Найти в Дзене
Колонка 98

От горя к пониманию: танатопрактик отвечает на вопросы о смерти.

К этой статье я хочу написать дисклеймер.
Я не много сталкивалась со смертью, к счастью, и, возможно, еще слишком молодая, чтобы говорить на тему утраты, но я попробую. В статье я не хочу задеть кого-то, кто скорбит и пытается пережить потерю или смириться с мыслью о будущем несчастье. Просто хочу поговорить о вопросе важности открытых разговоров о смерти с детьми, с близкими, с другими людьми в разных открытых источниках. Нашла я на Авито книжку в отличном состоянии на тему, который всегда интересовалась, а название “Съест ли меня моя кошка” заинтриговало. Неужели мой кот и правда может нагло сожрать меня, если я вдруг свалюсь у себя дома от сердечного приступа. Ну нет, конечно, подумала я. Он не посмеет высосать мои глаза после моей смерти! Или я ошибаюсь… Кейтлин Даути - танатопрактик, похоронных дел мастерица, которая основала в 2011 году Орден хорошей смерти (The Order of the Good Death), в котором работают специалисты, выступающие за экологичные, естественные похороны (как я по


К этой статье я хочу написать дисклеймер.
Я не много сталкивалась со смертью, к счастью, и, возможно, еще слишком молодая, чтобы говорить на тему утраты, но я попробую. В статье я не хочу задеть кого-то, кто скорбит и пытается пережить потерю или смириться с мыслью о будущем несчастье. Просто хочу поговорить о вопросе важности открытых разговоров о смерти с детьми, с близкими, с другими людьми в разных открытых источниках.

Нашла я на Авито книжку в отличном состоянии на тему, который всегда интересовалась, а название “Съест ли меня моя кошка” заинтриговало. Неужели мой кот и правда может нагло сожрать меня, если я вдруг свалюсь у себя дома от сердечного приступа. Ну нет, конечно, подумала я. Он не посмеет высосать мои глаза после моей смерти! Или я ошибаюсь…

Классная обложка!
Классная обложка!

Кейтлин Даути - танатопрактик, похоронных дел мастерица, которая основала в 2011 году Орден хорошей смерти (The Order of the Good Death), в котором работают специалисты, выступающие за экологичные, естественные похороны (как я поняла, это похороны, когда человека просто кладут в землю в саване или каком-то биоразлагаемом гробе, не используют памятники и максимально ограждают тело от обработки бальзамирующими жидкостями перед погребением). Я почитала интервью, которое Кейтлин дала в 2021 году нашему журналисту Евгению Михайлову в Афиша Daily, где она рассказала про книги, свою работу и жизнь. Немножко интересностей для статьи я взяла именно из этого интервью, но крайне рекомендую вам ознакомиться с первоисточником: Кейтлин Даути: «Смерть — это не специфическая тема.

Орден хорошей смерти - это организация принятия смерти, основанная в 2011 году самой Кейтлин. На сайте Ордена есть подборки фильмов, книг, подкастов и текстов о работе в «индустрии смерти», естественных похоронах, бальзамировании и других способах похоронить покойника.

Кейтлин Даути
Кейтлин Даути

Кейтлин - абсолютно очаровательная и харизматичная девушка, в которую я искренне влюбилась, пока смотрела ее видео на Youtube и знакомилась с разными материалами для написания этой статьи. Крайне рекомендую глянуть видео с ее канала Caitlin Daughty, на котором, на момент написания статьи, более 2 000 000 подписчиков и 278 видео. В роликах Кейтлин рассказывает истории смертей, которые иногда похожи на детективные сюжеты, разные факты о похоронной индустрии, отвечает на вопросы, например, "почему похороны такие дорогие" или "правда ли были книги из человеческой кожи", есть даже кулинарные видео и экскурсии. Короче, на вкус и цвет, размер и вес каждый сможет найти интересную тему и тоже полюбить Кейтлин. В глубине души ведь почти все мы любим истории, которые заставляют нас трепетать и волноваться. Пока писала, вспомнила цитату из “Тайной истории” Донны Тартт, автора не менее мистичного и нуарного: “Красота редко несет покой и утешение. Напротив. Подлинная красота всегда тревожит.” Кейтлин Даути выступает за движение смерть-позитивности. “Легкая провокационность, конечно, намеренна. Люди и должны так реагировать: «Смерть-позитивность? Что? Я вот вообще ничего позитивного не вижу!» И тут выхожу я и говорю: «Знаете, вообще-то…» - и вот уже разговор завязался. Да, мы знакомы с боди-позитивностью, с с*кс-позитивностью и другими разными позитивами и стараемся в нашу повседневную жизнь вносить темы, которые раньше не обсуждались. Но про смерть-позитивность мало говорят и, даже среди наших зумеров, эта тема табуирована. Среди нас находятся участники войн, которые в 21 веке еще, почему-то, случаются, мы пережили Ковид и всем больно и страшно говорить про смерть. Эта тема скользкая и страшная для многих.

Кейтлин Даути на TED
Кейтлин Даути на TED

Кейтлин утверждает, что открытые и честные разговоры о смерти могут помочь побороть тревогу о ней и принять изменчивость жизни. Смерть - это не специфическая тема, это часть нашей жизни, точка в которую, в конце концов, каждый придет. “Мир вообще странный и классный. И я хочу знать о нем как можно больше фактов - даже если некоторые из них мрачны и связаны со смертью.” За последние годы мир увидел смерть, так сказать, в промышленных масштабах и мы, к сожалению, столкнулись с ситуациями, к которым было абсолютно не готовы. Но это не повод дальше забираться в раковину и бояться разговоров о неизбежном. Кейтелин говорит, что книга “Съест ли меня моя кошка” предназначена для дошкольников. Это очень смелое заявление для России, но, думаю, в этом и есть прогресс - постепенно показывать детям мир таким, какой он есть и отвечать на самые странные и пугающие взрослых вопросы. Перейдем же к самой книге и к ответам на вопросы, которые вы могли спрашивать у взрослых и не получать ответов.

Людям кажется, что если не говорить с детьми о смерти, то они о ней и не думают. Но — сюрприз! — когда я была ребенком, я только и думала что о смерти.Я думала о том, что мои родители умрут, моя собака умрет, мои бабушка и дедушка умрут, все мои маленькие друзья умрут. И хотела бы я вырасти в среде, где люди более открыто говорят о смерти, потому что тогда это не выглядело бы странным, а мне бы не казалось, что со мной что‑то не так.
Иллюстрация из  книги. Автор -Дайанне Руз
Иллюстрация из книги. Автор -Дайанне Руз

В книге есть 34 вопроса о смерти и, соответственно, 34 ответа на них. Ответа с юмором и очень даже серьезных. Главы под названием “Что, если меня похоронят по ошибке, когда я просто буду в коме?” и “Мы едим мертвых куриц, а почему не мертвых людей?” мне понравились больше всего. Приятно также слышать от автора детской, напомню, книги, серьезные и правдивые ответы на такие вопросы. Конечно, вопросы, типа: “Что произойдет, если съесть пачку зерен для попкорна перед тем, как умрешь и тебя кремируют?” немного странные и, кажется, будто и автор не будет серьезно на них отвечать. Но, нет, еще как будет, по научному, еще и со ссылками на источники. Кто-то вообще спрашивал, что случается с мертвым телом в космосе? Или как пахли мумии, когда их заворачивали? Даже если нет, то книга - кладезь знаний в самых разных областях: биологии, истории, культурологии, анатомии, права и всякого разного.

Например, в главе о том, можем ли мы оставлять дома останки наших родственников, Кейтлин рассказывает, что согласно законам о погребении, ничье мертвое тело не может быть объявлено собственностью. Вот такой вот облом, не видать моим детишкам маминого черепа на книжной полке (ну, если к тому времени законы не изменятся). Есть интересная глава про то, почему животные не раскапывают могилы и история про барсуков, которые раскопали средневековые останки, пока рыли свои тоннели. В Англии есть Акт о защите барсуков, согласно которому, человеку светит 6 месяцев тюрьмы и штрафы за попытку напасть на барсука. Также нельзя перемещать их место проживания, так что жителям ничего не оставалось, кроме как собрать кости и захоронить их повторно. Можно почитать интересную главу про то, как умирают сиамские близнецы, где есть несколько историй живших когда-то людей. Вы узнаете, как происходит процесс кремации, можно ли стать донором крови после смерти, продолжат ли расти волосы и ногти после смерти и много разного.

-6

В главе о том, может ли человек сохраниться в янтаре, автор рассказывает нам о существах, доживших до наших дней именно благодаря застывшей смоле: “самец скорпиона, которому примерно 20 миллионов лет, откопанный фермером в Мексике; комплект перьев динозавра, которому примерно 75 миллионов лет, найденный в Канаде; группа ящериц семейства анолисовых из Доминиканской Республики, которым примерно 17 миллионов лет; древнее насекомое (жившее примерно 100 миллионов лет назад, ныне вымершее) с треугольной головой - она могла поворачиваться на 180 градусов, а этого не умеет ни одно современное насекомое”.

Также Кейтлин предполагает, почему люди видят тот самый белый свет перед смертью: “Люди, попадавшие в травматические, угрожающие жизни ситуации, делятся пугающе схожим опытом, который ученые называют околосмертными переживаниям (ОСП)” Не всегда ОСП - это обязательно белый свет. Иногда люди видят моменты из детства или чувствуют, что покидают тело. Прямо как в фильмах! Из-за того, что ученые (на момент написания книги) не сошлись в единой мысли о причинах белого света в конце туннеля, есть еще несколько теорий: всплеск эндорфинов в мозге, повышенное количество углекислого газа в крови или излишняя активность его височной доли. Также есть еще одно объяснение, наверно, самое простое и правильное: свет, который видит человек перед смертью - результат ишемии сетчатки глаза, которая случается, когда в глаз попадает мало крови - “чем меньше крови, тем хуже зрение”. Похожий синдром встречается у летчиков: “полеты на высоких скоростях могут вызывать нечто, называемое гипотензивным обмороком. Это происходит, когда в мозг поступает недостаточно крови и кислорода. В такие моменты у летчиков создается ощущение, будто они смотрят в яркий туннель.”

В главе “Что, если меня похоронят по ошибке, когда я просто буду в коме?” можно узнать, что вас не похоронят, пока врачи не удостоверятся, что вы точно мертвы. Конечно, раньше 20 века страх людей быть похороненными заживо был вполне оправдан. Так возник термин “тафофобия” (от др. греч
. τάφος - гроб, могила и φόβος - страх) - боязнь похорон и похоронных принадлежностей, а также страх погребения заживо. Раньше, чтобы проверить, жив человек или просто в отключке, лекари засовывали иголки человеку под ногти, в сердце или желудок, прожигали или резали конечности, делали дымовые клизмы для утопленников (без комментариев). Еще был интересный способ проверки: “невидимыми чернилами (сделанными из ацетата свинца) писали на листке бумаги “Я действительно умер” и клали записку на лицо сомнительного трупа. Согласно уверениям изобретателя этого метода, тело, в котором началось разложение, выделяет диоксид серы, а он, в свою очередь, должен проявить надпись. К сожалению, диоксид серы также выделяется порой живыми людьми, например, если у них гниют зубы.” Сейчас в Брауинге, английской деревне, до сих пор празднуют День старика 2 октября в честь “воскресшего” Меттью Уолла. Мужчина считался мертвым, его уже засунули в гроб и, по пути на кладбище, один из гробоносцев поскользнулся и гроб упал. Как гласит легенда, в этот момент Меттью пробудился и постучал по крышке.

Иллюстрация из  книги. Автор -Дайанне Руз
Иллюстрация из книги. Автор -Дайанне Руз

Короче говоря, вы много найдете в очень небольшой книге. Ее можно прочитать за вечер - язык простой и текст читается быстро. В книжке много юмора, сами темы интересные и ироничный стиль Кейтлин не может не полюбиться. Вы останетесь в прекрасном настроении и с кучей новых знаний, а главное - с пищей для ума. Важно подумать о том, к чему приводят огромные траты на похороны и как сказываются традиционные захоронения на окружающей среде, как необходимо чаще говорить о смерти - точке, куда все мы придем, но так боимся это признать, а также, самое главное, как мы можем начать ценить жизнь чуть больше уже сейчас.

Ах да, чуть не забыла! Съест ли в итоге кошка мои глаза? К сожалению, да, скорее всего, съест. И не только глаза. Но мне для котиков ничего не жалко, лишь бы они были сытыми!

>-<
>-<