Первая часть серии статей о сапфирах, если не читали
Большую группу оттенков сапфира охватывает английское определение purple (пурпурный). Скорее это просто удобное торговое наименование, растянутое как в связи с разнообразием пурпурных красок, использовавшихся на протяжении долгой истории, так и в связи с применением уточняющих оттенков, среди пурпурных сапфиров выделяют лавандовый (lavander), насыщенный пурпурный (vivid purple). Кроме того, учитывая субъективность оценки цвета и вышеперечисленное, к пурпурным относят иногда тёмно-розовые камни, которые вполне соответствуют некоторым видам пурпурных красителей, и фиолетовые сапфиры, что странно, поскольку есть отдельное слово violet. Многие синие сапфиры, особенно cornflower blue, имеют фиолетовый оттенок.
Возвращаясь к пурпурному цвету. Исторически многие красители с цветами от чёрного до тёмно-фиолетового добывали из морских моллюсков. Обитают они в разных регионах, в том числе в Средиземном море. Многие цивилизации, существовавшие на берегах Средиземного моря, обратили внимание на брюхоногих моллюсков, которых было достаточно много. Благодаря развитию технологий научились выделять из них и перерабатывать красители. Археологические находки содержат окрашенные ткани, сами красители, следы производств. Мозаики и картины позволяют увидеть одежду, окрашенную в эти цвета.
Красители производили из 3 видов моллюсков.
Из этих прекрасных обитателей моря люди и добывали красители. Это было настоящее промышленное производство. При получении красителя из иглянок процесс был длительным, из 1 кг добытого из моллюсков сырца после выпаривания оставалось 60 граммов краски. Для окрашивания 1 кг шерсти требовалось 200 граммов краски. Чтобы получить 1 кг сырца надо было переработать около 10000 раковин. Представить этот объём довольно сложно. Тем не менее, на протяжении столетий краску производили. Естественно, при таких трудозатратах, красивая и невыгорающая на солнце краска на хорошей одежде была доступна только высшим слоям общества. Единицам. И стоила она не на вес золота. Золота было больше. Секреты её получения у разных цивилизаций были разные, но последними пурпур производили византийцы. После падения Константинополя в 1453 году секреты были утрачены. Не зря античный мир являлся во многом образцом для европейского Средневековья. Начиная с 17 века несколько учёных поочерёдно совершили открытия, позволившие восстановить процесс производства красителя. Химическая промышленность позволяет получать многие красители, аналогичные добывавшимся из моллюсков.
Из разных видов моллюсков получались разные красители, поэтому и пурпур был разным. Ниже показаны моллюски и ткани, окрашенные красителем, аналогичным добывавшимся из них.
Стоимость красителя была высокой независимо от вида моллюска. В разных странах существовали свои методики получения красителя, менявшиеся и варьировавшиеся. Цвет ткани зависел от концентрации красителя, на него влияли вода и солнце. В византийской традиции пурпур мог быть бордово-коричневым. Подтверждением являются сохранившиеся мозаики с изображениями членов императорской семьи и ткани.
Ниже показан порошок пурпура из Hexaplex trunculus и окрашенная им ткань. Этот оттенок называется мажента.
То есть концентрация красителя и особенности обработки довольно сильно варьируют цвет ткани от фиолетового до маженты.
Приятно осознавать, что сейчас доступны ткани самых разных цветов.
Пурпурные сапфиры в узком понимании должны соответствовать цвету упомянутых красителей. Цвет пурпурных сапфиров, вероятно, является сочетанием розовых и фиолетовых хромофоров. Фиолетовый цвет сапфиру придаёт примесь атомов ванадия.
Сапфиры часто имеют оттенок, видимый под углом, как правило, в длину кристалла. Представленный ниже образец при фронтальном виде является розовым сапфиром, но при взгляде под углом виден пурпурный оттенок и камень обозначен как лавандовый сапфир.
Огранка камней бывает довольно необычной. Ниже показан камень в огранке sugar loaf, название можно перевести как «булка сахара». Камень напоминает булку хлеба с очень плавными краями. Леденец.
Ниже показан камень с шёлковым эффектом, в нём содержатся мельчайшие кристаллы рутила, но огранка и содержание включений не создают эффект кошачьего глаза.
О причинах окраски фиолетовых сапфиров написано выше. Окраску определяет наличие атомов ванадия.
Продолжение рассказа - о сапфирах с эффектом смены цвета.