Большинство авторов, рассказывающих о том, куда сходить и что посмотреть во Владивостоке, берут стандартный, десятки, если не сотни раз уже описанный набор достопримечательностей – Токаревский маяк, Миллионка, океанариум, мосты , стеклянный пляж и т.п. Про эти места уже столько всего сказано и рассказано, что нет смысла ещё раз повторять одно и то же. Я же хочу рассказать про труднодоступный и поэтому малоизвестный маршрут. Место, о котором пойдёт речь, неизвестно гостям Владивостока, да и среди жителей города там бывали единицы (а подавляющее большинство, уверен, вообще о нём не знает) – это землянка Сергея Лазо.
Сергей Лазо был молдавским дворянином, поступил учиться в Петербургский технологический институт, потом продолжил учебу в Московском университете, где познакомился со сторонниками революционных идей. В 1916 году был призван в армию, где вскоре получил чин прапорщика. Во время службы в Красноярске сблизился с политическими ссыльными, примкнул к партии эсэров. В 1917 году на съезде услышал речь Ленина, проникся его идеями и вступил в партию большевиков. В 1918 году Лазо прибывает во Владивосток, чтобы возглавить партизанское движение в Приморье.
Чтобы описать всё, что происходило в те бурные годы, потребуется очень много времени, уж слишком неоднозначные события происходили с нашей страной в тот период. Тем более, эти события всегда вызывают споры и разногласия, тут же появляются знатоки истории, которые единственные знают, как всё было и как надо было сделать правильно. Поэтому я не буду сильно углубляться в историю, скажу лишь, что по распространенной в советское время легенде, Лазо со своими соратниками Луцким и Сибирцевым, после ареста японскими интервентами, был сожжен в топке паровоза. Однако документально это никак не подтверждено, по этому поводу неоднократно велись споры и расследования, и наиболее вероятная версия гибели Лазо – это то, что его расстреляли на Эгершельде, и уже после этого сожгли его тело.
Можно по-разному оценивать события минувших лет, прошло уже больше века с той поры, и давно не осталось живых свидетелей тех событий, никто уже с точностью не скажет, кто там был прав, а кто виноват. И личность самого Сергея Лазо тоже подвергается критике разными экспертами (которые далеко не всегда эксперты). Но сам факт, что Сергей Лазо вкладывал все силы в борьбу за идею, в которую верил, и в итоге отдал за неё свою жизнь, по моему мнению, заслуживает уважения.
Сегодня же я расскажу вам о том месте, где Сергей Лазо скрывался от японских интервентов с января по май 1919 года, когда его объявили в розыск во Владивостоке.
Я отправился к землянке в январе 2019 года, зима в том году была почти совсем бесснежной, что существенно упрощало путь. Машину оставил в посёлке Емар и дальше пошёл пешком через перевал.
Координаты 43.246951, 132.13807
Подъём хорошо прочищает лёгкие, дорога идёт непрерывно в гору, верхняя точка перевала хоть и находится ниже горы Тимпур (422м), но тоже достаточно высоко. Остановившись наверху отдышаться, я вспомнил, как читал одну историю про Сергея Лазо, когда он на своих плечах притащил печку-буржуйку вместе с трубой из какой-то деревни к себе в землянку. Всё-таки железные люди были в то время. Дорога к землянке вообще располагает к раздумьям о прошедших временах и о судьбах людей, которые создавали историю нашей страны.
Спуск вниз тоже идёт по просеке, он более пологий, протяжённостью около трёх километров. По пути мне встретилось маленькое зимнее сказочное чудо. Из земли бил небольшой родник, ночью был довольно сильный мороз и от воды шел пар, который замерзал на стеблях высохшей травы. Замерзая, он превращался в такие ледяные кристаллы (листайте).
Когда я шел обратно, солнце растопило и высушило лёд, и возле ручья снова была обычная сухая прошлогодняя трава.
На спуске в долину попалась гильза от винтовки Мосина. Кто знает, может она осталась ещё с той суровой эпохи.
Спустившись вниз, к линии ЛЭП, идущей к Богатинскому водохранилищу, нужно повернуть направо и пройти чуть больше километра. Немного не доходя до пятой по счету от поворота опоры ЛЭП, поворачиваем направо в лес. Землянка находится недалеко от просеки, заблудиться там особо негде. Дорога к землянке была слегка раскатана джиповодами, некоторые из которых норовят заехать на своём жЫпе чуть не на саму землянку.
Сам памятник представляет собой бетонную стену, изображающую бревенчатую переднюю часть входа в землянку. За ним находится углубление в земле, на месте самой землянки.
В те далёкие годы просеки ЛЭП и газопровода, естественно, не было, и это место в Лузинском ущелье находилось в самой глуши, за что и было выбрано партизанами, которые построили землянку летом 1918г. Здесь безопасно было руководить партийными ячейками и координировать действия партизанских отрядов по Приморскому краю.
На обратном пути можно свернуть в сторону горы Тимпур, откуда открываются виды на Уссурийский залив и его противоположный берег.
Думаю, самое удачное время для похода – это середина октября, золотая приморская осень. Уже не жарко и ещё не холодно, и к тому же повсюду будет буйство красок осеннего леса.
Тем, кто интересуется историей Владивостока и нашей страны, такие места обязательны к посещению. Это лишний повод вспомнить о тех непростых и тяжёлых временах, и людях, на чью долю выпало участвовать в этих событиях.