11 МАРТА (в 20.00) 2025 г. в эфир радио "Радонеж" вышла очередная запись моей беседы по теме доклада на Рождественских чтениях 2025 г. по теме нашей книги:
Кнутов А. В., свящ., Немыченков В.И. Иконоборчество XXI века: новые вызовы и ответ Православного Предания. — СПб.: Алетейя, 2024. — 372 с.: ил.
Ссылка на страницу радио "Радонеж":
https://tv.radonezh.ru/www/_radio/efir/20250311%2020-00.mp3#t=02:00
В предыдущей, 4-й передаче, было изложено общее святоотеческое богословие иконы. На этот раз автор подробно излагает доводы, опровергающие аргументы сторонников допустимости профанного использования неосвященных по чину Требника священных изображений и их технических копий (репродукций икон, фресок, мозаик и т.п.). В частности, говорится, что чин освящения икон на Руси появился только в XVII веке. Следовательно, до этого наши предки почитали неосвященные, но святые иконы, поскольку среди них многие прославились как чудотворные. Не парадокс ли это? Тиражные же иконы (репродукции) святы по святости своего содержания – образу изображенной на них святой ипостаси, как свята любая типографская копия Евангелия, которому мы поклоняемся и целуем на каждом воскресном богослужении. Более детально о доводах автора слушатели узнают, прослушав всю беседу.
Ниже приводится опорный текст аудиофрагмента.
3.2.2. Святость икон, неосвященных по чину Требника
В период иконоборческих споров, когда в основном и вырабатывалось богословие иконы, никакой молитвы на освящение икон Церковь не знала. Иконоборцам, утверждавшим, что иконы являются обыкновенными вещами, поскольку не имеют освящающей их молитвы, Седьмой Вселенский Собор ответил: «Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати». Таким предметом является и Животворящий Крест, даже напечатление которого в воздухе прогоняет демонов. «То же самое и относительно иконы: обозначая её известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение»[1].
В XVII веке в русском иконописании и благочестии наметился острый кризис: свое иконописание приходило в упадок; началось повальное увлечение западным искусством («живописанием») – религиозной живописью и гравюрами. В Москве обычным делом стало приятие в качестве икон печатных изображений и освящение их по чину церковных вещей(!). Против этого безуспешно боролись русские Патриархи Никон (1652–1666) и Иоаким (1674–1690)[2].
Защитники указанных нововведений особо уповали на чин освящения иноземных изображений для их легализации в православном обиходе и литургической практике (т.е. для использования в храмах). Л.А. Успенский на это замечает, что изограф и теоретик живописи И. Владимиров (XVII в.) ставил икону (живописную и печатную) на уровень церковной утвари, хотя Седьмой Вселенский собор постановил почитать икону как Крест и Евангелие, что означает полагание образа в контексте не богослужебно-бытовом, а догматическом[3].
Патриарх Иоаким запретил писать православные иконы «с латинских и немецких соблазненных изображений, и непотребственных, и новомышленных по своим похотям», а которые «где есть в церквах неправописанныя, тыя вон изности»[4]. Вот в такой исторической обстановке и появился на Руси чин освящения икон.
О происхождении чина освящения икон «Православная энциклопедия» сообщает:
«Каких-либо чинов или молитв на освящение иконы в древней Церкви, согласно прямому свидетельству VII Вселенского Собора[5], не было. Однако в поствизантийскую эпоху такие чины независимо друг от друга появились и в греческих, и в русских изданиях богослужебных книг (а из них проникли и в др. православные традиции – грузинскую и т.д.).
Греческий чин на освящение иконы имеет коптское происхождение(!), сначала он нашел отражение в рукописях (с XV в.)[6], а затем и в изданиях Евхология благодаря контактам греков с коптами[7]. Этот чин (включающий молитву и помазание иконы св. мѵром) был неоднократно подвергнут критике со стороны видных греческих богословов как несовместимый с учением VII Вселенского Собора и к настоящему времени в целом вышел из практики[8].
На Руси чины освящения иконы стали известны благодаря Требнику митр. Петра (Могилы)[9] (XVII век); свт. Петр составил заново целый комплекс таких чинов (на освящение иконы: Распятия, Св. Троицы, Господа Иисуса Христа или одного из Господских праздников, Пресв. Богородицы, святого, а также нескольких икон одновременно), основываясь на аналогичных чинах из римского Ритуала[10].
Говоря кратко, в Требнике Петра Могилы переводами с латинских источников были только чины благословения новосооруженного и наперсного крестов, а чины освящения икон – творчеством самого владыки.
Приведем авторитетное суждение митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия, на тот момент Председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. На вопрос: «Можно ли молиться перед неосвященной иконой? Обязательно ли освящение иконы?» Владыка ответил:
«На протяжении многих веков специального чина освящения икон не существовало… Современный чин освящения икон возник в эпоху оскудения православного иконописания, во время заимствований из светской и западной живописи, которые привносились в православную икону, так что для подтверждения святости изображаемого такие иконы стали освящать. Собственно, данный чин можно понимать, как свидетельство Церкви о подлинности иконы». Икона по этому чину освящается в храме. «Однако важно учесть, что если освящение любого другого предмета есть сообщение ему благодатной силы Духа Святого, что подразумевает непричастность предмета к благодати до освящения, то в отношении иконы ситуация иная. Икона свята потому, что изображает Господа, Пресвятую Богородицу, святых, к которым мы и обращаемся в молитве. К иконе до освящения необходимо относиться так же благоговейно и почтительно, как и после. Можно молиться перед ней (до ее освящения – Авт.). Но и освятить нужно»[11].
3.2.3. Тиражные иконы
Седьмой вселенский собор о труде иконописца
В деяниях Седьмого вселенского собора содержится ответ и на аргумент о том, что уникальность индивидуального труда иконописца придает изображению сакральный статус святой иконы.
В период иконоборческого кризиса еретики отрицали святость икон, утверждая, что ни художник не сообщает им святость, ни какая-либо специальная молитва: «…нет также и священной молитвы, освящающей их, чтобы сделать их из обыкновенных предметов святыми; но постоянно остаются они вещами обыкновенными, не имеющими никакого особенного значения, кроме того, какое сообщил им живописец»[12].
Отцы Седьмого вселенского собора ничего не возразили против объявления творчества иконописца не влияющим на святость иконы.
Напротив, о культовых образах (иконах) «участники Собора заключили, что их “изобретение” – дело Отцов Церкви, а не живописцев. Последним “принадлежит только техническая сторона дела, а самое учреждение зависело от святых Отцов” (Mansi XIII 232 С)», – цитирует В.В. Бычков[13].
Отсутствие же молитвы отцы собора объяснили ее избыточностью вследствие святости имени изображенного:
«Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы, потому что они по самому имени своему полны святости и благодати. Поэтому такие предметы мы почитаем, как достойные почитания, и лобызаем их. Таким образом и самый образ животворящего креста, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения… То же самое и относительно иконы: обозначая её известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение»[14].
По учению отцов Собора, святость иконе сообщают имя и подобие изображённого на ней. Художник в синергии со Св. Духом или по «вдохновению свыше» не придаёт иконе святость, но лишь создаёт наиболее точное подобие первообраза – образ ипостаси, святость которой и придаёт иконе сакральный статус (подробнее об этом скажем ниже). Причём эта святость принадлежит иконе не по природе, ибо искусственный образ по сущности отличается от первообраза. Отцы Собора постановили: «Свойств первообраза никогда никто из благоразумных людей не будет искать в иконе. Истинный ум не признаёт в иконе ничего более, кроме её сходства по наименованию, а не по самой сущности с тем, кто на ней изображён» (Mansi XIII 257D)[15].
Аналогия с Евангелием
Согласно догмату Седьмого Вселенского собора, обязанность воздаяния почитательного поклонения (τιμιτικην προσκυνησιν) иконам «по тому же образцу, как оно воздаётся изображению честного и Животворящего Креста и святому Евангелию»,[16] означает признание за иконами аналогичного сакрального статуса. Однако Церковь во все века почитала и почитает не один единственный первоначальный экземпляр Евангелия, написанный рукой конкретного святого евангелиста в соработничестве со Святым Духом, а богодухновенное содержание Евангелия[17], независимо от способа воспроизведения конкретного экземпляра.
Поэтому сейчас в каждом храме мы читаем, целуем и поклоняемся тиражной бумажной копии подлинника Евангелия (копии даже не рукописной, не на пергаменте или папирусе). И всякий христианин должен благоговейно относиться к Библии и Евангелию из своей домашней библиотеки. То же относится к сотрудникам и посетителям церковных магазинов, где продаются «технические копии» Священного Писания (и не везде, к сожалению, соблюдаются правила благочестия).
Но ведь тиражная копия иконы (бумажная или иная) имеет точно такое же содержание, как и рукописная икона – её подлинник и образец: внешнее подобие и надписание имени той же самой поклоняемой и прославляемой Церковью святой ипостаси (Иисуса Христа, Богородицы или святых), а значит, копия иконы имеет такой же сакральный статус, как и все тиражные копии Евангелия.
По слову прп. Феодора Студита, всему святому, включая святые изображения, обязательно полагаются почитание и поклонение. Святыми и поклоняемыми являются Евангелие, изображение Животворящего Креста, священные принадлежности храма, перечисляет святой отец и добавляет: «Впрочем, всё, что свято, вместе есть и покланяемо… что же совершенно непокланяемо, то совершенно лишено и святости»[18].
Поскольку мы считаем святым и поклоняемым любое современное типографское воспроизведение Евангелия, то и любая техническая копия священного изображения должна быть для нас святой и поклоняемой. Соответственно, и любое бесчестие тиражной иконы так же восходит к её первообразу.
Резюме
Исходя из общего богословия иконы и церковной истории можно констатировать следующее:
1) Сакральный статус икона (любое изображение) получает по тождеству внешнего вида, имени и ипостаси изображенного и изображаемого, который достоин святого поклонения; говоря коротко, в силу святости изображенной на иконе ипостаси Христа, Богородицы, ангелов и святых или изображения событий священной истории.
2) В Византии и вообще в древности способы создания технической копии священного изображения были ограничены чеканкой монет и изготовлением оттисков печатей (как правило вислых из металла). Известно, что отцы Седьмого вселенского собора, свт. Никифор, прп. Феодор Студит и другие св. отцы часто приводили примеры с печатями и монетами. При этом они не умаляли достоинство технической копии (оттиска печати, отчеканенной монеты) в сравнении с образом, созданным рукой художника.
3) Святые отцы по сути уравнивают копию и оригинальный рукописный образ, ставя на первое место невещественный и потому нерукотворный образ, содержащийся в первообразе – «подобие» (или «внутренний эйдос»). Святые отцы часто приводят слова Дионисия Ареопагита: «истина – в подобии, первообраз – в образе, и одно в другом, кроме различия сущности»[19].
Свт. Никифор: «…так как Христос един, то едина по виду и икона Его, и изображения Его одинаковы, исходя всегда от одного первообраза, подобно тому, как, например, от одной печати получается много оттисков. И хотя по различию времени и условий места они и отличаются несколько по виду и форме и умножаются, но печать остаётся той же самой»[20]. То есть хотя технические копии (оттиски печати) не идентичны друг другу, они изображают ту же самую ипостась, что изображена на печати.
4) Согласно свт. Никифору мастерство иконописцев определяет только меру достигаемого в иконе подобия первообразу. Эта мера различна у разных художников, что ведет к неполному совпадению рукотворных образов одного и того же прототипа. Однако такое привнесение своеобразия не объявляется святителем достоинством художника, а объясняется человеческим несовершенством. Идеалом же является полное тождество по внешнему виду образа и первообраза, т.е. совершенное воспроизведение «подобия», или «внутреннего эйдоса» прототипа.
Свт. Никифор возражает иконоборцам: «Почему же начертание, получившее такое название [иконы Христа], не достойно почитания и прославления? Ничего нет несообразного в том, чтобы это называть Христом… <…> На ней взирающие читают имя “Христос”, она имеет подобие вида Его, насколько рука живописца подчиняется его таланту и средствам изобразительного искусства»[21].
5) В результате соработничества художника со Святым Духом появляется оригинальное произведение церковного искусства. Благодатное вдохновение определяет красоту и достоверность художественного образа, но не его святость (свт. Фотий, патриарх Константинопольский).
Свт. Фотий в 17-й гомилии говорит об иконе Богородицы: «Столь точно искусство художника, как ответ на вдохновение (ἐπιπνοίας)[22] свыше, превратило подражание в природу»[23]. О том же святитель говорит и в десятой гомилии об иконе Христа: «Настолько точно художник, как думаю, по действию вдохновения (ἐπίπνους), линиями и цветами запечатлел попечение Создателя о нас»[24].
6) Церковь знает чудотворные иконы, представляющие собой репродукции священных изображений на бумаге. Примером может служить мироточивая Локотская икона Божией Матери.
«Икона Божией Матери “Умиление” Локотская – единственная в мире двусторонняя мироточивая икона. Чудотворная икона явилась в одной благочестивой семье поселка Локоть Брянской области. На обратной стороне иконы проявился Нерукотворный Образ Божией Матери, на котором еще просматривается изображение Спасителя на Туринской плащанице. Икона обильно мироточит с разным благоуханием, а также уже несколько раз кровоточила и слезоточила. По молитвам перед этим образом во множестве получают исцеление и благодатную помощь, находят без вести пропавших»[25].
В Москву эта икона приносилась в 2020 г. по благословению Патриарха Кирилла.
В силу всего сказанного образам святых ипостасей на любом веществе должно воздавать одинаковое почитательное поклонение (согласно догмату иконопочитания) независимо от способа их создания – рукотворного воспроизведения или технического копирования – «ради тождества святой ипостаси» изображаемого и изображенного.
СНОСКИ
[1] Деяния Вселенских соборов. Указ. соч. С. 541. Курсив наш. – Авт.
[2] Подробнее см.: Успенский Л.А. Богословие иконы. Глава XIV. С.276–314.
[3] Успенский Л.А. Богословие иконы. Примеч. 71 на с. 312.
[4] Цит. по: Успенский Л.А. Богословие иконы. С. 295.
[5] Mansi. T. 13. Col. 268–272 (здесь и далее в цитатах приводятся сноски, входящие в цитируемые фрагменты. Курсив наш. – Авт.).
[6] Ср.: Дмитриевский А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. 2. – Киев, 1901. С. 639.
[7] См.: Zanetti U. La prière copte de consécration d'une icône // Le Monde Copte. 1991. Vol. 19. P. 93–98.
[8] Подробнее о различных изданиях чина и дискуссиях вокруг него в греч. Церквах см.: Παῦλος (Μενεβίσογλος), μητρ. Μελετήματα περ ἁγίου Μύρου. ᾿Αθῆναι, 1999. Σ. 227–241.
[9] Киев, 1646, 1996 репринт.
[10] См.: Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и 1-й пол. XVII в. – К., 1912. С. 113–115.
[11] Ответы председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополита Меркурия на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела // сайт Московской патриархии. 12 июля 2012 г. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2337123.html (дата обращения: 30.07.2022). Курсив наш. – Авт.
[12] Деяния Вселенских соборов. Т. 4. – СПб.: Воскресение; Паломник, 1996. – Репр. Казань: Казанская духовная академия, 1908. С. 540–541. Курсив наш. – Авт.
[13] Бычков В.В. Феномен иконы: История. Богословие. Эстетика. Искусство / Российская акад. наук, Ин-т философии. – М.: Ладомир, 2009. – 635 с. С. 74.
[14] Деяния Вселенских соборов. Т. 4. С. 541. Курсив наш. – Авт.
[15] Цитируется по Бычков В.В. Феномен иконы. С. 74–75.
[16] Деяния Вселенских соборов. Т. 4. – СПб.: Воскресение; Паломник, 1996. – Репр. Казань: Казанская духовная академия, 1908. С. 590–591.
[17] «Все Писание богодухновенно», – учит апостол Павел (2Тим.3:16). «Богодухновенность Священного Писания – это богословский термин, указывающий на то, что Священное Писание было составлено (избранными Богом людьми) при особом содействии Божественной благодати, по вдохновению Святого Духа, в соавторстве Бога и человека» (Богодухновенность // Азбука веры. URL: https://azbyka.ru/bogoduxnovennost).
[18] Феодор Студит, прп. Второе опровержение иконоборцев, 34–35 // Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 279. Курсив наш. – Авт.
[19] Дионисий Ареопагит, св. О Церковной иерархии 4, 3, 1 (сноска входящая во фрагмент: Федор Студит, прп. Второе опровержение иконоборцев // Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 268).
[20] Никифор, свт. Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам, 31 // Творения святого отца нашего Никифора, архиепископа Константинопольского: В 2 ч. Ч. 1. – Св.-Троиц. Серг. Лавра, 1904. С. 201. Курсив наш. – Авт.
[21] Никифор, свт. Слово в защиту непорочной, чистой..., 71 // Там же. С. 340. Курсив наш. – Авт.
[22] ἐπίπνοια – досл. дуновение, веяние, дыхание; перен. внушение, вдохновение, наитие (Древнегреческо-русский словарь: В 2 т. Т. 1 / Сост. И.Х. Дворецкий. М., 1958).
[23] Василик В.В. Семнадцатая гомилия патриарха Фотия // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. SSBP. Петербургские славянские и балканские исследования. – 2011. – №1 (9). Январь–Июнь. – С. 73–92. С. 82. Курсив наш. – Авт.
[24] Василик В.В. Десятая гомилия патриарха Фотия // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. SSBP. Петербургские славянские и балканские исследования. – 2009. – № 1/2 (5/6). – С. 185–194. С. 192. Курсив наш. – Авт.
[25] В Москву будет принесена чудотворная Локотская икона Божией Матери «Умиление» // Московская городская епархия. Официальный сайт. 11.03.2020. URL: http://moseparh.ru/v-moskvu-budet-prinesena-chudotvornaya-lokotskaya-ikona-bozhiej-materi-umilenie.html (дата обращения: 03.06.2022). Курсив наш. – Авт.