На канале уже была статья о временах Петра I, правда больше по экономическим вопросам.
Сегодня о том же времени, но под другим взглядам - о борьбе с коррупцией в те времена. Пример поучительный. Хотя, понятно, что тогда были другие времена и другие методы борьбы с этим злом. Но это не значит, что бороться не надо, каждое время рождает свои способы.
Как известно, Петр "прорубил" то самое окно в Европу (хотя, вопрос спорный в плане очень серьезной целесообразности этого). В то время был создан флот, одержана победа над Швецией. Но и шла упорная борьба с коррупцией, царь считал ее тяжким преступлением.
С давних пор на Руси существовала система "кормления", состоявшая в том, что бояре и люди служилые, посланные властью наместниками или управляющими в другие населенные пункты, жили (то бишь - кормились) за счет местного населения. Назовем для простоты назначенных наместников и управляющих обычным словом - "чиновник".
Собирали они (чаще в свою пользу) также и пошлины - торговые, судебные и другие.
Обычным для тех времен стало взяточничество властей, мздоимство.
Последнее - это выгода или услуга имущественного характера. Если чиновник, к примеру, выполнял за подношение какое-то действие (по сути - свои прямые обязанности), это и называлось "мздоимство". Оно становилось нормой.
А если чиновника подкупали для совершения чего-то уже явно незаконного, преступного, что было возможно благодаря его должности, это называлось уже "лихоимством".
Взятки бывали не просто так, а целых 3-х видов!
"Почести". Чиновнику делали подношение, чтобы он не волокитил дело, а оформил все быстро в интересах делавшего подношение. Для ускорения, как получается.
"Поминки". Название к похоронам и поминовению усопшего отношения не имеет. Если дело завершилось с хорошим результатом для просящей стороны, то чиновнику давалось что-то в виде вознаграждения, которое так и называлось.
"Посул". Если дело никак не выходило решить законным путем, тогда платили за незаконное решение в пользу того, кто платил. Это и был "посул".
"Почести" и "поминки" со временем стали "мздоимством", а "посул" перешел в категорию "лихоимства".
Это все стало настолько обыденным явлением, что со временем перешло и народное творчество в виде пословиц и поговорок. Типа - "Не подмажешь - не поедешь", "Всяк подьячий любит калач горячий" и т.д.
Известно и выражение "остаться с носом". Но это не имеет отношение к части лица человека. Нос - от слова носить, заносить. Взятку чиновнику надо было заносить. Но, бывало и так, что взятка не принималась. По разным причинам при этом. Отсюда и выходило - остаться с носом, ничего не добившись.
Начинал борьбу со взяткодательством еще Иван IV, известный в Истории как Грозный.
Он передал право на решения судебных вопросов выборным представителям лично свободного крестьянства и дворянства. Наместники были заменены воеводами. Теперь им давались вотчины, а также выплачивалось денежное содержание за свою службу.
Но подношения активно продолжались - они давно стали нормой и привычкой. А многие из числа назначенных воевод по своим моральным качествам совсем недалеко ушли от бывших наместников - также брали подношения.
Петр I взяточников и казнокрадов не терпел и, поначалу, все пытался уговорами да личным примером образумить чиновников.
Проходя военную службу даже пытался жить исключительно на свое денежное довольствие, как офицера, не пользуясь благами как царь.
Правда, образ жизни оставался царским, жалованья не хватало. Тогда царь попросил Меншикова, генерала к тому времени, ходатайствовать, чтобы и ему, царю Петру, тоже присвоили звание генерала с соответствующим генеральским жалованием.
Вроде показательный пример, но его оказалось совсем недостаточно - взяточничество, казнокрадство так и не прекращались. Тогда царь перешел к известным мерам борьбы с этим злом.
Начал со своих "птенцов", которые были замечены в такого рода преступлениях. Петр вызывал провинившегося для беседы и брал довольно крепкую, увесистую дубину, которой начинал со всей силой воспитывать виновного.
Воспитывал от души, до синяков, слез и крови. После этого царь обычно прощал крепко побитого "птенца своего гнезда", отношение к которому не менялось.
Чаще всего получал за свои шаловливые ручки царский любимец и первый помощник Александр Данилович Меншиков. Он "отличался" тем, что не мог пройти мимо того, что плохо лежит, прихватывал буквально все.
Меншиков воровал, получал за это, каялся, опять воровал, возвращал украденное, снова воровал и так без конца. Петр его постоянно предупреждал, что все имеет свой предел, терпение тоже закончится, но Меншиков был очень нужным царю человеком, помогал ему во всем, улавливал любое царское пожелание. Поэтому, все было, как в известном выражении - "последнее, 999 китайское предупреждение!".
Рассказывают анекдотичный случай, когда после очередного случая, ставшего известным воровства Меншикова, царь Петр просто рассвирепел и выгнал своего помощника взашей, запретив последнему появляться перед ним со словами - "Чтобы ноги твоей больше не было!".
Каково было удивление всех присутствующих, царя, в том числе, когда спустя некоторое время Меншиков пришел ... на руках. Мол, прости, мин херц, раз ногами нельзя, я на руках. Это привело Петра в состояние безудержного смеха и, конечно, он в очередной раз простил своего Алексашку.
Царь не ко всем своим подданным был так либерален. Обычно казнокрадов и взяточников ждало суровое наказание. А до этого были долгие, не в один месяц, жестокие пытки с применением всего арсенала тогдашних средств. Даже если обвиняемый сознавался, пытки не прекращались.
В марте 1711 года указом Петра были учреждены должности фискалов и обер-фискалов. Это была тайная служба, которая следила за деятельностью центральных и местных органов власти. Ей ставилась задача доносить о случаях нарушения законов и казнокрадстве. Проверке подлежали все, независимо от личного богатства и положения.
По сути это была своего рода тайная полиция, которая выявляла факты злоупотребления властью, лихоимства, подделку документов, нарушения в судопроизводстве.
В 1715 году к числу серьезных преступлений было отнесено мздоимство, а чтобы чиновники исполняли свои обязанности на совесть, им стали платить жалование.
Увы, сколько не плати, всегда мало. Коррупция не исчезала. Петр был просто в бешенстве, получая очередной доклад о случаях воровства. На заседании Сената он даже сказал, что прикажет вешать каждого, кто украл больше стоимости веревки для виселицы.
Генерал-прокурор Павел Иванович Ягужинский ответил царю на это, что в таком случае, он останется один. Ибо воруют все.
Стоит отметить, что в обязанности самого Ягужинского как раз и входила борьба с казнокрадством. Лично он отличался честностью, что и ценил Петр I.
В 1719 году был взят под стражу первый глава Сибирской губернии князь Матвей Петрович Гагарин. Его обвиняли в присвоении казенных средств, вымогательство и получение взяток. Гагарин был первым строителем тогдашней столицы региона - Тобольска. Стал первым взяточником в регионе. И первым в истории России губернатором, приговоренным к смертной казни за казнокрадство.
Он был одним из богатейших людей в России. Ходили слухи, даже ободья на каретах и подковы лошадей у Гагарина выкованы из серебра.
Дома Гагарина в Москве и в Санкт-Петербурге были одними из самых роскошных. Свое немалое богатство было нажито им в бытность воеводой в Нерчинске, когда воеводы даже жалованья не получали, а жили на самообеспечении.
Еще с 1714 года стала приходить информация о случаях казнокрадства и взяточничества со стороны Гагарина. Помимо казнокрадства, Гагарин обвинялся еще и в государственной измене. Царю доносили (стоит отметить, что не раз) - Гагарин замыслил отделить Сибирь от России и сам там хотел править, для чего даже создал собственную армию. Так это было или нет - историки спорят до сих пор.
Было проведено разбирательство, в итоге Сенат приговорил Гагарина к повешению, что и было сделано в 1721 году.
Стоит отметить, что труп Гагарина провисел 7 месяцев - царь распорядился не снимать. Как наглядный пример - так будет с каждым взяточником и казнокрадом. Но пример был не для всех.
Образ Матвея Гагарина показан в сериале "Тобол", снятом по одноименному роману Анатолия Иванова. Роль Гагрина сыграл актер Евгений Дятлов. предстаёт исключительно хитрым, жадным и изворотливым чиновником.
В 1723 году попался на злоупотреблениях сподвижник Петра, его "птенец", вице-канцлер Петр Павлович Шафиров. Там, правда, была довольно скандальная история с Меншиковым.
Шафирову доверили руководство всей российской почтой, но он в этом деле не смыслил совсем ничего и отдал все на откуп подчиненным. А те щедро ему платили за невмешательство и покровительство.
Падение Шафирова случилось из-за, как казалось, пустяка. В 1722 году он сильно рассорился со своим до этого, если не другом, то очень хорошим приятелем, даже партнером по бизнесу Меншиковым, как сказали бы сегодня. У Шафирова была ткацкая мануфактура в Москве и совместный с Меншиковым китобойный промысел в Белом море, который приносил очень хорошие деньги.
Но как-то, когда оба были сильно навеселе, Шафиров прилюдно обвинил Меншикова во взяточничестве и незаконном межевании земель в Почепе (это современная Брянская область).
Меншиков в долгу не остался и, использовав принцип - "Лучшая защита - это нападение", встречно обвинил Шафирова в казнокрадстве. А это, как известно, при Петре Первом было очень тяжким грехом.
Петр распорядился разобраться об этой ссоре двух своих "птенцов" и даже пьяной драки между ними, а виновного строго наказать.
Было проведено разбирательство, во время которого Шафиров вел себя очень вызывающе - скандалил с проверяющими, хамил и, скажем так, отправлял их в известное путешествие.
В итоге, сильно осерчавшая комиссия Сената виноватым сделала его, приговор был суровый - отрубить голову. Надо полагать, было за что - просто так одному из царских сподвижников вряд ли какая комиссия стала бы выносить смертный приговор
Но Петр помнил о многих заслугах Шафирова перед ним, поэтому во время приведения приговора в исполнение, палач воткнул топор рядом, а затем был зачитан царский указ о прощении Шафирова и замене ему смертной казни ссылкой в Сибирь.
Правда, до Сибири Шафиров так и не доехал, остановился в Нижнем Новгороде, где и остался. Там он и прожил около 10 лет, дождался опалы Меншикова. А императрица Анна Иоанновна вернула Шафирову баронский титул, имения, деньги. В статусе полномочного посла Шафиров отбыл в Персию, подписал выгодный для России Рештский договор. В почете и богатстве прожил оставшуюся жизнь.
Стоит отметить, что дочь Шафирова Анна была замужем за сыном уже упомянутого выше Матвея Гагарина.
В 1724 году был казнен обер-фискал Алексей Нестеров. Таких сегодня называют "оборотень в погонах".
Нестеров пользовался большим доверием и расположением царя. 9 лет он был во главе службы фискалов, разоблачил целую кучу высокопоставленных сановников, замешанных в казнокрадстве и взятках.
Но, как говорится, "Быть у воды и не напиться" - это не про Нестерова. В конце концов он сам запачкался. Тем более весьма высоких врагов он за эти годы приобрел немало, подножку ему многие желали сделать.
Следствие по делу Нестерова продолжалось больше года, он был подвергнут жестоким пыткам, сознался, что нанес ущерб государству на просто огромную по тем временам сумму - 300 000 рублей. В итоге Нестеров был казнен.
Хотя есть мнение, что его оговорили - у очень многих, повторю, из сильных мира на Нестерова был огромный "зуб".
Петр не щадил даже тех, кому доверял и с кем многое прошел. В последние годы жизни взяточники и казнокрады вели себя тихо, но после смерти Петра все это расцвело опять обильным, пышным цветом. Смертную казнь за такого рода преступления для чиновников отменили, службу фискалов упразднили.
Словом, снова наступали для чиновников всех мастей счастливые времена набивать себе карман.
Тему коррупции рассмотрим и дальше, как это было уже после Петра, при других руководителях, в том числе и в СССР.
Спасибо, что дочитали, комментируйте, подписывайтесь, ставьте лайк.