверное выполняли обязанности сторожей.

Ну теперь о прихожанах.Народ разнообразный.Казаки,крестьяне,купцы.Кто то жил в Уральске.Как в в центре города,так и на окраинах.Что бы на утреннюю службу попасть, либо ночью выходить надо,либо транспорт иметь.Оказалось что многие прихожане жили в посёлках и на хуторах.Им вообще добираться далеко.Главное вот в чём "фишка".Во многих посёлках были свои храмы.Скажите,что старообрядцы не пойдут в новообрядческую церковь.И я прежде так думала,пока не прочла записи.Не просто ходили,а так же совершали обряды.Вот крестят ребёнка.Родители,мать и отец православные.А вот молодая пара венчается и такая же картина.Много таких семей,где родители или "молодые",где один единоверец,другой православный и разные другие варианты в сочетании.Но и это ещё не всё.Те же самые люди появляются вскоре в другой церкви и заново перекрещивают детей.Только уже крёстные при этом другие.И уже обвеньчавшиеся пары ,вдруг появляются в другой церкви,уже с другими свидетелями и снова перевенчиваются.Как вам такой факт?При чём, у кого то сначала" поход" в старообрядческую,а потом в православную,а у кого то сначала в православную,а потом в старообрядческую.Было такое метание у людей,какая церковь правильнее?Вот и получается,что крестили ребёнка дважды.Хотя в "Символе Веры"да же есть фраза "...исповедую едино крещение..."Может родители или родня настаивали на своей вере и приходилось подчиняться.

Метрические книги Покровского собора интересны своей разлиновкой.Оглавления разделов включают в себя требования вносить информацию о прихожанах очень подробную.Но как всегда,в реальности,этого не соблюдалось.Тем не менее стали известны адреса проживания прихожан,вернее названия улиц или их пересечение.Пару раз встретилась да же нумерация домов.Указывалось является ли строение собственностью или это съёмное жильё.Кто хозяин дома,родственник или нет.

Интересен,тот факт,что некоторые мамочки рожали детей в роддоме и об этом стоит пометка.

При всех обрядах крещения,венчания и отпевания действующие лица ставили свои подписи.Поэтому современные потомки могут увидеть автограф своих прародителей.Ну,а уж если они были не грамотны,тогда облом.Тогда за них расписывался друг,товарищ,сват,брат,ну в общем кому доверяли,тот и расписывался.Интересная особенность,Тот кто сообщил о смерти прихожанина,то же оставлял в записях свои координаты.Начинаешь сравнивать фамилии и адрес проживания и понимаешь,кто кому родня,а кто соседи,а кто друзья.

Вот бежит в храм мать с известием о горе,сынок маленький умер, от кори.А неделю спустя мужчина бежит в храм и его сын умер.А фамилии у этих людей одинаковые и адрес тот же.Это большая семья,где братья женились и живут с жёнами и детьми в одном доме,каждый на своих квадратных метрах.Двор общий.Ребятня играет.Это двоюродные братья и сёстры.Мал- мала- меньше.Зараза одна на всех.Горе одно на всех.

Детская смертность огромна.Не обошло такое горе и священника храма.Сложно представить как мог он ,ЛИЧНО!!! отпевать своих внуков,одного за другим,умерших от скорлотины....

В записях других церквей довольно часто встречались пометки о суицидах.Подробностей,как правило, было мало.Лишь указывалось кто отпевал(всё же!) и где хоронили.Среди записей Покровской церкви подобная запись встретилась только единожды.Семейный человек,28 лет,есть дети.Как он погиб не указано.Только одно слово в графе "причина смерти"-самоубийство.Пытаюсь разобрать дополнительные записи,явно сделанные в разное время.Суть понимаю."Погребение не совершалось".Думаю,что речь идёт о том,что похоронили его за пределами кладбища.Но парень не абы кто ,а зять председателя общины.Думается мне,что тесть начал хлопотать.Потому что пятно на семью,неприятная ситуация.Полиция разбиралась,разбиралась и сделала таки новое заключение,что суициду подтверждений нет.Аж через три года запись обновили и парня отпели,как положено.Ну и хорошо,ну и правильно.

Кстати,узнала новое слово.Всё,что было записано не правильно,с ошибкой,то обводили рамками.И приписывали-"Оскоблённое не действительно".Я думала,что это от слова "скоблить".Оказалось от слова..."скобки"!!!

А вот давайте прям историю в картинках расскажу.Она сложилась у меня на основе записей,чисто по фактам.

Сговорились родители поженить своих детей.Их всё устраивало им всё нравилось.Молодёжь особо не спрашивали.

В церкви молодым сделали оглашение,как положено две недели.Батюшка поговорил с молодыми,дал духовное наставление.

Ни кто не объявил о препятствиях к браку.Наступил день венчания.

Молодые и свидетели заполнили записи в метрической книге.Не грамотная невеста всё же вывела чернилами своё имя печатными буквами.Руки её явно дрожали.Процессия двинулась к алтарю.

--Имеешь ли искреннее и непринуждённое желание и твёрдое намерение быть мужем этой Евдокии,которую видишь здесь перед собою?-спросил жениха батюшка.

--Имею,честный отче,-ответил Василий.

--Не связан ли обещанием другой невесте?

--Нет,не связан.

Невесту всю трясло.Сейчас священник спросит её о том же.Как быть,как соврать перед алтарём?Совсем рядом,в толпе гостей, стоит парень,которого она любит.Они уже встречались взглядом и она понимала,что он ждёт от неё решительного шага.

Снова раздался голос священника,обращённый к невесте.

--Имеешь ли искреннее и непринуждённое желание...,-вопрос так и повис в воздухе.Невеста рыдала,чуть не падая в обморок.

Венчание расстроилось.Тут и выяснилась истинная причина отказа.Родители простили конечно.Но ,ё-маё,к свадьбе наготовили,на покупали!Хоть и январь, и на холоде в сенях не испортится так сразу,но всё ровно стол то уже накрыт!!!

Батюшка говорит,-Раз любит другого и препятствий к браку нет ,и родители согласны,то я делаю новое оглашение.Тянуть со свадьбой не будем.Хватит им три дня.

Писарю дал распоряжение,-Запись оскобли!Да припиши,что невеста виновата.

-Понял,отец Иаким,сделаю!-с готовностью отвечал писарь Дмитриев.

Через три дня Маркел и Евдокия обвенчались.

Не думайте,что брошенный жених остался неудел.Ему тут же сосватали другую невесту,Татьяну.И уже через 10 дней он был семейным человеком.

Я читала эти факты и радовалась за обе эти семьи.Наверное,думала я,раз победила любовь,то всё в жизни у них будет хорошо.Вот бы узнать их судьбы!

Погадаева Евдокия Васильевна на следующей год родила дочку Клавдию.(Клавдию Маркеловну ,17 марта 1917г).

Сама же заболела тифом и через пол года умерла.Было ей 20 лет.

Осталось только несколько корявых букв её имени в оскоблённой рамке,с пометкой "считать не действительным".

Благодаря метрическим книгам Покровской старообрядческой церкви стали известны несколько имён монахинь,а так же их фамилии в миру.

Приоткрылись факты жизни купцов Симаковых,Першиных и других.

Спасибо современникам,что были со мной в переписке о своих предках и делились информацией и фотографиями.Остаюсь на связи.

Поддержать труд автора можно тут

dzen.ru/...rue