Здравствуйте! Тихо, очень тихо — но явно ощутимо — зашуршали в кулуарах нашей культурной «элиты» тревожные нотки. Появились осторожные звонки, сбивчивые разговоры, суетливые переписки в мессенджерах и тг каналах. Нет, не у народа — у «звёзд». У тех самых, кто последние три года стабильно существовал на патриотических рельсах, где каждая песня о Родине приносила миллионы, а каждая слеза с экрана — новую субсидию. Обсудим и обменяемся мнениями.
Дорогие читатели, напомню, что своё мнение я никому не навязываю, а ваши очень жду в комментариях. А ещё оговорюсь - я не политолог и не эксперт, описываю ситуацию только по своим личным ощущениям и разумеется могу ошибаться. Рассчитываю на диалог с вами и очень прошу обойтись без оскорблений в комментариях. Спасибо.
Итак, всё дело в изменении климата. Не погодного, а политико-культурного. Как только на горизонте замаячила возможность диалога и хотя бы частичного перeмиpия, многие отечественные деятели искусства вдруг поняли: халява может закончиться. А вместе с ней — и патриотическая монополия, на которой было так удобно греться.
За эти три года государство действительно щедро раскрыло объятия (и кошелёк) для кинематографа и шоу-бизнеса. Киноотрасль получила экстренные миллиарды, чтобы хоть как-то компенсировать исчезновение Голливуда. А поп-сцена — масштабные гастрольные туры по городам, фестивали, гонорары от 6 до 18 миллионов рублей за один концерт. Повторю — за один концерт. Шаман, Любэ, Газманов, Долина, Басков — это абсолютные рекордсмены по ценникам на их концерты, оплачиваемые из бюджетов, в основном, регионов и грантов.
И вот пошли первые сигналы:
— Студии из США снова стучатся в двери. Уже идут активные переговоры.
— «Сони» размораживает офис в России и требует оплату за прокат 2022 года (намёк ясен).
— Уже около 50 голливудских фильмов официально заявлены на прокат в 2025 году, и их число растёт чуть ли не с каждым днём.
— В кулуарах говорят, что иностранные компании налаживают связи с бывшими российскими партнёрами.
— Концертные агенты мечтают снова привезти Metallica, Rammstein, Linkin Park, Kanye West и прочих гигантов, которые заявляли что с радостью выступят в России, как только всё наладится.
И что же? А у нас в это время в рядах «элиты от культуры» – паника.
Пошли запросы в Минкульт: а поддержка продолжится? А субсидии будут? А квоты на иностранное кино введёте? А фестивали патриотических песен вы всё-таки оставите, хоть какие-нибудь? А то ведь начали резать бюджеты, вырезать из эфиров тех, кто ещё вчера был «голосом нации» (Недавний случай с Первым каналом - явный пример), гранты ощутимо подсократили, да и парочку фестивалей отменили или перенесли на неопределённый срок.
Здесь стоит понимать: речь не про голодных артистов, а про тех, кто уже приучился жить очень сытно. И, главное, стабильно. Ведь никакие гастроли по миру не сравнятся с гарантированным заказом от региона, министерства, госструктуры. Пели бы про что угодно — хоть про хлеб с квасом — лишь бы звёздочки на афише и слова «при поддержке».
Но бизнес, как известно, морали не знает. Кинотеатры, прокатчики, рекламщики — они устали от изоляции. Им неважно, чей это фильм — им важно, чтобы шёл народ. А народ, кажется, соскучился по выбору. Условный «Марвел» снова вбухает десятку миллионов долларов на рекламу в России, что больше бюджета почти любого российского фильма, а один блокбастер принесёт в кассу больше, чем весь наш прошлогодний патриотический репертуар. И вот тогда начнётся настоящее переформатирование.
Станет ли меньше российских фильмов? Думаю, да, ведь зачем поддерживать отрасль и вбухивать лишние миллиарды, когда есть голливудское кино в прокате на любой вкус?
Станет ли сложнее попасть в эфир? Ещё как.
Обрежут ли бюджеты «патриотам»? Почти наверняка.
А кто-то, возможно, вообще исчезнет из поля зрения — просто потому что без госдотаций их «искусство» никому не нужно.
Ну и, конечно, заглянем чуть дальше — в самый пик возможных перемен.
Ведь если ситуация действительно начнёт возвращаться к состоянию 2021–2022 года, то, возможно, вернутся и уехавшие, и молчащие снова заговорят. Никита Михалков, конечно, вещает, что «народ их не примет». Но мы-то с вами понимаем, как всё это работает. Рейтинги нарисуют, соцопросы подправят, нужные сюжеты в эфир запустят — и вот уже аплодисменты, цветы, «а вы знаете, я его всегда любил».
Телевидение давно не зависит от зрителя. Как и шоу-бизнес. Как и большинство киноисторий. Иллюзия вовлечения — вот и всё, что нам оставили.
И вот тут возникает вопрос:
А что будет со всеми этими «звёздами», когда кормушка опустеет? Сумеют ли они выжить без заказных концертов, без протокольных фестивалей, без эфиров по госзаказу? Или снова перекрасятся, заговорят об искусстве вне политики, начнут петь каверы на Beatles и Элтона Джона, как в былые времена?
Я не знаю, грустно это или наоборот - решать вам.
Но точно понимаю — впереди будет очень интересно. И я хочу сказать, что не утверждаю будто все патриотические исполнители неискренни, нет. Но лично мне странно наблюдать как за поддержку и песни в такое время можно так рубить деньги.
А вы как думаете? Напишите в комментариях, если тоже чувствуете, что что-то меняется. Или я просто мнительный и ничего не понимаю?
Очень вас прошу подписаться на Телеграм - канал «Записки актёра»! Вы очень поддержите и поможете развитию моего проекта🙏 Там вас ждёт много интересных моментов из закулисья, викторины по кино и театру и многое другое. Спасибо вам огромное!
Если пропустили прошлую статью, обязательно прочитайте:
Спасибо за ваши отметки «мне нравится» - они очень помогают развитию канала! Спасибо что подписываетесь на мой канал!
Удачи вам, здоровья и только правды!
Автор: Сергей Марочкин