Найти в Дзене

Зрелые годы Василия Петровича Воеводина. Часть 1.

Зрелые годы Василия Петровича Воеводина. Часть 1. Алексей Захаров (Записано методом ченнелинга) В статье могут быть допущены некоторые неточности, связанные с именами, фамилиями и отчествами, но в целом повествование является достоверным. С точки зрения исторической науки рассказ может послужить основой для написания биографии великого изобретателя, гидротехника, химика, металлурга, строителя гидросооружений на заводах Всеволжских – Василия Петровича Воеводина. «»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»» Как уже говорилось выше, строительство Александровского завода началось с сооружения плотины. Она определяла самую высокую стоимость в сумме денежных затрат. Но В.А. Всеволжский решил сэкономить на этих расходах. Поэтому он заводскую плотину соорудил не из качественного выдержанного в воде леса, а из сырого, который привозили прямо с лесных делянок. Деревянную узкоколейную дорогу, которую планировалось проложить со стороны горы Урса, потом Всеволжский строить отказался. Вместо этого он нанял несколько деся
Александровский завод на реке Лытва. Конец 19-начало 20 века
Александровский завод на реке Лытва. Конец 19-начало 20 века

Зрелые годы Василия Петровича Воеводина. Часть 1.

Алексей Захаров

(Записано методом ченнелинга)

В статье могут быть допущены некоторые неточности, связанные с именами, фамилиями и отчествами, но в целом повествование является достоверным. С точки зрения исторической науки рассказ может послужить основой для написания биографии великого изобретателя, гидротехника, химика, металлурга, строителя гидросооружений на заводах Всеволжских – Василия Петровича Воеводина.

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

Как уже говорилось выше, строительство Александровского завода началось с сооружения плотины. Она определяла самую высокую стоимость в сумме денежных затрат. Но В.А. Всеволжский решил сэкономить на этих расходах. Поэтому он заводскую плотину соорудил не из качественного выдержанного в воде леса, а из сырого, который привозили прямо с лесных делянок. Деревянную узкоколейную дорогу, которую планировалось проложить со стороны горы Урса, потом Всеволжский строить отказался. Вместо этого он нанял несколько десятков возчиков леса, и они на лошадях возили лес к месту строительства плотины.

Затраты на такой вид перевозки сократились в несколько раз, как считал Всеволжский. Поэтому он потом своим главным принципом провозгласил: «Экономия превыше всего!» Также он любил всякого рода поговорки про стоимость труда, такие как, «Копейка рубль бережет», «У доброго хозяина и лошади, и работники всегда сыты и пьяны», «Если хочешь сократить расходы – экономь во всем и как только можно» и прочие. На пьянках и кутежах, на которые он не жалел денег, он всегда бахвалился тем, что он самый экономный и рачительный хозяин во всей округе. Про него ходили нехорошие шутки, например, такая: «Идет как-то мужик, а навстречу ему Всеволжский, пьяный в стельку. Мужик спрашивает: «Господин. Ты почему уже с самого утра такой?». А Всеволжский отвечает: «Не твое дело, мужлан. Твоя задача – горбить на меня, а моя – все это пропивать!». Вот таким способом Всеволжский у управлял своими заводами и землями.

Конечно, Всеволжский не мог оставить все свои заводы без присмотра, вот он и назначил Воеводина их управляющим. Иначе все это хозяйство просто бы развалилось в пух и прах. Мало того, Всеволжский дал Василию такие полномочия, которых раньше никто не имел из управляющих. Например, он дал ему полное право распоряжаться любыми денежными суммами в пределах некоторых ограничений. То есть В.А. Всеволжский практически полностью самоустранился от ведения дел и практически полностью положился на управляющего. Также Василия стали публично величать «милостивым Государем» и велели снимать шапку перед ним. Сначала ему это льстило, а потом уже просто надоело. Поэтому он часто надевал одежду простолюдина и ходил в ней в общественных местах. Также он носил накладные усы и длинную бороду, поэтому со стороны походил на простого мужика. Единственное, что выделяло его среди простых людей, так это его «царственная» походка большими шагами, как у русского царя Петра I. Чтобы его не узнали по этой походке, Воеводин стал семенить ногами, при этом он был немного смешон и был совершенно незаметен среди народной толпы.

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

А в это время его «любимая» жена Мария, проживающая в городе Дедюхин, занимаясь мелкой торговлей спиртным, табачными изделиями и содержанием трактира, снова стала в центре всеобщего внимания. Это случилось так.

Один чиновник, проезжая через Дедюхин, решил выпить чарочку водки и выкурить сигару из табака, который выращивался Митрофаном Ильичем Захаровым в селе Подслудненское. Этот табак славился на всю округу тем, что по своей крепости и вкусу не уступал лучшим сортам, выращиваемым в Европе.

Подъехав к лавке Марии Воеводиной и ее кузины Спепаниды Михайловны Фарвазовой, проезжий расплатился с извозчиком и зашел вовнутрь.

В зале он присел за столик и заказал себе обед из трех блюд – горохового супа, картофельного пюре с молодой телятиной и компота из яблок. Во время обеда он хотел выпить немного водки, а опосля – выкурить сигару.

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

Яблоки привозили из того места, где сейчас находятся частные сады в районе БКПРУ-4 (СНТ № 111) в районе города Березники.

Мясо поставляли с животноводческой фермы, которая располагалась в том месте, где сейчас находится деревня Кокшарово. В то время там был небольшой починок, состоящий из двух жилых домов, загона для скота и деревянного здания фермы. Заведовал всем этим хозяйством Станислав Семенович Кокшаров и его сын Михаил.

Крепкие спиртные напитки, в основном водку и наливки, крепостью на более 29%, производили в том месте, где сейчас находится село Троицк, в том месте где находилось кирпичное здание бывшей МТС совхоза «Троицкий». Раньше на этом месте располагалось деревянное здание размером 7х8 метров, в котором стоял перегонный куб для браги. Полученную водку очищали древесным углем, ароматизировали сахарами и пряностями и содержали в деревянных бочонках емкостью по 25 литров 1 год. После этого водку разливали по бутылкам емкостью в 1 пинту и поставляли в города Дедюхин и Соликамск, а также их пригороды, по цене 19 копеек за бутылку.

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

Вернемся теперь в город Дедюхин в трактир-лавку Марии Воеводиной и Степаниды Фарвазовой.

Мария сначала принесла приезжему, а им оказался работник Департамента образования города Пермь Семен Петрович Задорожный, который инспектировал города Пермской губернии, большую тарелку горохового супа, а ложку и хлеб принести забыла. Тогда Семен Петрович отодвинул тарелку с супом от себя и сказал: «Барышня. Перед тем, как приносить первое, сначала нужно на стол поставить тарелку с хлебом и принести столовые приборы». Сказал, вышел из-за стола и пошел к выходу. Но тут вмешалась Степанида: «Господин. Простите за неудобство. Просто у нас часто воруют ложки со столов, поэтому мы так делаем. Еще раз простите». Приезжий сел за стол и начал есть. Вдруг он заметил в тарелке таракана. Это было уже верхом всякой наглости. Семен Петрович выплюнул суп изо рта, вылил тарелку супа на пол и растоптал таракана, который еще немного шевелился. Потом он бросил на стол рублевую купюру и пошел к выходу.

В зале стало тихо. Другие посетители трактира тоже стали потихоньку уходить из него на улицу. Скоро в трактире не осталось ни одного посетителя.

День подходил к концу. В заведении навели порядок и закрыли его на ночь. На следующий день, когда лавку-трактир открыли, в нее уже никто не зашел. И так продолжалось до конца дня. Не помогло даже то, что Мария целый день выбегала на улицу и зазывала прохожих зайти в трактир: «Свежий суп. Молодая телятина. Жаркое с индейкой. Водка. Наливки. Компот из яблок. Сигары из Подслудненского…» Никто так и не зашел за весь день. Пришлось все, что было наготовлено, есть самим и отдать домашним животным.

На следующий день картина повторилась – никто не зашел в лавку к Марии и Степаниде. «Все. Конец. Мы банкроты», - сказала Мария и налила себе целый стакан водки. Она его залпом выпила, опьянела с непривычки и улеглась прямо на пол. Ее унесли в спальную комнату. Через час она вернулась и еще накатила целый стакан. Тут уж Степанида не удержалась, и врезала ей по лицу ладонью, чтобы та отрезвела. Но пьяная с стельку Мария выхватила из-за пояса небольшой двухствольный дамский пистолет и дважды выстрелила в кузину. Та рухнула на пол, как подкошенная. Столовые девки закричали: «Убили. Убили» и выбежали на улицу. Вскоре собралась толпа и прибыл жандарм. Он осмотрел тело убитой, констатировал смерть и арестовал Марию. Он надел на нее наручники и повел в жандармерию. Но пьяная Мария не смогла дальше идти, пришлось до участка везти ее на лошади. В участке жандармерии Марину Воеводину заключили в камеру предварительного дознания. Там она провела 4 дня, потом ее перевели с судебный участок, где суд вынес решение приговорить Марину Аркадьевну Воеводину, 1763 года рождения, 14 сентября, приговорить к 4 годам лишения свободы с заключением в городе Соликамске к работам по добыче и варке соли. Такой небольшой срок ей дали потому, что в дело вмешался В.А. Всеволжский и подал прошение о смягчении наказании.

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

Мария от звонка до звонка отсидела свой срок и освободилась только в 1806 году. На нее уже страшно было смотреть. Когда-то красавица-женщина превратилась в сморщенную старуху, хотя ей шел только 44 год. У нее был целый букет хронических заболеваний – гипертония, диабет и приобретенная близорукость. Целыми днями она пила всякие микстуры и делала различные процедуры. Она уже понимала, что жить ей оставалось всего пару лет. Поэтому она решила на старости лет осчастливить своего мужа Василия и принести ему ребенка.

Так и случилось. 1 апреля 1807 года у Марии родился сын Никита. Он родился недоношенным, но крепким и сильным. Как только он родился, Мария умерла от сильной кровопотери, так как пришлось делать хирургическую операцию во время родов. Марию не стали отпевать в церкви, как большую греховницу, но похоронили на кладбище в городе Дедюхин.

Василий был рад рождению сына. Он поклялся перед иконой Пресвятой Девы Марии, что вырастит из Никиты хорошего человека, кем бы он не станет.

После похорон Марии Воеводин попросил у В.А. Всеволжского назвать новый строящийся завод на реке Пожве назвать именем Марии – Мариинским чугунолитейным и железоделательным заводом. Этот завод был построен в 1807 году, 26 сентября.

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

Про этот завод вообще нет никакой информации в исторических источниках, поэтому очень кратко опишу его.

Мариинский завод располагался в 2-х верстах ниже Пожевского завода на реке Пожва. Он находился практически в устье этой реки. Река была перегорожена деревянной плотиной, которая образовывала перепад уровня воды в 2,5 метра. Строительство завода проводилось в очень короткие сроки, так как наблюдалась острая нехватка в чугуне и железа для Пожеского и Елизавето-Пожевского заводов. Начало строительства – лето 1805 года, завершение – весна 1807 года. В плотине был оборудован однокамерный шлюз для прохода коломенок и прочих судов. Время прохождения шлюза – 44,5 минуты, стоимость прохода одного-трех судов одновременно составляла 4 рубля 28 копеек. На заводе было 8 водяных колес полуналивного типа (среднебойных) диаметром около 1,8 метра. Каждое колесо имело мощность около 14 кВт. Скорость вращения – 18 об/мин. Повышающая плоскоременная ременная передача - один к восьми. Колеса приводили во вращение пильную фабрику (3 штуки) и оборудование кричной фабрики – 5 штук. Количество печей-домниц – 2, количество горнов для прогрева железа при его проковке и фасонной штамповке – 6. Все оборудование Мириинского завода располагалось на поверхности – никаких подземных сооружений (каналов, ларей, колес, как на Пожевском заводе) не было. Все было сведено к наименьшим затратам и простоте устройств. Завод производил 425 тыс. тонн чугуна и 340 тыс. тонн железа в год. Железо выпускалось в виде пластин, уголка, швеллера, двутавра и прочего проката. На кричной фабрике стояли пресса для горячего проката, которые приводились в действие от паровых машин конструкции Д. Уатта.

Железную руду на завод привозили с Верхнеблагодатского месторождения по реке Чусовой на коломенках, а потом пароходами или на коломенках бурлаками по Каме. Когда в 1808 году был построен Александровский завод на реке Лытва, то необходимость в Мариинском заводе быстро отпала. В 1810 году он был разобран, а оборудование перевезли на новую площадку Майкорского (Никитского) чугунолитейного и железоделательного завода.

Единственным изобретением, которое применил на Мариинском заводе Василий Воеводин, это был пресс для штамповки прутка круглого профиля. Новшество заключалось в том, что заготовка квадратного профиля быстро вращалась в зажимном устройстве, похожем на современный патрон токарного станка. Вдоль этой заготовки по направляющей ходил быстроходовый молот, который и придавал квадратной заготовке круглую форму.

«»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»

Продолжение следует.

Яйва 2025 год.

15 марта 2025 года.