Встречу Губернатора Иркутской области Игоря Кобзева и представителей «Эн+», назначенную на субботу, 15 марта, в Иркутске ждали с большим нетерпением. Мне звонили и просили непременно рассказать, что там? Я же там буду? Я, признаться, тоже думала, что там буду. Но оказалось, что встреча пройдет без прессы. Я поверила.
Еще мне сказали, что участников встречи приглашает лично Василий Александрович Карелин, сотрудник школы «Сибскана». Я-то думала, что в этой встрече прежде всего заинтересован хоккейный клуб «Байкал-Энергия» и аппарат Губернатора. А тут, оказывается, все решает Ледовый дворец. И почему-то он решил прессу не звать.
Я стала, как все, ждать итогов.
Итоги оказались интересными.
Прежде всего, Губернатора, а также представителей «Эн+» и клуба «Байкал-Энергии» на ней не было. Но, как оказалось, Игорь Кобзев и представитель «Эн+» в этот день встречались между собой на другой территории, так что контакт сторон все-таки имеется.
Второе: почему-то представители малоизвестного в среде болельщиков издания «38 новостей» на нее попасть смогли. Интересно, какие заслуги в спортивной журналистике у этого издания?
Полистала. На странице издания есть слоган: «Для тех, кто умеет читать между строк». Еще там много где присутствует Владимир Матиенко, также говорится про экс-губернатора Сергея Левченко, которого во время избирательной кампании поддерживал как раз Матиенко. И есть посты от журналиста Павла Добродеева, который мало знаком болельщикам хоккея с мячом, зато хорошо известен в политике, он работал с Левченко. Также был Сергей Шишкин, хорошо известный в иркутской политике. Я заподозрила, что встреча носила также политический, а не только спортивный характер.
Но и представители спорта тоже были.
Прежде всего, это Сергей Мяус, который прибыл в Иркутск от ФХМР. Также за столом спикеров: министр спорта Иркутской области Павел Богатырев, председатель Правительства Иркутской области Константин Зайцев и его заместитель Георгий Кузьмин.
В зале в первом ряду мы увидели Александра Насонова, Максима Блема, Евгения Ерахтина, Василия Карелина. Также пришел известный врач Владимир Шпрах. Далее: судья Евгений Семенов, артист и комментатор Яков Воронов, спортивный журналист Михаил Климов.
В отдалении, едва заметны, несколько болельщиков – хотя так-то встречу планировали чуть ли не в первую очередь для них. Но их задвинули куда-то в самый последний ряд, чтобы не мешали. Олег Васильевич Казиков сидел чуть поближе. Еще мы разглядели тренера Александра Межуева и экс-игрока и администратора «Байкал-Энергии» Александра Труфанова.
Ведущим стал шоумен Игорь Бялоус.
Итак…
Вот ссылка на видео.
Для тех, кто еще не посмотрел его целиком, и вообще для истории я решила выписать наиболее волнующие моменты. Пройдут годы, и мы будем вспоминать их как часть истории.
Константин Зайцев с самого начала объявил, что пока у нас нет официального заявления от компании «Эн+» – как они видят ситуацию, чего нам ждать. Вот когда будет – тогда уже можно будет что-то обсуждать.
Болельщик Алексей (фан-сектор «Шизабарики») задал вопрос отсутствующим представителям «Эн+»: по какой причине прекратилось финансирование? Но ответить на него было некому. Болельщик Влад спросил: что будет с командой? Тоже вопрос оказался тем, кого с нами нет сегодня.
Болельщица Яна спросила: куда стремиться детям, если не будет Суперлиги? И этот вопрос, как и два предыдущих, оказался риторическим.
Журналист Павел Добродеев пожелал узнать, какая форма собственности и на сколько процентов клуб принадлежит «Эн+». Ну, это он сказал не погуглив. Информация-то известная – на все 100%.
Сергей Мяус попросил разрешения включиться в разговор и рассказал:
- Уход в Высшую лигу – это в никуда. Только уйдешь назад – больше ты вперед не вернешься. Вы потеряете зрителя, команду. Я вам расскажу, как во всех областях и краях сибирских. Хабаровский край, Красноярский край, Кемеровская и Новосибирская область – везде существует управление областной администрацией, создаются учредители в лице министра.
Вряд ли Сергей Анатольевич знает, какой печальной опыт у нас был с областными командами. Последний такой клуб на сегодня – футбольная «Звезда», которая «сгорела» в 2008, после чего Заксобрание приняло решение: больше из бюджета команды не финансировать. В 2020 году условия смягчили, допустим субсидии. Но – только для команд по летним и олимпийским видам спорта. Хоккей с мячом – ни то, ни другое.
Футбольный «Зенит» получал спонсорские средства при поддержке Минспорта. Но при этом Минспорта не имело права контролировать эти расходы, как-то направлять работу клуба. О чем мне лично в интервью говорил и министра спорта Илья Резник, и Павел Богатырев, тогда еще заместитель. Хотя многим не нравилось то, что команда играет при пустых трибунах и совсем не подает себя в инфополе. Не выдержав этого противоречия, «Зенит» закрылся.
В общем, как-то у нас не ладится с областным управлением.
- Вот спрашиваете – почему иркутян нет в команде? А вот от этого! Если управляемости нет у власти, то получается вот такая история, – говорит Мяус.
Хм… у «Звезды» как раз была управляемость, и никаких иркутян под конец там не играло.
- Я тоже не понимаю, почему в правлении команды одни приезжие? – продолжал Сергей Мяус, – почему привозят приезжих игроков низкого уровня, которые занимают пятые места? В моем родном «Кузбассе» они ко мне приходили и отчитывались: кого они будут приглашать? Я говорю – этого нельзя, этого можно. Потому что я плоть от плоти из хоккея!
Это, очевидно, про главного тренера «Кузбасса» Ильяса Хандаева, который отчитывался перед тогда еще министром спорта Кемеровской области.
- Когда я работал тренером, то писал: шесть-семь человек должны быть из Кузбасса! У меня были хорошие игроки. Они поначалу обижались: тот же Васильев, тот же Морзовик, Щетинин. Потом они поняли, зачем я это сделал! История должна продолжаться! История Корытиных, история Говорковых, Семеновых. Ерахтин сидит вот здесь, Насонов приехал из Новосибирска, но он свой в доску. Вася Карелин сидит! Вот что нужно делать! Вот тогда будет команда по-настоящему народная.
Олег Васильевич Казиков спросил:
- Каким образом «Байкал-Энергия» оказались в распоряжении не администрации области, а в руках приезжих? И кто это допустил, как это произошло? Вот это непонятно.
Ну, это я и сама скажу: она вообще никогда не была в руках области. Она была в руках ВСЖД, потом в руках Владимира Матиенко, а в 2001 году он сам передал «Сибскану» в собственность «Иркутскэнерго».
Примерно это и ответил Георгий Кузьмин.
- Вопрос не в этом! Как собственником команды стал посторонний человек? Команды, которая родилась, у которой огромные традиции? – допытывался Олег Васильевич.
- Команда, то есть школа «Сибскана» до сих пор жива, – ответил ему Константин Зайцев, - школа работает, общее финансирование порядка 300 миллионов рублей из областного бюджета. Я думаю, что ни один вид спорта в Иркутской области такой поддержкой бюджета сегодня не располагает.
Профессор Сергей Иванович Шишкин озвучил то, что уже давно «просачивалось»: что есть желающие управлять командой. Итак, вот его речь. Сначала будет немножко путанно, но вы поймете.
- Профессор Шишкин, – коротко представился спикер. – Я благодарен инвестору за то, что он приостановил финансирование клуба и таким образом установил веху в неком историческом промежутке времени в двадцать лет. Надо сказать спасибо «Эн+» за что, что они содержат клуб и дают нам возможность получать удовольствие от зрелища в течение этих лет.
Вообще-то клуб еще не прекратил финансирование – он еще живой. Или это так, временно, и мы чего-то не знаем? Сергей Иванович продолжил:
- Хорошо, что возникает вообще предмет для анализа и не спора, а нашей озабоченности. И озабоченность должна состоять в том, что мы должны проникнуть вовнутрь этой системы. Мы с Владимиром Александровичем Матиенко год, полтора, два назад при руководстве клубом Михаила Хардикова сделали такую попытку. Ну, травматично для самого Хардикова, так сказать, в результате. Но понимаете, ведь Хардиков – это был доведенный вообще до абсурда момент внешнего управления народной командой. Если мы с ней как-то себя ассоциируем…
Я не совсем поняла, что имелось в виду под этой попыткой? Помню какой-то странный суд из-за 15 миллионов, который принес больше позора, чем славы. Или что?..
Добавлю от себя: в 2019 году руководитель «ЕвроСибЭнерго» Михаил Хардиков отказался от политики нежной дружбы с ФХМР и выбрал линию большего внимания к болельщикам. Еще он отказался пускать в вип-ложу профессора Шишкина, чем заработал себе врага. Об этом Шишкин не раз жаловался в прессе. Я бы на его месте, наверное, наскребла бы денег и купила билет. Но там все сложнее. Это вопрос престижа и уважения.
Тогда было много разговоров о том, что такого несговорчивого управленца надо убирать и ставить прежних, кто умел работать с судьями и ФХМР. Один из влиятельных сторонников «партии бывших» мне лично говорил, что «позвонит Олегу». Потому что такая команда, которая не приносит медалей, спонсору не нужна.
Возможно, иркутские деятели все же удачно донесли до «Олега», то есть до владельца компании-спонсора, что медали можно получить гораздо проще и быстрее. Только надо ограничить влияние нынешних руководителей клуба и запустить туда прежних. Уж очень как-то подготовленным выглядит все это. Деньги кончились не когда-нибудь, а в аккурат весной, когда еще можно набрать новый состав. В общем, это пока версия.
Слушаем дальше:
- И, конечно, Сергей Анатольевич прав: что в Сибири, в России есть модели государственно-частного партнерства, которые позволяют управлять с очень серьезной достойной частью регионального влияния на такие клубы, коллективы. И с точки зрения кадрового наполнения, и каких-то важных управленческих решений.
Вот уже и озвучено насчет кадров. Очевидно, сейчас должно прозвучать что-то важное. Как говорилось в фильме «Убить дракона»: «Всё, вышла на поцелуй!»
- И, в общем, нам уже надоело топтаться на седьмых и прочих местах. Мы хотим медали! И когда-то хорошие отношения, которые были подпорчены Михаилом Юрьевичем с ФХМР, надо восстановить. У нас всегда были, помните, со времен Поморцева хорошие отношения с федерацией?
Вот он, поцелуй.
Слушаем дальше:
- Я бы, пользуясь этой трибуной, хотел обратиться к инвесторам: им надо осуществить надлежащий аудит! При всем моем уважении к журналистке Харламовой, которая управляла в этом сезоне клубом. Понимаете, эти люди не могут управлять активами в 300 миллионов рублей! Надлежащим образом! Мое глубокое убеждение. Мы это видим на льду и видим в результате. Поэтому нужен хороший аудит и, может быть, оптимизация расходов. Нужна ревизия! Что вообще происходит в этом коллективе, в этом клубе с этой кучей денег! Мне кажется, надо с таким комплексным подходом решить эту проблему. А у нас где юридическая основа для наших размышлений? Мы должны все сделать как положено. Я уверен, что у нас прекрасный министр спорта, у нас прекрасный директор, многоопытный – Владимир Александрович Матиенко, которые способны стать участниками этого процесса и через какое-то время нам доложить результат такого утрясания.
Вот и второй участник «поцелуя» озвучен.
Был вопрос, когда наступит дедлайн принятия решения и точка невозврата? На него ответил Сергей Мяус – как-то так, по-своему:
- Чисто по-спортивному… Те, кто ребята у вас уходят – вот я, будучи тренером, я бы ни одного себе в команду не взял. Я вам клянусь! От вас сейчас идет блеф со стороны игроков и тренера. Заявка у нас будет только в сентябре. Но делать-то надо раньше, сейчас. И вот сейчас я знаю, что игроки здесь, тренер здесь, я тренера приглашал… Тренер не пришел! Для меня это нонсен.
- А потому что они все решили для себя уже, – раздался голос из зала.
- Ну и слава Богу, – порадовался чей-то еще голос.
Опять же, насколько я знаю, никто их сюда и не приглашал. По крайней мере официально. Но кто это сейчас докажет?..
- И вот сейчас конкретно говорю про игроков и про тренера! Потому что это мои коллеги! Я так никогда не поступал. Почему я остался здесь всю неделю сижу и вместе с вами, хотя я больших ключевых решений не могу принять в силу своей общественной организации. Но тем не менее какой-то совет, какое-то мнение я готов дать. Но я бы на самом деле… Тренер должен здесь быть! Потому что молодые игроки у вас интересные, хорошие. Их восемь человек, если вы не знали, играет в составе. И вот я вчера звонил в Первоуральск и говорю: «Дайте мне слово, что никого не будете дергать». Это же в моем праве? Я же могу это на личных отношениях… Поэтому надо всем включаться: игрокам бывшим, ребятам, которых уважают. Вот Женя Ерахтин сидит, Насонов. Давайте молодежь оставим! А если у нас эта молодежь схлынет… Вот тогда будет задача из задач.
Высказался и Евгений Ерахтин:
- Я как тренер хочу сказать: нельзя этот процесс затягивать. Затягивать до сентября – это утопия. Потом тяжело будет собрать. Надо решать это быстро, сегодня и неотлагательно. Тогда будет у нас какой-то небольшой период, чтобы в случае отказа инвестировать хоккейный клуб у нас будет возможность собрать хотя бы какой-то боеспособный коллектив. В том числе из своих воспитанников.
Я не совсем поняла, Евгений Владимирович это говорил как тренер вообще? Или как тренер будущий. Это «у нас» наводит на мысли, что, возможно, и будущий.
Константин Зайцев задал вопрос всем присутствующим:
- А как вы будете относиться, если мы будем – областью или еще как-то – поддерживать эту команду, но она будет занимать последние места? Вы будете точно также Правительству апеллировать, что плохо играют и плохо управляют?
Поскольку народ безмолвствовал, на него ответить пожелал Сергей Мяус, приведя в пример Ульяновск, который играл своими пацанами и занял 11-е место. Но публика их поддерживала. Вспомнил он и «Кузбасс», который в трудные времена работал на стройках, но зритель тоже был.
- На сайте написано – приостановлено, а не распущена, – уточнил Сергей Мяус, – просто команда это поняла как-то странно. Не появляется нигде. Дети тренируются, все тренируются – они не тренируются, они плохие профессионалы. Если ты хочешь себя хорошо продать, ты должен при любом раскладе тренироваться и готовиться. Они должны быть здесь сегодня. Но кто-то их предупредил. Я же так считаю! Поэтому, если команда останется в Суперлиге и будет занимать не совсем те места, но у нее будет цель – будет народ ходить. И народ поддержит.
Не совсем понятно, как связать молодых игроков и планы профессора Шишкина насчет медалей. Очевидно, поиграв молодыми для начала, клуб опять получит какое-нибудь письмо болельщиков, которые потребуют высокий уровень! После чего, идя навстречу пожеланиям трудящихся, клуб опять наберет приезжих и получит медали с ними. Такой путь мы проходили. И как раз с прежним руководством, о возвращении которого так мечтал профессор Шишкин.
Журналист Михаил Климов вспомнил те времена, когда молодые игроки заиграли и составили основу «Сибсканы».
Врач Владимир Шпрах от имени всех наконец заверил, что настоящий болельщик будет поддерживать команду, даже если она будет на последних местах. И чем труднее будет команде, тем сильнее будет поддержка! И подвел итог, очевидно, высказав мнение большинства в зале:
- В общем, руководство нынешней команды надо менять!
Я послушала все внимательно.
Что можно сказать по поводу услышанного…
Начиная с 2019 года, когда была в приоритет были поставлены интересы болельщиков, а не дружба с начальством, болельщики это ощущали. И на «Труде» прирост зрителей пошел – а в предыдущем сезоне посещаемость упала до 300 человек. В этом обвиняли кого угодно – морозы, видеотрансляции, гаджеты, которые мешают жить.
После начала сезона 2019-2020 словно свежим ветром повеяло. Пошло оживление. Захотелось следить за командой, а до того многие болельщики, которые не в вип-ложе, ходили туда как на работу. Были у команды трудные времена, и были игры, когда мы срывали голоса от поддержки. И даже если наши не выигрывали, но весь стадион ликовал, потому что это была настоящая битва. А не соревнование, кто лучше подружится с начальством?
Мы понимали, что это может закончиться в любой момент.
Но была все-таки надежда.
Ну что ж…
Я не удивлюсь, если победит дружба. Сами понимаете, кого с кем. Поделить шкуру почти что убитого медведя желающих оказалось много. А мы будем болеть, наверное, за что-нибудь еще. В любом случае у нас были эти пять лет непростой и интересной спортивной жизни. И в наших реалиях это не так уж мало.
Спасибо всем, кто был с нами.