Найти в Дзене
Алексей Бакуменко

Ростов и Ярославль на акварелях XIX века. И это не Белоногов!

Многие ярославцы уверены, что этот популярный вид Ярославля написал известный акварелист из Романова-Борисоглебска Иван Белоногов. На самом деле, автор рисунка – ростовский художник-самоучка Василий Башков. Он родился ровно 210 лет назад – 3 (15) марта 1815 года в семье крестьян из села Угодичи. Впрочем, его отец вскоре оставил сельскую жизнь и стал приказчиком у ростовских купцов Хлебниковых. Василий, выучившись грамоте, пошёл по стопам отца и стал секретарём у купца Петра Хлебникова. Тот был не простым торговцем, а человеком, искренне увлечённым собиранием предметов старины и краеведческими изысканиями. Именно Пётр Васильевич первым поднял вопрос о необходимости реставрации Ростовского кремля. Благодаря Хлебникову, Башков увлекся местной историей и стал делать зарисовки карандашом, тушью и акварелью в популярном тогда жанре топографического пейзажа, когда перед художником ставилась задача максимально точно передать детали местности. Профессионального образования Василий Григорьевич н

Многие ярославцы уверены, что этот популярный вид Ярославля написал известный акварелист из Романова-Борисоглебска Иван Белоногов. На самом деле, автор рисунка – ростовский художник-самоучка Василий Башков.

Он родился ровно 210 лет назад – 3 (15) марта 1815 года в семье крестьян из села Угодичи. Впрочем, его отец вскоре оставил сельскую жизнь и стал приказчиком у ростовских купцов Хлебниковых. Василий, выучившись грамоте, пошёл по стопам отца и стал секретарём у купца Петра Хлебникова. Тот был не простым торговцем, а человеком, искренне увлечённым собиранием предметов старины и краеведческими изысканиями. Именно Пётр Васильевич первым поднял вопрос о необходимости реставрации Ростовского кремля.

Благодаря Хлебникову, Башков увлекся местной историей и стал делать зарисовки карандашом, тушью и акварелью в популярном тогда жанре топографического пейзажа, когда перед художником ставилась задача максимально точно передать детали местности. Профессионального образования Василий Григорьевич не получил. Но его работы оценил Александр Артынов, ещё один уроженец Угодичей и страстный краевед. В 1850 году он заказал у художника свыше десятка документально точных пейзажей для своей будущей книги «История села Угодич». Башков проиллюстрировал несколько рукописей этого труда Артынова, но до печати дело так и не дошло, хотя в кругах историков и краеведов работа была очень известна.

Писал художник виды и других сёл в окрестностях Ростова, например, Поречье-Рыбное. Но ярославский историк XIX века Вадим Лествицын отмечал, что Башков «Рисовал для многих, так что не только собрать, но даже привесть в известность все его рисунки невозможно». Скончался Василий Григорьевич в 1860 г.

Василий Башков, "Вид на Поречье". Богатое село Поречье-Рыбное могло похвастать самой высокой колокольней в сельской России.
Василий Башков, "Вид на Поречье". Богатое село Поречье-Рыбное могло похвастать самой высокой колокольней в сельской России.

По стилю и технике акварели Башкова действительно похожи на работы Белоногова. По мнению ростовского исследователя Татьяны Колбасовой, это можно объяснить тем, что Василий Григорьевич копировал работы романовского художника-виртуоза, вероятно, с целью самообучения. Причём художники наверняка были знакомы, так как в 1844 году Иван Белоногов в 1844 г. работал в Ростове, по заказам ярославского купца С. Серебреникова и всё того же П. Хлебникова – главного работодателя угодичского акварелиста.

Сегодня работы В. Г. Башкова хранятся в собраниях музея-заповедника «Ростовский кремль», Ярославского музея-заповедника и в фонде Российской научной библиотеки в составе той самой рукописи Артынова.

Василий Башков, "Вид Ростова с озера Неро".
Василий Башков, "Вид Ростова с озера Неро".