Найти в Дзене

Дорога без начала и конца: Шишкин, Саврасов, Левитан и Васильев

Cамые знаменитые “дороги” русской живописи: “Проселок” Алексея Саврасова (1873), “Дорога во ржи” Ивана Шишкина (1866) и “Владимирка” Исаака Левитана. Что их объединяет? Россия долго оставалась не нарисованной. По большому счету, до середины XIХ века. Даже русские художники, создавая картины на русскую тему вольно или невольно стилизовали их под европейские виды с картин старых мастеров. Во второй половине позапрошлого столетия во всех странах просыпается интерес к своему, национальному. Везде появляется множество исторических картин на национальные темы и пейзажи с видами именно своей местной природы, подчёркивающие именно её, этой природы своеобразие. Это сейчас виды изображенные Шишкиным или Саврасовым кажутся нам обычными, а тогда публику поражал сам факт узнаваемого и адекватного ей отображения русской природы. До этого времени русская природа писалась нашими художниками через оптику итальянских или голландских пейзажей с небольшим добавлением национального колорита. Вспомним, напр
Оглавление

Cамые знаменитые “дороги” русской живописи: “Проселок” Алексея Саврасова (1873), “Дорога во ржи” Ивана Шишкина (1866) и “Владимирка” Исаака Левитана. Что их объединяет?

Неизобразимая Россия

Россия долго оставалась не нарисованной. По большому счету, до середины XIХ века.

Даже русские художники, создавая картины на русскую тему вольно или невольно стилизовали их под европейские виды с картин старых мастеров.

Во второй половине позапрошлого столетия во всех странах просыпается интерес к своему, национальному. Везде появляется множество исторических картин на национальные темы и пейзажи с видами именно своей местной природы, подчёркивающие именно её, этой природы своеобразие.

Это сейчас виды изображенные Шишкиным или Саврасовым кажутся нам обычными, а тогда публику поражал сам факт узнаваемого и адекватного ей отображения русской природы.

До этого времени русская природа писалась нашими художниками через оптику итальянских или голландских пейзажей с небольшим добавлением национального колорита. Вспомним, например, блестящие картины Венецианова, где перед нами скорее нарисованная Италия, чем собственно Россия.

И даже, когда адекватный способ писать русскую природу уже был найден, всё равно случались “срывы” вроде репинских “Бурлаков”, тянущих свою баржу на фоне чуть ли не неаполитанского пейзажа, даром, что основой для него послужила то ли Нева, то ли Волга.

Но к тому времени (а “Бурлаки” это 1873 год), после Саврасова, Шишкина и уже почти при Левитане, язык, цвет и стиль изображения родной природы были все-таки уже найдены.

И основными составляющими концепта русской природы в новой русской живописи XIX века стали - простор, размах, северная скудость цвета с преобладанием одного из них, крупные деревья, суровая зима и..дорога.

И вот об этой дороге, являющей поистине архетипом всего нашего культурного кода и неотъемлемо связанной с ней теме “русской безнадеги” стоит поговорить подробнее.

Русские дороги

Перед вами возможно, самые знаменитые “дороги” русской живописи: “Проселок” Алексея Саврасова (1873), “Дорога во ржи” Ивана Шишкина (1866) и “Владимирка” Исаака Левитана.

Присмотритесь к ним, несмотря на всю разницу между этими тремя картинами их объединят бесконечность пути: даже скромный вроде проселок Саврасова выглядит почти трактом.

Притом, эта бесконечность буквальная - мы не видим ни концов дороги, ни её истоков, ни цели, и композиционно все три картины построены так, что само существование этих концов, как и их необходимость вообще не подразумеваются.

Федор Васильев "Оттепель"

Пожалуй самый русский и, одновременно, самый безнадежный, пейзаж, создал гениальный художник Федор Васильев, который без сомнения стал бы классиком не меньше Саврасова, если бы не его ранняя смерть в 23 года.

Это - картина “Оттепель” (1871) моментально принесшая ему громкую славу и написанная всего за два года до ранней смерти художника.

"Оттепель" Федор Васильев (1871)
"Оттепель" Федор Васильев (1871)

И ведущим элементом этой совсем невеселой картины является главная героиня русского пейзажа - бесконечная дорога, ведущая из ниоткуда в никуда, а в случае с пейзажем Васильева ещё и размытая оттепелью.

И вот стоят на линии золотого сечения старик и девочка перед огромной лужей и думают, как её обойти. Кстати, вопреки тому, что мы часто видим на пейзаже, человеческие фигуры здесь не настолько малы, чтобы быть незначительными. Нет-нет, они достаточно велики, чтобы быть смысловым центром картины, определяющим то, как мы ее воспринимаем.

Это - очеловеченная природа, где все происходящее имеет отношение к нам: и заданное горизонтальным форматом картины низкое мрачное северное небо и пустота бескрайнего заснеженного пространства и как бы затерянные в нем дом, деревья и люди перед лужей И, конечно, вороны - главные “райские птицы” русского пейзажа.

Иван Шишкин "Дорога во ржи"

Иван Шишкин - Романтик и “немец” и ученик Дюссельдорфской школы романтического пейзажа и он намеренно противопоставляет этой разбитой, грязной и бесконечной и совсем неромантичной русской дороге золото ржи и величие небес.

 "Дорога во ржи" Иван Шишкин  (1866)
"Дорога во ржи" Иван Шишкин (1866)
-4

Но в отличие от немцев величие небес, так любивших противопоставлять величие равнодушной природы беззащитному перед ней человеку, Шишкин не пишет роковое противостояние человека и бытия. Скорее он подчеркивает общность судьбы спокойной и величественной природы и неказистой человеческой судьбы и единство их пути.

Жизнь прожить не поле перейти, а меньше она или больше бытия всего мира - это уже вопрос.

Алексей Саврасов "Проселок"(1873)

Вернемся, однако на дорогу, на русскую дорогу и посмотрим теперь на нее глазами самого, вроде бы, мрачного русского пейзажиста Алексея Саврасова… который, при всей своей любви к изображению подлинно русской “безнадеги”, всегда, как настоящий христианин, видит свет во тьме.

На его пейзаже “Проселок” (1873) эта безнадега грязной разбитой дороги противопоставлена небу, с которого, несмотря льется какой-то тихий, но удивительный свет.

 “Проселок” Алексей Саврасов (1873)
“Проселок” Алексей Саврасов (1873)

Получается очень тонко, совсем не риторично и ненавязчиво, так как умел, пожалуй только Саврасов, для которого и грязь, и неказистость и божественность являются неразделимыми составляющими не только того пространства, по которому проходит русская дорога, но и всего русского бытия.

Исаак Левитан "Владимирка"

И, наконец, самый поздний из всех троих художников - Исаак Левитан - пытается снять противостояние дороги и неба. Дорога у него становится поэтичнее (она кроме прочего сухая), а небо ближе к земле, теряя, при этом свою символическую божественность. И у него уже не Небеса, а небо.

"Владимирка" Исаак Левитан (1892)
"Владимирка" Исаак Левитан (1892)

При этом, и земля и небо поэтизируются сливаясь единую грустную элегию, несколько снимающую остроту безнадеги бесконечного русского пути.

А еще эта знаменитая левитановская “Владимирка” (1892) возвращает нас к началу нашего разговора, ведь композиционно она является репликой пейзажа Александра Иванова “Аппиева дорога” (1845).

Подобно тому как Иванов пишет заросшую сорняками знаменитую Аппиеву дорогу как символ ушедшего в прошлое величия Римской Империи, используя для этого все великолепно освоенные им особенности итальянской традиции пейзажа, Левитан пишет символически главную дорогу современной ему России опираясь на уже сформировавшуюся к его времени новую традицию русского пейзажа.

И вот перед нами все как положено: простор бесконечных полей, над которыми висит бескрайнее огромное, почти плоское, но очень близкое к земле небо. И все это пространство разрезает идущий из ниоткуда в никуда Владимирский тракт

А по нему идет странница-богомолка. И ведет ее эта русская дорога в бесконечную даль, в то место, где земля и небо сливаются друг в неразделимое единство, где уже нет ни небесного ни земного и где всё - Одно.

Илья Хаськович

ТЕЛЕГРАМ -КАНАЛ "ПРОВОКАЦИОННАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ" - Еще больше интересного каждый день

f0k3zplyyfwyn9u8