Найти в Дзене
Московская мозаика

Бунин

Я появился на свет в тот год, который стал для классика русской литературы, Ивана Алексеевича Бунина, последним. Столетний юбилей писателя (1970г.) совпал с периодом моего окончания средней школы. К сожалению, учебная программа тех лет не предусматривала изучения творческого наследия Нобелевского лауреата. Имя писателя, покинувшего Родину, надолго оставалось под запретом, уже одним этим вызывая к себе интерес, который при большом желание все же можно было удовлетворить. А уж будучи студентом Школы-студии МХАТ, я почитал постыдным не знать хотя бы отдельные его произведения. Однако настоящее знакомство и подлинное погружение в мир его стихов и прозы произошло значительно позже. Только в середине 90-х годов прошлого столетия я приступил к работе над спектаклем по рассказам И.А. Бунина из знаменитого сборника «Темные аллеи» (режиссер Наталья Тимофеева). Поначалу он состоял из двух рассказов, «Галя Ганская» и «В Париже». Это был мой первый опыт, когда в один вечер предстояло сыграть два

Я появился на свет в тот год, который стал для классика русской литературы, Ивана Алексеевича Бунина, последним. Столетний юбилей писателя (1970г.) совпал с периодом моего окончания средней школы. К сожалению, учебная программа тех лет не предусматривала изучения творческого наследия Нобелевского лауреата. Имя писателя, покинувшего Родину, надолго оставалось под запретом, уже одним этим вызывая к себе интерес, который при большом желание все же можно было удовлетворить. А уж будучи студентом Школы-студии МХАТ, я почитал постыдным не знать хотя бы отдельные его произведения.

Однако настоящее знакомство и подлинное погружение в мир его стихов и прозы произошло значительно позже. Только в середине 90-х годов прошлого столетия я приступил к работе над спектаклем по рассказам И.А. Бунина из знаменитого сборника «Темные аллеи» (режиссер Наталья Тимофеева). Поначалу он состоял из двух рассказов, «Галя Ганская» и «В Париже». Это был мой первый опыт, когда в один вечер предстояло сыграть два различных по возрасту и характеру персонажа. Выступать предполагалось на музейных площадках, где сама обстановка располагала к воплощению необходимой временной атмосферы.

С годами назрела потребность к созданию за новой редакции.

Теперь уже другой режиссер (Светлана Силантьева), дополнив постановку новыми рассказами и вокальными номерами, чем значительно усилила эмоциональное воздействие на зрителей, взялась за дело.

-2

Моя новая партнерша, Ольга Матвеева, прекрасно исполняла романсы на стихи Бунина. Под впечатленем от ее чарующего пения я решился на отчаянный шаг, и мой герой тоже запел под гитару.

-3

Для исполнения я выбрал стихи « И цветы, и шмели…», которые очень органично вплелись в канву спектакля.

-4

Во второй редакции инсценировка претерпела значительные изменения. Добавился текстовой материал, обогатилось музыкальное сопровождение , украшенное вокалом. Помимо наслаждения от соприкосновения с подлинным психологическим материалом, столь благодатным для исполнителя, эта работа непрестанно преподносила все новые и новые сюрпризы.

-5

В подтверждении своих слов приведу несколько примеров.

     Однажды на наше выступление был приглашен президент Ассоциации «Бунинское наследие» Владимир Антонович Пречисский. Нам, конечно, было  любопытно услышать  мнение неравнодушного и знающего человека. Перед началом спектакля в госте  угадывалась некая настороженность. Как потом выяснилось, до нас он посетил другой актерский  коллектив и там, мягко говоря, с классиком  обошлись несколько вольно. Нашу работу, в отличие  от  предыдущей, он одобрил, но при этом сделал  замечание, сказав, что в романсе на стихи Бунина я не совсем точно произношу авторский текст. Это относилось к следующим строчкам:

                                            И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

                                            И лазурь, и полуденный зной…

                                            Срок настанет -Господь сына блудного спросит:

                                           «Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я все – вспомню только вот эти                                                        Полевые пути меж колосьев и трав –

                                             И от сладостных слез не успею ответить

                                             К милосердным  Коленам  припав.

        По словам Владимира Антоновича, именно в последнюю строку закралась ошибка. В моем исполнение она звучала иначе: «К милосердным коленям припав». В свое оправдание могу сказать, что стихи в таком варианте я впервые услышал от актрисы Евгении Симоновой.  Она исполняла их  под мелодию, написанную Александром Кайдановским.  Взяв для проверки сборник стихов поэта, изданных в 1970-х годах), я опять же не обнаружил разночтения. И только юбилейное  собрание сочинений И.Бунина 90-х годов  подтвердило верность замечания. Поблагодарив Владимира Антоновича  за восстановление истины, я, в свой черед, поделился  с ним собственным открытием.                                            Дело в том, что моего героя из рассказа «В Париже», бывшего царского  генерала, зовут Николай Платонович. Не скрою, приятно по ходу действия, по- военному прищелкнув каблуками, представляться  этим именем. Слышатся в данном сочетании определенные надежность и основательность, что в полной мере соответствует создаваемому  на сцене образу. Кроме того, так звали поэта Огарева, поэтическая строка  которого дала название всему циклу рассказов «Темные аллеи»:

«…Вблизи шиповник алый цвел, Стояла темных лип аллея». Окрестив так своего героя, Бунин, таким образом, делает реверанс в адрес  своего собрата-поэта.

  На  этом  литературные откровения не закончились. Подбирая стихи для своей чтецкой программы «За веком золотым серебряный грядет», я наткнулся на малоизвестные строчки поэта:

Норд-остом жгут пылающие зори.            

Закат в огне, звезда дрожит алмазом.

Острей горит Вечерняя звезда.               

Нет, рыбаки воротятся не все!    

           

Зеленое взволнованное море                  

Ледяно-белым, страшным глазом

Еще огромней, чем всегда.                        

Маяк   сверкает на косе.

25 августа 1903

         

Поразило обилие совпадений, связанных с трагическими событиями, случившимися  через столетие в Театральном центре на Дубровке.   Невольно напрашивается аналогия   с предсказателем  Нострадамусом. Даже маяк здесь упомянут не случайно, как и цвет моря, совпадающий с оттенком  знамени исламистов.  Поясняю: я родился и раннее детство  провел на этой улице.  Из окон нашей квартиры открывался вид на пустырь, где со временем  возникло  здание ТЦ (изначально построенного  для Дома культуры 1-го ГПЗ). Так вот, в нашем доме был кинотеатр «Маяк». Кто-то может упрекнуть автора этих строчек  в излишнем  мистицизме. Ну и пусть… Просто хотелось  поделиться  своими размышлениями и догадками. А браться вновь и вновь за перо меня опять же побуждают строчки Ивана Алексеевича Бунина :

                                                       Молчат гробницы, мумии и кости,--

                                                                 Лишь слову жизнь дана:

                                                             Из древней тьмы, на мировом погосте,

                                                                  Звучат лишь Письмена.

                                                             И нет у нас иного достоянья!

                                                                  Умейте же беречь.

                                                             Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

                                                                 Наш дар бессмертный – речь.