Всем привет! Сегодня в рамках марафона "Моя любимая Азбука", придуманного и организованного хозяйкой дружественного мне канала, "Книжная Юла", Юлией, читаем роман Джона Стейнбека "Гроздья гнева". Условия марафона, ссылку на который прикрепляю ниже, просты - каждый желающий выбирает любую книгу, изданную в издательстве " Азбука" (в жанрах и годах выпуска книги Юлия нас не ограничивает) и присоединяется к дружной компании книжных блогеров. Я выбрал книгу автора, к знакомству с творчеством которого шёл очень давно, изданную в серии "Азбука классика".
Джон Стейнбек - культовый американский прозаик XX века, путь в творчество которого был долгим и извилистым - прежде чем избрать профессию писателя, Стейнбеку пришлось сменить не один род деятельности. Первые литературные произведения не принесли ему ни желанного успеха, ни удовлетворения, но молодой писатель упорно продолжал писать. Первый успех пришёл с пронзительной повестью о двух бродягах "О мышах и людях», входящей в список самых продаваемых книг на портале Amazon.
Но opus magnum Стейнбека стал написанный в 1939 году роман " Гроздья гнева". Наряду с "По ком звонит колокол" Хемингуэя книга была признана высшим достижением национальной и мировой литературы тех лет. Она по сей день входит в число обязательных программных произведений для изучения в школах и колледжах США. Прекрасно знаком роман и отечественному читателю - в СССР в 1989 вышел аж целый шеститомник писателя, куда входили и "Гроздья гнева". За роман автор получил Пулитцеровскую, а чуть позже и Нобелевскую премию по литературе с формулировкой "большому художнику, чей реалистический и поэтический дар удивительно сочетается с мягким юмором и острым социальным видением". Давайте и мы поскорее познакомимся с нашумевшим романом.
Самый разгар Великой депрессии... В поисках лучшей доли со всей Америки в Калифорнию устремляются толпы безработных. Устремились вслед за всеми и несколько поколений семейства разорившихся фермеров из Оклахомы Джоуд. Но обретут ли они долгожданное счастье на этой обетованной земле? И всем ли суждено будет её увидеть?
Центральная тема, поднимаемая Стейнбеком в его книге - яростное обрушение на капитализм, заключающийся в противоборстве старого и нового, привычного уклада жизни и стремительно набирающего силу технического прогресса. Банкиры, отдавшие землю в аренду фермерам, со временем понимают, что техника гораздо эффективнее ручного труда, и отдают землю под пахоту тракторам, заставляя арендаторов сниматься с насиженных мест. Особо непокорных жёстко наказывают, тракторами сравнивая их жалкие хибары с землёй. Стейнбек чётко выражает свою симпатию в этой борьбе необычной аллегорией: "Между трактором и танком разница небольшая. И тот, и другой гонят перед собой людей, охваченных страхом, горем" (с).
Обличать хищническую сущность капитализма автор продолжает и в многочисленных лирических отступлениях, будь то монолог ловкого дельца, впаривающего людям под видом хорошей машины ржавое ведро с гвоздями, разорившегося фермера, за жалкие копейки продающего свой нехитрый скарб перекупщику, который тут же перепродаёт всё это барахло с выгодой для себя, зажиточного фермера, предпочитающего залить гниющий урожай апельсинов керосином, нежели раздать его умирающим от голода детям, хозяина заправки, берущего полдоллара с машины за право спастись от палящего зноя в тени огромных деревьев... Товарно - денежные отношения, характерные для капитализма, убивают в человеке всё человеческое, заставляя искать выгоду даже в мелочах.
Впрочем, тлетворный дух капитализма распространяется не на всех - как иначе объяснить поступок официантки в придорожном кафе, продающей нищему "кочевнику" леденцы на палочке по центу за пару, хотя на деле они стоят в разы дороже, чем объяснить поступок Ма Джоуд , распределяющей убогий завтрак не только между членами собственной семьи, но и между оравой голодных ребятишек, обитающих в лагере кочевников. Не очевидной ли симпатией автора к одной из противоборствующих сторон? "Если у тебя беда, если ты в нужде, если тебя обидели - иди к беднякам. Только они и помогут, больше никто"(с).
Но "Гроздья гнева" это роман не только, а точнее, не столько о классовой борьбе - она является лишь фоном для того самого "большого" американского романа о вечных ценностях, коими для Стейнбека являются семья и родина.
С родиной всё понятно - "Человек сливается воедино с тем местом, где живёт. А когда мыкаешься по дорогам в забитой всяким скарбом машине, ты не полный человек. Ты мертвец"(с). И словно бы в подтверждение этих слов пронзительные истории старшего поколения Джоудов: деда, который, плача, отказывается уезжать с насиженного места. Семье приходится увезти его практически силой, и в первый же день пути старик тихо умирает, так и не добравшись до вожделенного винограда, который он будет поедать горстями. Ненадолго переживает мужа и тронувшаяся с горя умом бабка, умирающая, как только семья приезжает на Калифорнийскую землю. А может быть, это сам Господь Бог тем самым уберегает хилых и немощных стариков от скитаний и голода?
Семья... На фоне национального экономического кризиса, кризис шаркает и по дружному и многочисленному некогда семейству Джоуд - оно начинается распадаться. Старики умирают, старший сын Ной и зять Конни бесследно исчезают, не сказав никому не слова (последний постыдно бросает жену на позднем сроке беременности), честолюбивый Эл тоже стремится отпочковаться от семьи и жить отдельно, ту же песню заводит и дядя Джон. Как ни странно, ядром семьи и центром её притяжения становятся не сильные мужчины, а слабая(???) женщина - Ма. К каждому у неё свой собственный подход: найти слова утешения во время очередной истерики беременной дочери, проверить, не озлобило ли отсутствие работы сына Тома, бывшего заключённого, мужчину с обострённым чувством справедливости, пристыдить опустивших от безысходности руки мужа и младшего сына, походя приласкать младших... Ма настолько харизматичный и сильный персонаж, что мужские характеры на фоне неё просто теряются, что нравится, конечно, не всем.
- Теперь, видно, мужчине и слова нельзя вымолвить. Заправилой стала. Придёт время, устроимся где - нибудь на постоянное жилье, я тебе тогда всыплю.
-Придёт такое время, тогда и всыплешь...
Но как бы что ни было, а, повторюсь, семья держится на плаву исключительно благодаря Ма.
Вот таким многослойным получилось национальное литературное достояние Америки 30 - ых годов XX века - история, в первую очередь, о любви и дружбе, о верности самому себе и собственной семье, о вере и надежде, о торжестве жизни над смертью (как же я люблю такие жизнеутверждающие финалы!!!), а уж только потом, о "плохих" капиталистах и "хороших" социалистах. Жаль, что многие, видящие в "Гроздьях гнева" исключительно роман о классовом неравенстве (видимо, из -за того, что Стейнбака, разделявшего социалистические взгляды, называли самым "красным" американским писателем), не умеют читать между строк. Я лично задумку автора понял и о том, что прочитал книгу, ни капли не жалею. И если вы любите такое неторопливое, вдумчивое, рефлексивное чтение, "Гроздья гнева" точно придутся вам ко двору. Я вот планирую продолжить знакомство с творчеством автора романом "К востоку от Эдема". Не в ближайшее, правда, время - сначала нужно осмыслить эту историю.