Музей Крёллер-Мюллер, расположенный в Оттерло, Нидерланды, хранит вторую по величине коллекцию картин Ван Гога в мире. В дополнение к этому, в музее можно увидеть шедевры таких великих мастеров, как Клод Моне, Жорж Сёра, Пабло Пикассо и Пит Мондриан. Однако этого места могло бы и не быть, если бы не Хелена Крёллер-Мюллер — женщина, стоящая за идеей и коллекцией музея.
Ранний период жизни
Хелена Крёллер-Мюллер родилась 11 февраля 1869 года в Эссене, Германия, в семье богатых промышленников. Ее отец, Вильгельм Мюллер, владел успешной компанией Wm. H. Müller & Co., которая поставляла сырье для горнодобывающей и сталелитейной промышленности.
В раннем возрасте Хелена не была особенно связана с искусством, но отличалась выдающимися умственными способностями. Уже в 14 лет она начала сомневаться в религиозных учениях и открыла для себя идеи философов эпохи Просвещения, особенно Спинозы. Именно тогда Хелена сформулировала свой жизненный девиз: Spiritus et Materia Unum — дух и материя едины.
В 1888 году, по просьбе отца, Хелена вышла замуж за голландца Антона Крёллера. Пара поселилась в Роттердаме, где Антон возглавил филиал Müller & Co., а позже стал директором компании. У них было четверо детей: Хелена, Тун, Вим и Боб.
Начало коллекции
Хелена Крёллер-Мюллер была одной из самых богатых женщин в Нидерландах. Жизнь ее была размеренной, и она вела привычную для женщины того времени роль супруги коммерсанта. Однако в 1905 году Крёллер-Мюллер начала брать уроки рисования у преподавателя Хенка Бреммера, который познакомил ее с современным искусством.
Хелена увлеклась коллекционированием картин, вероятно, потому, что она искала духовное удовлетворение в искусстве, которое не могла найти в религии. Первой работой, которую она приобрела, было полотно Поля Габриэля It Comes from Afar. В 1907 году Хелена наняла Бреммера как личного консультанта для формирования коллекции произведений искусства.
Она быстро стала страстным коллекционером, а также одной из первых, кто оценил гений Винсента Ван Гога. Первые картины Ван Гога, которые она приобрела, были Окраина леса и Четыре подсолнуха, которые пошли на семена в 1908 году. В 1909 году к ним добавились Сеятель (по мотивам работы Милле) и Корзина лимонов и бутылка.
Дружба с Сэмом ван Девентером
В 1906 году дочь Крёллер-Мюллер основала с одноклассниками хоккейный клуб ODIS. Среди игроков был и Сэм ван Девентер. После окончания университета Антон Крёллер пригласил Ван Девентера работать в Müller & Co., и так началась их с Хеленой дружба, которая переросла в более глубокие отношения.
С 1908 года до самой своей смерти в 1939 году Хелена и Сэм поддерживали переписку, отправляя друг другу письма, иногда по нескольку раз в день. Они также часто гуляли вместе, когда находились в одном городе. Письма, сохранившиеся до наших дней, дают понять, что их отношения выходили за рамки обычной дружбы. Эта история оказала влияние на отношения Хелены с дочерью, хотя ее муж, Антон Крёллер, полностью доверял жене.
«О, Сэм, это пламя было подобно рукам, тянущимся к недостижимому свету, и, как подсолнухи Ван Гога, оно сжигало наши сердца, как огненный шар, который будет бродить по земле, пока не окажется в руках, которые смогут его удержать».
— из письма Хелены Сэму ван Девентеру о своем сне
Первая мировая война
С началом Первой мировой войны Хелена почувствовала необходимость помочь. В 1914 году она поехала в Льеж, чтобы ухаживать за ранеными солдатами в госпитале, работая вместе с медсестрами и монахинями.
«Я не могу сидеть спокойно, когда мой народ сражается и страдает, я не могу оставаться в стране, где война ведется только на словах, а мир шевелится за ее пределами».
— из письма Хелены Сэму ван Девентеру о войне
Между тем, из-за войны Müller & Co. значительно увеличила свою прибыль, и Хелена смогла приобрести еще больше произведений искусства. Одними из ее любимых работ стали Клоун Ренуара и Портрет Евы Каллимаки-Катарджи Фантена-Латура.
Идея музея Крёллер-Мюллер
В июне 1910 года, во время поездки в Флоренцию, Хелена задумалась о создании музея. С 1913 года некоторые произведения ее коллекции стали выставляться в Музее Крёллер в Гааге. В 1917 году она поручила архитектору Хендрику Петрусу Берлаге проектирование музея для своей коллекции в Велюве.
Берлаге начал работать в 1915 году над проектом охотничьего домика St. Hubertus, а в 1919 году завершил строительство этой загородной резиденции Крёллер-Мюллер. Однако вскоре после этого он ушел в отставку.
После этого Хелена обратилась к фламандскому архитектору Анри ван де Вельде, который в 1921 году начал строительство музея. Однако финансовые трудности, вызванные банкротством Müller & Co., заставили ее приостановить работы. В 1928 году семья создала Фонд Крёллер-Мюллер для сохранения коллекции.
«Он больше не представляет себе величие концепции. Он считает, что музей не будет пропорционален коллекции. Но музей станет нашим величайшим наследием».
— из письма Хелены Сэму ван Девентеру об Антоне Крёллере
Строительство музея
Хелена, несмотря на трудности и ухудшение здоровья, не сдалась. Она позвонила министру образования, искусства и науки и умоляла его об аудиенции. Хелене удалось убедить его обратиться за помощью к государству.
В 1935 году Мюллеры передали свою коллекцию в дар голландскому государству с условием, что музей будет построен в садах их поместья. В 1938 году, при поддержке правительства, был открыт Музей Крёллер-Мюллер. Хелена, несмотря на болезнь, ежедневно посещала строительную площадку, чтобы контролировать процесс.
В декабре 1939 года, когда музею исполнился всего год, Хелена умерла от болезни в окружении своих близких.
Наследие Хелены Крёллер-Мюллер
Хелена Крёллер-Мюллер создала коллекцию «для пользы и удовольствия общества», с особым вниманием к французскому и голландскому искусству, а также произведениям Винсента Ван Гога. Она собрала более 90 картин и 185 рисунков Ван Гога, что делает ее коллекцию второй по величине в мире (первая — в Музее Ван Гога в Амстердаме).
Музей Крёллер-Мюллер расположен на территории в 75 акров (300 000 м²) лесного поместья Хелены в национальном парке Де-Хоге-Велюве. Музей окружает сад скульптур, один из крупнейших в Европе, в котором размещено более 160 работ известных художников от Аристида Майоля до Жана Дюбюффе, Марты Пан и Пьера Юига.
«Я верю в совершенство всего происходящего».
— эпитафия Хелены Крёллер-Мюллер
Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо! ♥
Еще больше искусства:
• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Telegram: https://t.me/artstudiolo
• YouTube: https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube: https://rutube.ru/channel/48924131/
• Записаться на индивидуальные занятия по истории искусства: https://forms.gle/p3YaMLRocjjZrSV66