Найти в Дзене
Сергей Милушкин

Искал золото, а нашел кое-что гораздо дороже. Невероятная история молодого алхимика

Оглавление

Он был подростком-мечтателем, очарованным тайнами древней науки. Алхимия манила его, как мираж в пустыне, обещая философский камень – загадочный эликсир, способный превращать простые металлы в золото и даровать вечную жизнь (конечно, вкупе с богатством, а как же иначе!). Юный Йоганн Фридрих Бёттгер родился в 1682 году. Его жизнь превратилась в драму, полную взлетов и падений, отчаяния и триумфа. Однако в погоне за блеском золота он открыл нечто большее – секрет, который назовут «белым золотом» за его ценность и красоту. Эта история – невероятный рассказ о молодом алхимике, ставшем узником собственной мечты и королевской жадности, но сумевшем превратить свою страсть в великое открытие.

Алхимия на перепутье времен

Алхимия к концу XVII века имела долгую и загадочную историю. Родившись в древности, в мистических глубинах египетских и греческих трактатов, она соединила в себе необъяснимое таинство и первые проблески химической науки. Средневековые европейские алхимики верили, что весь мир состоит из четырех стихий – земли, воды, воздуха и огня – и искали способы преобразить материю, очистить ее и довести до совершенства. В их тайных лабораториях кипели реторты, в печах плавились металлы, а записи шифровались загадочными символами. Философский камень стал символом высшей цели алхимиков – легендарным веществом, способным совершить магнум опус, великое делание: даровать богатство и исцеление. Эта идея столетиями будоражила умы искателей истины. Даже в эпоху, когда наука постепенно вытесняла суеверия, великие умы – от Исаака Ньютона до других ученых — тайно увлекались алхимическими опытами, надеясь разгадать необъяснимые секреты природы. Алхимия замерла на перепутье: с одной стороны, она еще пленяла воображение, с другой – готовилась переродиться в новую науку, химию, отрезвленную опытом и экспериментом.

Именно в эту эпоху, на стыке мистики и науки, вырос Йоганн Фридрих Бёттгер. Юноша из Саксонии, он с ранних лет слышал легенды о могущественных магистрах, превращавших свинец в золото. В 16 лет, полный дерзновенных надежд, Бёттгер становится учеником берлинского аптекаря Цорна. Казалось бы, ему был предрешен путь простого фармацевта, но нет – судьба уже вела его по лабиринтам алхимии. Он увлекается тайными формулами, пытается найти ключ к всем болезням и способ обогащения металлов. Алхимические трактаты становятся его настольными книгами, а воображение рисует картины славы: вот он стоит при дворе королей, держа в руках слиток золота, рожденный в его печи. Тихие ночи он проводит при мерцании свечи, склонившись над колбами. Юный мечтатель еще не знает, какую цену ему придется заплатить за попытку достичь невозможного.

Охота за золотом и королевский плен

Удача улыбнулась Бёттгеру внезапно и обманчиво ярко. В Берлине его имя начало обрастать слухами, когда он, если верить легендам, сумел на глазах изумленной публики превратить несколько серебряных монет в золотые. На деле это было лишь поверхностное золочение – тонкий трюк, результатом которого монеты покрылись прочной золотистой пленкой. На современном языке это назвали бы гальваностегией, но толпа и богатеи хотели верить в чудо. Звон молотка, отбивающий узоры на монете, смешался с шепотом: «Новый алхимик сотворил золото!» Юный Бёттгер проснулся знаменитым. Однако слава алхимика, умеющего воочию превращать что угодно в золото – опасный дар. Стоило слухам долететь до королевских дворцов, как началась настоящая охота.

Прусский король Фридрих I (по другой версии, его сын Фридрих Вильгельм I) жаждал заполучить талантливого юношу к своему двору. Бёттгер вдруг понял, что его слава может стоить свободы, а то и жизни. В спешке он бежал, покинув Пруссию, и нашел приют в Саксонии, в городе Дрездене. В то время там правил курфюрст и король Речи Посполитой Август II, прозванный Сильным – человек, который жил роскошью и остро нуждался в деньгах для своих грандиозных затей. Услышав о юном беглеце-алхимике, Август Сильный сразу решил: вот он, шанс наполнить опустевшую казну! Окажись вы на месте Августа в то время, уверен, подумали бы точно так же. Сама судьба принесла алхимика в ваши руки. Как не воспользоваться таким шансом?

Король Речи Посполитой Август II Сильный, с которым судьба свела Бёттгера на долгие годы
Король Речи Посполитой Август II Сильный, с которым судьба свела Бёттгера на долгие годы

Бёттгер предстал перед Августом и, стараясь произвести впечатление, повторил фокус: перед глазами короля ртуть будто бы превратилась в золото. Август был вне себя от восторга. В один миг судьба юноши сделала крутой поворот – из беглеца он превратился в приближенного. Король даровал ему титул барона, осыпал похвалами, а главное – возложил на него невыполнимый приказ: сделать золота как можно больше. Юный алхимик очутился в золотой клетке, хотя, быть может, сначала и не понял этого по причине возраста.

Опьяненный быстрым возвышением, Бёттгер какое-то время жил абсолютно беспечно. Дрезденский двор кружил голову: пиры, балы, внимание придворных дам. Казалось, сама судьба благоволит любимцу короля. Но время шло, а золота не прибавлялось ни на грамм . Терпение Августа Сильного таяло, как воск в горниле. Король начал осознавать, что стал жертвой иллюзии: никакого философского камня у Бёттгера нет. Алхимик обещал невозможное, и обещание осталось пустым. Малец попросту обвел его вокруг пальца.

Гнев могущественного патрона не заставил себя ждать. В 1701 году Август приказал арестовать Бёттгера. Так юный искатель тайн познал первую горькую истину: королевская милость переменчива. Его заключили в специальную камеру-лабораторию, прозванную «золотым домом». Ироничное название – в этих стенах Бёттгер должен был, по замыслу короля, день и ночь ковать золото для казны. Из роскошных залов он переместился в тесный мрачный кабинет с решетками на окнах. Вместо оваций – стража под дверью, вместо прелестных дам – мрачные надзиратели, вместо свободы – круглосуточный надзор.

Так начались годы плена – тяжелые, изнурительные. Август Сильный не собирался отпускать своего алхимика. Напротив, он решил выжать из юноши все возможное и невозможное. Бёттгер работал день и ночь под пристальными взглядами (не дай бог, надзирателям покажется, будто он что-то скрывает или утаивает!), чувствуя, как мечта оборачивается кошмаром. Пробирки и тигли стали его оковами. Дни и ночи проходили в бесплодных попытках совершить трансмутацию, и постепенно надежда угасала. Алхимия, некогда любимая наука, стала невыносимой и тягостной. В отчаянии, Бёттгер, вероятно, горько сожалел о том дне, когда взялся за философский камень и, надеясь на чудо, невольно обманул короля.

В крепости Кёнигштайн: путь к «белому золоту»

Прошло несколько лет, а золота так и не появилось. Август Сильный терял терпение, но и избавляться от Бёттгера не спешил – вдруг чудо случится завтра? Между тем, провидение вновь вмешалось в судьбу пленного алхимика. Войны начала XVIII века докатились до Саксонии: во время Северной войны шведские войска оккупировали часть земель короля. Опасаясь, что бесценный «производитель золота» может попасть в чужие руки, Август решил укрыть Бёттгера подальше. В 1704 году из мрачного подвала Дрездена алхимика перевели в неприступную горную крепость Кёнигштайн, возвышавшуюся над долиной Эльбы.

-3

Крепость Кёнигштайн в Саксонской Швейцарии. Именно сюда поместили Бёттгера под надзор, вдали от шума двора и опасности военного времени. За массивными стенами крепости развернулась новая глава его жизни – неожиданный поворот в поисках золота.

В Кёнигштайне надзор за Бёттгером поручили человеку необычайному – графу Эренфриду Вальтеру фон Чирнхаусу. Чирнхаус был ученым-энциклопедистом своего времени: математик, физик, минералог, да к тому же владелец стекольных мануфактур. У него были свои мечты и проекты – он пытался изготовить искусственный мрамор и, самое главное, разгадать тайну восточного фарфора. В те годы тончайший прозрачный фарфор привозили в Европу из Китая, и он ценился на вес золота. Неудивительно, что его так и называли – «белое золото» Востока. Короли западного мира страстно желали узнать секрет его производства, но китайцы ревниво хранили тайну. Чирнхаус был одержим - он просто горел идеей создать европейский фарфор во что бы то ни стало. Теперь в его руках оказался весьма нестандартный инструмент – неукротимый молодой алхимик.

Тандем Чирнхауса и Бёттгера сперва выглядел странно. Один – практик и ученый, другой – алхимик-авантюрист, надломленный годами заточения и разочарованный неудачами. Однако судьба распорядилась так, что их сотрудничество изменило историю. По легенде, именно Чирнхаус бросил фразу, которая стала пророческой: «Золото может быть и белым». Возможно, это только красивая выдумка, но факт остается фактом: примерно с 1705 года Бёттгер все больше отвлекается от бесплодных поисков золота и обращается к опытам с минералами. В ходе многочисленных проб и ошибок он заметил, что для алхимических экспериментов ему нужны были тигли и сосуды, способные выдерживать невиданный жар. Обычная глина не годилась – плавилась и растрескивалась. Алхимику требовался новый тугоплавкий материал. И в поисках прочного вещества для тиглей он сделал первый шаг к своему истинному открытию.

-4

Чтобы создать необходимый материал, Бёттгер в лаборатории крепости Кёнигштайн начал эксперименты с разными видами глины и добавками. В 1706 году ему удалось создать необычный материал красноватого цвета. Этот плотный, твердый «фарфор» был непрозрачным, красно-кирпичного оттенка, но обладал поистине замечательной огнеупорностью и прочностью. Из него можно было делать жаростойкие горшки, химическую посуду, да и просто красивые сосуды – их можно было шлифовать и полировать до блеска. Полученный материал впоследствии назовут «бёттгеровским фарфором», или яшмовым фарфором, а формулу его изготовления смогут восстановить лишь через два века. Но тогда, в мрачных стенах крепости, сам Бёттгер еще не понимал, что приблизился к разгадке иной тайны. Рассказывают, что над дверью его новой лаборатории появилась надпись: «Бог, наш Творец, превратил изготовителя золота в горшечника» . Горькая ирония – алхимику, стремившемуся делать золото, теперь предстояло стать мастером гончарного дела.

Чайник Мейсен, посуда Бёттгер ок. 1710 г
Чайник Мейсен, посуда Бёттгер ок. 1710 г

Зато Чирнхаус быстро понял цену открытия своего молодого визави. Он мгновенно разглядел в красном фарфоре предвестника европейского твердого фарфора – того самого, прозрачного и белого, что ценился наравне с драгоценностями и дороже золота. Под руководством Чирнхауса направление работ резко изменилось. Теперь целью стало получить белый фарфор, не уступающий китайскому. Алхимия отступила на второй план, уступая место химии и минералогии. Бёттгер, возможно, не сразу смирился с мыслью отказаться от своей золотой мечты, но королевский приказ был ясен: раз золота нет, пусть будет фарфор – этим тоже можно наполнить казну. Ох как прав был король!

«Белое золото»: рождение европейского фарфора

Начался новый этап – столь же изнурительный, сколь и увлекательный. Бёттгер с головой окунулся в исследования минералов, смешивая разные виды глины, пытаясь отыскать идеальные пропорции. Лаборатория кипела работой. Десятки неудачных обжигов сменялись редкими успехами. Постепенно путем проб и ошибок вырисовывалась формула того самого драгоценного китайского фарфора. Было найдено три главных компонента: чистейшая белая глина – каолин из саксонских местечек Шнеберг и Ауэ, полевой шпат и алебастр (гипс), служивший флюсом . Эти ингредиенты, соединенные вместе, могли при обжиге давать тот самый белый, звонкий материал.

Каждый день мог стать прорывом или разочарованием. В своих записях Бёттгер фиксировал все: состав смеси, температуру печи, время обжига. И вот, 15 января 1708 года, после двенадцатичасового пребывания в раскаленной печи, из нее извлекли несколько пластин белого, слегка прозрачного, неглазурованного материала. Это был он – настоящий фарфор, рожденный на европейской земле. В лабораторном журнале Бёттгер отметил этот день как момент триумфа. Тайна древнего Китая больше не казалась недостижимой. Испытатели держали в руках белоснежный бисквит – хрупкий, но прочный пролог к будущему великолепию. Сердца их, наверное, колотились от радости. За суровыми стенами крепости Кёнигштайн родилось чудо, которого европейские монархи ждали сотни лет.

Однако судьба как обычно смешала радость с горечью. В том же 1708 году граф Чирнхаус, вдохновитель и друг Бёттгера, внезапно скончался, заболев дизентерией. Бёттгер остался один на пороге великого открытия. Он мог опустить руки, но не отступил. Возможно, одиночество придало ему решимости – теперь все лавры и ответственность были на нем одном. На несколько месяцев работа приостановилась, но к концу 1708 года процессы были налажены вновь. И наконец, весной 1709 года Йоганн Фридрих Бёттгер официально объявил своему повелителю, что секрет фарфора раскрыт. 28 марта 1709 года он торжественно доложил курфюрсту Августу: отныне можно производить превосходный белый фарфор, покрытый изысканной глазурью. В подтверждение своих слов Бёттгер представил комиссионерам образцы ослепительно белых, звонких фарфоровых изделий. В Европе это событие произвело фурор, оно было словно из сказки: бежавший алхимик, которого все уже давно списали со счетов, не сумевший создать ни золота, ничего вообще ценного, вдруг подарил миру «белое золото» фарфора.

-6

Саксонская ваза из белого фарфора (ок. 1715 г.) – один из ранних шедевров мейсенской мануфактуры. Белый твердый фарфор, изобретённый Бёттгером, поражал современников чистотой цвета и прочностью. Европейские мастера наконец смогли соперничать с блистательным китайским фарфором.

Новостью о великом открытии Август Сильный распорядился с размахом. Он прекрасно понимал, что держит в руках новый источник богатства и славы. Уже в июне 1710 года, по повелению короля, в замке Альбрехтсбург в городе Мейсен была основана первая в Европе фарфоровая мануфактура. Август объявил об этом всему миру – издал гордый манифест сразу на четырех языках, включая латынь и французский, провозглашая Саксонию родиной европейского фарфора. Тайную лабораторию сменили просторные цеха, мастера и художники принялись ставить производство на поток. Уже через год, на пасхальной ярмарке 1711 года в Лейпциге, публике показали и предложили к продаже первые фарфоровые изделия, созданные в Мейсене. Это были чашки и блюда из красного «яшмового» фарфора Бёттгера, а также белоснежные, покрытые прозрачной глазурью сервизы. Европа затаила дыхание: китайская монополия пала, буквально на глазах родился новый материал – твердый фарфор, который по качеству не уступал восточному, а порой даже превосходил его.

Сам Бёттгер невольно стал чем-то вроде живого сокровища королевства. Август Сильный, ликуя, вернул ему часть привилегий. Алхимика освободили из мрачной крепости и доверили руководить Мейсенской фарфоровой мануфактурой. Казалось, наконец-то тяжелые годы неволи позади – бывший узник заслужил свободу своим трудом. Ему назначили щедрое жалование, позволили вновь вкусить радости жизни. Но была одна маленькая оговорка: полную свободу он получил не сразу. Лишь в 1714 году, спустя несколько лет бесперебойной (и очень прибыльной!) работы мануфактуры, Бёттгер наконец-то заслужил право покинуть стены фабрики. Август справедливо опасался, что тайна изготовления фарфора может утечь к конкурентам, и все еще держал изобретателя под надзором. Это была золотая цепь на руке творца: вроде бы свободен, но каждый шаг под присмотром. Так или иначе, Бёттгер сделал невозможное – превзошел свою изначальную цель пусть и окольным путем (как чаще всего в науке и бывает). Его фарфор стал символом престижа и богатства по всей Европе, а имя навсегда вошло в историю науки и искусства.

Наследие алхимика

История Йоганна Фридриха Бёттгера – это драма о том, как погоня за несбыточным идеалом привела к открытию иной, еще большей ценности. Его жизнь оборвалась рано: в 1719 году, в возрасте 37 лет, Бёттгер умер. Годы, проведенные среди ядовитых веществ и в постоянном стрессе, подорвали его здоровье. Современники шептались, будто бы король отравил алхимика, чтобы тайна фарфора ушла вместе с ним в могилу, но прямых доказательств этому нет. Как бы то ни было, судьба словно сыграла с ним шутку: человек, стремившийся сотворить золото, обрел бессмертие благодаря глине и огню. Алхимия не дала ему желтого металла, но через тернии подвела к великому дару человечеству – фарфору, изделия из которого теперь есть в каждом доме.

Образ Бёттгера – юноши, плененного собственным дерзновением – волнует нас и поныне. В нем смешались черты авантюриста и ученого, творца и жертвы обстоятельств, а его невероятная история, достойная экранизации, раскрывает, как опасна может быть жадность сильных мира сего и как иногда великие открытия рождаются из самых неожиданных поворотов судьбы. Алхимик против воли стал керамистом, и в этом есть своя символическая справедливость. Бёттгер не создал золота для королей – зато подарил всем нам фарфор, хрупкое чудо, в котором застыли огонь и земля. И, может быть, именно в этой хрупкости и кроется подлинная удача и великий замысел настоящего алхимика – превратить мечту о золоте в сияющую белизну фарфора, навсегда вписав свое имя в историю.

***

Фантастический роман «Пропавшие. Тайна школьного фотоальбома» читать бесплатно:

https://dzen.ru/a/ZaFqJK0GP0idUhVp

Аннотация: Спустя тридцать лет с момента школьного выпуска главный герой открывает школьный фотоальбом и вспоминает старых друзей. Он решает отыскать кого-нибудь, чтобы узнать, как сложилась их судьба. Однако, все его попытки тщетны, он не может найти ни одного человека. Все они словно сквозь землю провалились. Герой начинает расследование и то что он обнаруживает, переворачивает его жизнь с ног на голову.

Мой телеграм-канал: https://t.me/Milushkin

Поддержать автора