Найти в Дзене
Вещь вне себя

Александр Бродский "Серое вещество"

"Из глины можно слепить все что угодно, и это завораживает. Я почти никогда ее не обжигаю, а только высушиваю, ощущение, что все это сделано из пыли, и в любой момент может опять обратиться в пыль – вот что важно в этих работах. Но, если обращаться с этими предметами бережно, они могут жить вечно. кроме того, необожженная глина – материал, который можно использовать бесконечно. Любую из моих скульптур можно размочить и вылепить из нее что-то другое, и т.д. и т.п. И в этом тоже что-то есть" Александр Бродский (р. 1955) — художник-архитектор, один из основоположников направления «бумажная архитектура» (это архитектурные проекты-утопии, неосуществимые в реальности из-за своей технической сложности, стоимости, масштабности или цензурных соображений). Александр Бродский и Иосиф Бродский — однофамильцы, но не родственники. Он прежде всего известен как автор многочисленных архитектурных инсталляций в Никола-Ленивце в Подмосковье ("Ротонда" 2009, "Вилла ПО-2" 2018), а также проекта реконстру
Оглавление
"Из глины можно слепить все что угодно, и это завораживает. Я почти никогда ее не обжигаю, а только высушиваю, ощущение, что все это сделано из пыли, и в любой момент может опять обратиться в пыль – вот что важно в этих работах. Но, если обращаться с этими предметами бережно, они могут жить вечно. кроме того, необожженная глина – материал, который можно использовать бесконечно. Любую из моих скульптур можно размочить и вылепить из нее что-то другое, и т.д. и т.п. И в этом тоже что-то есть"

Биография

Александр Бродский (р. 1955) — художник-архитектор, один из основоположников направления «бумажная архитектура» (это архитектурные проекты-утопии, неосуществимые в реальности из-за своей технической сложности, стоимости, масштабности или цензурных соображений). Александр Бродский и Иосиф Бродский — однофамильцы, но не родственники. Он прежде всего известен как автор многочисленных архитектурных инсталляций в Никола-Ленивце в Подмосковье ("Ротонда" 2009, "Вилла ПО-2" 2018), а также проекта реконструкции квартиры-музея "Полторы комнаты" поэта Иосифа Бродского в Петербурге и дизайна мемориального знака проекта "Последний адрес", посвященный жертвам политических репрессий. Он создает нестабильные во времени и пространстве композиции из дерева, найденных материалов, фрагментов домов, глины. Его объекты могут напоминать сараи или детские игрушки, деревенский туалет или глиняный город.

Инсталляция "Серое вещество"

В 1999 году в Нью-Йорке, где Александр Бродский провёл несколько лет, была создана масштабная инсталляция из необожженной глины «Серое вещество». В этом же году работа была впервые представлена в галерее Рональда Фельдмана. В 2006 году инсталляция стала частью выставки «Россия!» в музее Гуггенхайма в Бильбао. В итоге она была передана в коллекцию Государственного Русского музея, где с 2015 года экспонируется в обновлённой экспозиции.

Работа состоит из 327 предметов из необожжённой глины, вылепленных по памяти, на основе реальных объектов из советского прошлого. На 5-метровом подиуме, накрытым стеклянным колпаком, размещены предметы обихода, инструменты, личные вещи, принадлежавшие когда-то близким и знакомым автора, натюрморты и картинки из путешествий. Среди них: одежда и средства пошива (обувь на все сезоны, шапка-ушанка и шляпа, лифчик, галстук, ремень, зонтик, перчатки, значки и номерки в гардероб, швейная машинка, ножницы, пуговицы, мотки с нитками), предметы связанные с досугом и работой (печатная машинка, поросшая грибами, настольные лампы, книги, воланчик, шахматные фигуры, проигрыватель для виниловых пластинок, игральные кости, детские игрушки, ракетка и шарик для пин-понга), предметы интерьера и коллекционирования (настольные бюсты Пушкина и Ленина, многочисленные лодки, модели египетских пирамид, модели самолета и автомобиля, банкноты и монеты), посуда для готовки и еда (терка, кастрюли, блюдо, подстаканник, солонка и перечница, арбузная корка, конфеты), вещи необходимые в быту (спички, огнетушитель, пепельница, стульчак, пила, грелка, отрывной календарь, электробритва) и многое другое.

Все вещи чуть уменьшенного размера, поскольку извлечённые из воспоминаний объекты теряют свой подлинный масштаб и существуют в некоем особом пространстве, между явью и реальностью сна. Эти предметы похожи на покрытые пылью памятники, или наоборот, отпечатки утраченных в пепле вещей, полученные путем заливки бетона в пустоты (похожие на те, что выставлены в Помпеях и Геркулануме).

Больше о работе, в рассказе ведущего научного сотрудника отдела новейших течений Русского музея Антона Успенского