Тема дорожно-транспортных происшествий является весьма актуальной ещё со времён появления первых автомобилей. Её актуальность выражается ещё и в том, что дорожные аварии причиняют существенный вред всем, кто в них участвует (и тем, кто в них не участвует тоже). Итак, чтобы понять, что же такое дорожная авария и когда она не будет признана ДТП, поговорим с вами в этой статье. Поехали!
Понятие дорожно-транспортного происшествия
Само понятие ДТП сформулировано на законодательном уровне. Так, в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 08.08.2024) «О безопасности дорожного движения» (далее — ФЗ № 196) в п. 3 ст. 2 сказано:
Дорожно-транспортное происшествие - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинён иной материальный ущерб.
Такое же понятие содержится и в Правилах дорожного движения, а именно в п. 1.2. Исходя из определения, закреплённого в законе, можно выделить следующие обязательные условия для признания события ДТП:
✅ Наличие транспортного средства; 🚗🛺🚙🚌
✅ Событие происходит в процессе его движения; 🚙💨
✅ Событие происходит на дороге; 🚦🛣🏞
✅ В результате ДТП возникает ущерб. 🥴😵💸
Если хотя бы один из пунктов отсутствует, событие не будет квалифицировано как ДТП. Поэтому разберём этот термин «по полочкам».
1. Наличие транспортного средства 🚗🛺
Речь пойдёт о транспортном средстве, которое определяется в рамках административного законодательства, позиций высших судов и правоприменительной практики. Термин «транспортное средство» закреплён в п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации и формулируется следующим образом:
Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нём.
К транспортным средствам относятся:
- автопоезд;
- велосипед;
- гибридный автомобиль;
- маршрутное транспортное средство;
- механическое транспортное средство;
- мопед;
- мотоцикл;
- средство индивидуальной мобильности (сокр. — СИМ) 🛴;
- школьный автобус;
- автобус;
- электромобиль;
- гужевой транспорт.
Также к этой категории могут быть отнесены мотоблоки, если их технические характеристики соответствуют требованиям примечания к ст. 12.1 КоАП РФ:
- объём двигателя внутреннего сгорания — более 50 куб. см;
- максимальная мощность электродвигателя — более 4 кВт;
- максимальная конструктивная скорость — более 50 км/ч.
Этот вывод основан на анализе судебной практики судов общей юрисдикции, а также на позициях ведущих экспертов, исследующих данную сферу. Если обратиться к ст. 1079 ГК РФ, то норма не содержит исчерпывающего перечня видов деятельности, связанных с источником повышенной опасности. Следовательно, использование мотоблока при указанных условиях следует расценивать как управление таким источником.
Вывод: Для признания события ДТП необходимо наличие хотя бы одного транспортного средства.
2. Событие происходит при движении транспортного средства 🚙💨
Дорожно-транспортное происшествие отличается от других происшествий тем, что оно возникает только в результате движения хотя бы одного транспортного средства. Например, если велосипедист, управляя велосипедом, не справился с управлением и допустил наезд на припаркованный у обочины автомобиль, повредив его конструктивные элементы, — такое событие квалифицируется как ДТП.
3. Событие происходит на дороге 🚦🛣🏞
Согласно определению ДТП, такое событие должно произойти на дороге. Понятие «дорога» раскрывается в п. 1.2 ПДД РФ:
Дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.
Дорога включает:
- одну или несколько проезжих частей;
- трамвайные пути;
- тротуары;
- обочины;
- разделительные полосы (при их наличии).
Это понятие носит обобщённый характер и охватывает:
- автомобильные дороги и автомагистрали;
- приравненные к дорогам участки (например, дворовые территории, АЗС, полевые или лесные дороги, ледовые переправы и т.п.), если они обустроены для движения транспорта (включая наличие дорожных знаков, разметки и других элементов).
4. В результате ДТП возникает ущерб 🥴😵💸
Если бы не было ущерба, то и ДТП не требовалось бы оформлять. При таком событии всегда причиняется вред — будь то физический, моральный или материальный. В таких случаях необходимо установление степени вреда, нанесённого другому участнику дорожного движения или третьим лицам.
Таким образом, ДТП считается таковым только при наличии всех перечисленных признаков. Если хотя бы один из них отсутствует, событие не может быть квалифицировано как ДТП.
Когда авария не будет являться ДТП‼‼
Бывают случаи, когда событие похоже на ДТП (автомобили столкнулись, происшествие произошло на дороге и т. п.), но отнести его к этой категории нельзя. Существует ответственность за невыполнение участниками ДТП своих обязанностей, и в случае их неисполнения грозит серьёзное наказание. Однако если событие не является ДТП, то и обязанности не возникают, а значит, лицо, покинувшее место такого события, не будет нести ответственность. Давайте разберём такие ситуации.
1. Получение ущерба припаркованным автомобилем на придомовой территории
Ситуация довольно распространённая. Вы выходите из подъезда, подходите к своему автомобилю, а у него имеются повреждения: замяты крыша и капот, повреждены боковые двери или спущены колёса. Ситуация крайне неприятная, и очевидно, что она не будет являться ДТП, потому что событие произошло с автомобилем, но не в процессе движения.
В таких случаях необходима фиксация причинённого ущерба, сбор доказательств и установление виновника причинения вреда.
2. Столкновение транспортных средств без повреждений
Бывает так, что при лёгком столкновении или соприкосновении повреждения у автомобилей отсутствуют. Если осыпалась пыль с части автомобиля, но нет повреждений лако-красочного покрытия (трещин, царапин и т. п.), это нельзя назвать причинением ущерба, а значит, это не ДТП.
Однако стоит заметить, что факт отсутствия ущерба при столкновении необходимо доказать, иначе суд может не признать столкновение двух автомобилей дорожной аварией.
3. Нет ущерба третьим лицам или повреждения понёс только один участник движения
Представим ситуацию, когда водитель едет по дороге, не справляется с управлением и совершает съезд в кювет, при этом опрокидывая (либо не меняя положения) автомобиль. Или совершает столкновение с деревом, которое не получает повреждений.
В данном случае присутствуют признаки ДТП (наличие транспортного средства, событие произошло на дороге и во время движения), но ущерб получает только водитель, а другим участникам дорожного движения и третьим лицам ущерба нет. Раз нет ущерба, то и ДТП нет.
Конечно, ситуации на дорогах бывают разные, всегда нужно подходить к ситуации комплексно. Но чтобы не растеряться, необходимо помнить, что дорожно-транспортное происшествие, порождающее определённый круг обязанностей, возникает только при совокупности следующих факторов:
- наличие транспортного средства;
- событие происходит на дороге и во время движения;
- в результате события возникает ущерб другим участникам дорожного движения или третьим лицам.
Если авария не является ДТП, то у водителя в случае такого события не возникает никаких обязанностей.
Оставайтесь с нами! Скоро будут опубликованы другие полезные и интересные статьи! Подписывайтесь и следите за новостями! 📰🚦📢
#ПравовойДвиж#ПравоНаДороге#АвтоЮрист#ЗащитаПрав#ДорожноеПраво#ПДД#ЮридическаяПомощь#ПравовыеСоветы#АвтоБлог#БезопасностьНаДороге#ШтрафыГИБДД#ДТП#ПравовыеНовости#ЮридическаяЗащита#АвтоПраво#Законодательство#ПраваВодителей#ЮридическаяГрамотность#Автоэксперт#ПравовыеРешения