Найти в Дзене

Хелена Крёллер-Мюллер: главная почитательница творчества Ван Гога

Музей Крёллер-Мюллер, расположенный в Оттерло, Нидерланды, хранит вторую по величине коллекцию картин Ван Гога в мире. В дополнение к этому, в музее можно увидеть шедевры таких великих мастеров, как Клод Моне, Жорж Сёра, Пабло Пикассо и Пит Мондриан. Однако этого места могло бы и не быть, если бы не Хелена Крёллер-Мюллер — женщина, стоящая за идеей и коллекцией музея. Хелена Крёллер-Мюллер родилась 11 февраля 1869 года в Эссене, Германия, в семье богатых промышленников. Ее отец, Вильгельм Мюллер, владел успешной компанией Wm. H. Müller & Co., которая поставляла сырье для горнодобывающей и сталелитейной промышленности. В раннем возрасте Хелена не была особенно связана с искусством, но отличалась выдающимися умственными способностями. Уже в 14 лет она начала сомневаться в религиозных учениях и открыла для себя идеи философов эпохи Просвещения, особенно Спинозы. Именно тогда Хелена сформулировала свой жизненный девиз: Spiritus et Materia Unum — дух и материя едины. В 1888 году, по просьбе
Оглавление

Музей Крёллер-Мюллер, расположенный в Оттерло, Нидерланды, хранит вторую по величине коллекцию картин Ван Гога в мире. В дополнение к этому, в музее можно увидеть шедевры таких великих мастеров, как Клод Моне, Жорж Сёра, Пабло Пикассо и Пит Мондриан. Однако этого места могло бы и не быть, если бы не Хелена Крёллер-Мюллер — женщина, стоящая за идеей и коллекцией музея.

Ранний период жизни

Хелена Крёллер-Мюллер родилась 11 февраля 1869 года в Эссене, Германия, в семье богатых промышленников. Ее отец, Вильгельм Мюллер, владел успешной компанией Wm. H. Müller & Co., которая поставляла сырье для горнодобывающей и сталелитейной промышленности.

Хелена, Густав, Марта, Вильгельм, Эмми и Эмилия Мюллер, ок. 1880 г.
Хелена, Густав, Марта, Вильгельм, Эмми и Эмилия Мюллер, ок. 1880 г.

В раннем возрасте Хелена не была особенно связана с искусством, но отличалась выдающимися умственными способностями. Уже в 14 лет она начала сомневаться в религиозных учениях и открыла для себя идеи философов эпохи Просвещения, особенно Спинозы. Именно тогда Хелена сформулировала свой жизненный девиз: Spiritus et Materia Unum — дух и материя едины.

Хелена Мюллер и Антон Крёллер, около 1888 года
Хелена Мюллер и Антон Крёллер, около 1888 года

В 1888 году, по просьбе отца, Хелена вышла замуж за голландца Антона Крёллера. Пара поселилась в Роттердаме, где Антон возглавил филиал Müller & Co., а позже стал директором компании. У них было четверо детей: Хелена, Тун, Вим и Боб.

Начало коллекции

Хелена Крёллер-Мюллер была одной из самых богатых женщин в Нидерландах. Жизнь ее была размеренной, и она вела привычную для женщины того времени роль супруги коммерсанта. Однако в 1905 году Крёллер-Мюллер начала брать уроки рисования у преподавателя Хенка Бреммера, который познакомил ее с современным искусством.

Поль Габриель. «Это приходит издалека», около 1887. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло
Поль Габриель. «Это приходит издалека», около 1887. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло

Хелена увлеклась коллекционированием картин, вероятно, потому, что она искала духовное удовлетворение в искусстве, которое не могла найти в религии. Первой работой, которую она приобрела, было полотно Поля Габриэля It Comes from Afar. В 1907 году Хелена наняла Бреммера как личного консультанта для формирования коллекции произведений искусства.

Винсент Ван Гог. Окраина леса, 1883. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло
Винсент Ван Гог. Окраина леса, 1883. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло

Она быстро стала страстным коллекционером, а также одной из первых, кто оценил гений Винсента Ван Гога. Первые картины Ван Гога, которые она приобрела, были Окраина леса и Четыре подсолнуха, которые пошли на семена в 1908 году. В 1909 году к ним добавились Сеятель (по мотивам работы Милле) и Корзина лимонов и бутылка.

Винсент Ван Гог. Четыре подсолнуха, которые пошли на семена, 1887, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло
Винсент Ван Гог. Четыре подсолнуха, которые пошли на семена, 1887, Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло

Дружба с Сэмом ван Девентером

В 1906 году дочь Крёллер-Мюллер основала с одноклассниками хоккейный клуб ODIS. Среди игроков был и Сэм ван Девентер. После окончания университета Антон Крёллер пригласил Ван Девентера работать в Müller & Co., и так началась их с Хеленой дружба, которая переросла в более глубокие отношения.

Сэм ван Девентер, директор музея Крёллер-Мюллер, 1940
Сэм ван Девентер, директор музея Крёллер-Мюллер, 1940

С 1908 года до самой своей смерти в 1939 году Хелена и Сэм поддерживали переписку, отправляя друг другу письма, иногда по нескольку раз в день. Они также часто гуляли вместе, когда находились в одном городе. Письма, сохранившиеся до наших дней, дают понять, что их отношения выходили за рамки обычной дружбы. Эта история оказала влияние на отношения Хелены с дочерью, хотя ее муж, Антон Крёллер, полностью доверял жене.

Сэм ван Девентер, Хелена Крёллер-Мюллер и Антон Крёллер в парке, около 1925-1930 гг.
Сэм ван Девентер, Хелена Крёллер-Мюллер и Антон Крёллер в парке, около 1925-1930 гг.
«О, Сэм, это пламя было подобно рукам, тянущимся к недостижимому свету, и, как подсолнухи Ван Гога, оно сжигало наши сердца, как огненный шар, который будет бродить по земле, пока не окажется в руках, которые смогут его удержать».
— из письма Хелены Сэму ван Девентеру о своем сне

Первая мировая война

С началом Первой мировой войны Хелена почувствовала необходимость помочь. В 1914 году она поехала в Льеж, чтобы ухаживать за ранеными солдатами в госпитале, работая вместе с медсестрами и монахинями.

«Я не могу сидеть спокойно, когда мой народ сражается и страдает, я не могу оставаться в стране, где война ведется только на словах, а мир шевелится за ее пределами».
— из письма Хелены Сэму ван Девентеру о войне

Между тем, из-за войны Müller & Co. значительно увеличила свою прибыль, и Хелена смогла приобрести еще больше произведений искусства. Одними из ее любимых работ стали Клоун Ренуара и Портрет Евы Каллимаки-Катарджи Фантена-Латура.

Фантен-Латур. Портрет Евы Каллимаки-Катарджи, 1881. Справа: Пьер-Огюст Ренуар. Клоун, 1868, Музей Крёллер-Мюллер
Фантен-Латур. Портрет Евы Каллимаки-Катарджи, 1881. Справа: Пьер-Огюст Ренуар. Клоун, 1868, Музей Крёллер-Мюллер

Идея музея Крёллер-Мюллер

В июне 1910 года, во время поездки в Флоренцию, Хелена задумалась о создании музея. С 1913 года некоторые произведения ее коллекции стали выставляться в Музее Крёллер в Гааге. В 1917 году она поручила архитектору Хендрику Петрусу Берлаге проектирование музея для своей коллекции в Велюве.

Берлаге начал работать в 1915 году над проектом охотничьего домика St. Hubertus, а в 1919 году завершил строительство этой загородной резиденции Крёллер-Мюллер. Однако вскоре после этого он ушел в отставку.

Хендрик Петрус Берлаге. Охотничий домик Сент-Хубертус, национальный парк Де Хоге Велюве
Хендрик Петрус Берлаге. Охотничий домик Сент-Хубертус, национальный парк Де Хоге Велюве

После этого Хелена обратилась к фламандскому архитектору Анри ван де Вельде, который в 1921 году начал строительство музея. Однако финансовые трудности, вызванные банкротством Müller & Co., заставили ее приостановить работы. В 1928 году семья создала Фонд Крёллер-Мюллер для сохранения коллекции.

«Он больше не представляет себе величие концепции. Он считает, что музей не будет пропорционален коллекции. Но музей станет нашим величайшим наследием».
— из письма Хелены Сэму ван Девентеру об Антоне Крёллере

Строительство музея

Хелена, несмотря на трудности и ухудшение здоровья, не сдалась. Она позвонила министру образования, искусства и науки и умоляла его об аудиенции. Хелене удалось убедить его обратиться за помощью к государству.

Хелена Крёллер-Мюллер осматривает фундамент музея после остановки строительства в 1922 году
Хелена Крёллер-Мюллер осматривает фундамент музея после остановки строительства в 1922 году

В 1935 году Мюллеры передали свою коллекцию в дар голландскому государству с условием, что музей будет построен в садах их поместья. В 1938 году, при поддержке правительства, был открыт Музей Крёллер-Мюллер. Хелена, несмотря на болезнь, ежедневно посещала строительную площадку, чтобы контролировать процесс.

Открытие музея Крёллер-Мюллер, 13 июля 1938 года
Открытие музея Крёллер-Мюллер, 13 июля 1938 года

В декабре 1939 года, когда музею исполнился всего год, Хелена умерла от болезни в окружении своих близких.

Наследие Хелены Крёллер-Мюллер

Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло
Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло

Хелена Крёллер-Мюллер создала коллекцию «для пользы и удовольствия общества», с особым вниманием к французскому и голландскому искусству, а также произведениям Винсента Ван Гога. Она собрала более 90 картин и 185 рисунков Ван Гога, что делает ее коллекцию второй по величине в мире (первая — в Музее Ван Гога в Амстердаме).

Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло
Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло

Музей Крёллер-Мюллер расположен на территории в 75 акров (300 000 м²) лесного поместья Хелены в национальном парке Де-Хоге-Велюве. Музей окружает сад скульптур, один из крупнейших в Европе, в котором размещено более 160 работ известных художников от Аристида Майоля до Жана Дюбюффе, Марты Пан и Пьера Юига.

«Я верю в совершенство всего происходящего».
— эпитафия Хелены Крёллер-Мюллер

Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло
Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло

Понравилась статья? Поддержите канал лайком и подпиской. Спасибо!

Еще больше искусства:

• Сайт: https://artstudiolo.com/
• Telegram:
https://t.me/artstudiolo
• YouTube:
https://www.youtube.com/@artstudiolo
• RuTube:
https://rutube.ru/channel/48924131/
• Записаться на индивидуальные занятия по истории искусства:
https://forms.gle/p3YaMLRocjjZrSV66