В новом мини-цикле статей мы с разных сторон рассмотрим чосонскую живопись. В данном вводном тексте, узнаем о техниках, форматах и «целевой аудитории».
Периодизация
Чосон (조선) — государство, существовавшее на Корейском полуострове с 1392 по 1897 годы под управлением династии Ли. Название выбрали, кстати, в связи с легендарным Древним Чосоном, о котором рассказывалось в нашей предыдущей статье, посвящённой мифическим животным. Разумеется, возникла страна не на пустом месте — достоверные, а не мифические, протогосударственные корни прослеживаются аж с IV века до нашей эры, а заселена территория была и вовсе около 8000 лет до н.э. — и она не могла обойтись без собственной художественной традиции.
Эту-то традицию простоты ради можно разделить на два периода; назовём их иронично: «аскетичный» и «сибаритский». Первый охватывает XV-XVII века. В это время главенствовала неоконфуцианская идеология, прославляющая учёность, скромность и подчинение строгой иерархии. Интересный парадокс: с одной стороны, занятие живописью считалось полезным для эстетического развития учёного мужа, с другой — чрезмерное увлечение ею осуждалось: не дело интеллектуалу ударяться в такие мирские излишества и тратить время на ерунду. Надо было, так сказать, порисовывать на досуге, одной левой, не отвлекаясь от сложения какого-нибудь философского трактата. Как следствие, и разнообразие жанров, и количество сохранившихся до наших дней образцов изобразительного искусства той эпохи не то чтобы велико.
Второй, более богатый во всех смыслах, период, отсчитываемый с XVIII и до начала XX века, связан с улучшением уровня жизни и с укреплением корейско-китайских связей. Тогда и возник полноценный рынок искусства.
Техники и форматы живописи
Вертикальные свитки, «чхук» (축), или же чокча (족자), имели длину, как правило, в один-два метра и специальную деревянную палочку-противовес снизу. Однако встречались и «свитки-гиганты» метров пятнадцати с буддийскими сюжетами, «квэбуль» (괘불) (подробнее о каждом упоминаемом жанре — в следующем материале).
В отличие от них, свитки горизонтальные, «турумари» (투루마리), они же 화권 (хвагвон), длиной от одного метра до бесконечности, никуда не вывешивались и предназначались для особого вида интеллектуального досуга — неспешного созерцания изображённых красот.
Бытовал также формат альбомов «хвачхоп» (화첩), что представляли собой собрания произведений одного художника или же «межавторские» сборники на единую тему. Если «свиточные» форматы по возрасту равняются с живописью региона как таковой, то альбомы вписываются во «вторую волну» корейского искусства и популяризируются в XVIII веке.
Тогда же входит в моду роспись на веерах — «сонмёнхва» (선면화). Хорошо расписанный веер не зазорно было подарить уважаемому учёному.
Расписные ширмы «пёнпхун» (병풍) появились пораньше, ещё во времена Объединенной Силла (668–935 годы н.э.), но предпочитаемые изображения с течением времени менялись.
Что касается техник, в общем и целом можно выделить два с половиной их вида: монохромная «сумукхва» (수묵화), близкая к каллиграфии, полихромная «чхэсэкхва» и, так сказать, частично раскрашенная «сумуктамчхэхва» (수묵담채화). Интеллектуалы и даже короли по описаным выше снобистским соображениям отдавали предпочтение монохрому. К этой же технике относились и самые «высокие» жанры.
В куда более сложной полихромной технике «чхэсэкхва» (채색화) работали профессиональные художники: частники и «сотрудники» придворной академии искусств Тохвасо (도화서).
И — правильно — их интеллектуалы тоже презирали как ремесленников-невежд, хотя масштабные проекты по госзаказу и святая святых — портреты правителей — отнюдь не рисовались в альбомах чёрно-белым любительским взмахом кисти.
Философия и восприятие в социуме
Описанное высокофилософское и опасное в злоупотреблении искусство интеллектуальной элиты, зачастую монохромное, носит название «мунинхва» (문인화) Любимым форматом её практикантов были альбомы (чтобы, видимо, сподручнее было прятать от злопыхателей, норовящих обвинить в излишнем таланте). Особой индивидуальностью подобные произведения не отличались, так как выражали в первую очередь идеологию, которая могла быть или неоконфуцианской, или неправильной. Как результат, за все пять веков Чосона мунинхва претерпела минимальные изменения.
В некотором смысле противопоставлялась «учёному» искусству живопись народная — «минхва» (민화). Если первая предназначалась для целей изысканных и требовала определённого культурного уровня, то вторая изначально носила сугубо прикладную функцию защиты от недобрых духов и привлечения всяческого успеха. Её отличительные особенности вытекают из целевой аудитории: много незаполненного пространства, отсутствие перспективы и прочих ухищрений, понятные символы, дешёвые материалы, простые цвета (использовались по большей части так называемые «пять основных цветов, «обансэк» (오방색): черный, синий, красный, жёлтый и белый — последнего цвета была сама незакрашенная бумага). А если изображение приходило в негодность, его нисколько не сомневаясь заменяли новым, не смотря ни на какую художественную ценность.
Картинки писались от руки, и в этот раз «отсталость» от Китая с его ксилографией сыграла чосонцам на руку: штучное производство способствовало большей разнообразию манер письма и сюжетов. Сведений о каких-либо объединениях или школах «народных картинок» не сохранилось — в отличие от Китая и Японии, художники бродили из города в город, работая индивидуально; предполагается, что мастерство передавалось внутри семьи.
Но вот что интересно: немало образцов минхва было найдено в богатых имениях. По-видимому, даже высшие слои общества не избегали таких визуальных оберегов — а то мало ли.
Ещё больше интересного про Корею и корейский язык в telegram-канале🌸
Статья написана в сотрудничестве с учеником-энтузиастом✨