Если Ирина позволит эмоциям поглотить себя, значит, ей либо придётся потерять год и пересдать ЕГЭ, либо остаться без высшего образования.
Думаю, сегодня нет таких школьников, даже в начальных классах, которые не понимали бы, что от результатов, полученных на ЕГЭ, зависит их поступление в выбранный вуз. Многие из ребят нашего лицея начинают работать на результат с момента зачисления в 9 класс, чётко зная, куда именно они будут поступать, какой там проходной балл, какие бонусы не мешало бы приобрести. Они отрабатывают материал уроков от звонка до звонка, занимаются с репетиторами, бьются за каждую пятёрку в будущем аттестестате. Именно так работал на результат мой последний выпуск.
Параллель того выпуска я никогда не забуду. Помните лермонтовское "И звезда с звездою говорит"? Именно эти слова приходили мне на ум, когда я наблюдала за 11А и Б будущего выпуска. Они побили своеобразный рекорд города по количеству медалистов из одного учреждения. Шутка ли! Почти 50% ребят из того выпуска получили золотую или серебряную медаль!
Уроки с теми ребятами превращались во что-то неповторимое. Я с наслаждением вела у них занятия. Иногда возьмёт слово Игорь Семёнов - и такую речь выдаст, что одноклассники, не договариваясь, ему зааплодируют. И я тоже искренне аплодировала: даже филолог с многолетним стажем, наверное, не смог бы спонтанно так выступить.
Или читает отрывок из "Демона" Лилит - а девчонки потирают руки: у них мурашки бегут от мощи лермонтовских строк и артистизма чтения одноклассницы.
А какие из них были дебатëры! Их команду было невозможно победить на дебатах. Когда заключительное слово брал наш последний спикер, отличник Егор, противники из других команд скрипели от бессилия зубами, понимая, что этого малого не переплюнуть. А нам всем хотелось подбежать к Егору, схватить его на руки и подбрасывать в воздух, словно олимпийского чемпиона. Девчонки его обожали! Но Егор держал за ручки только Ирину и влюблёнными глазами смотрел только на неë.
Отличница Ирина была подобна фее, точнее, наверное, гурии. Много лет она занималась в студии восточных танцев, и к моменту одиннадцатого класса Ирина была обладательницей всевозможных титулов в своей возрастной группе, типа победительницы танцевального чемпионата Северо-Западного региона.
Иногда она танцевала и у нас лицее. На сцену выходила райская птица, девушка-мечта, само воплощение экзотической завораживающей мелодии. Бывает, смотришь на исполнительницу восточных танцев и понимаешь, что своим танцем, мимикой и выражением глаз она пробуждает что-то низменное в человеке. Когда танцевала Ирина, зритель подпадал под другое впечатление, примерно такое:
И вот она, одной рукой
Кружа его над головой,
То вдруг помчится легче птицы,
То остановится, – глядит —
И влажный взор ее блестит
Из-под завистливой ресницы;
То черной бровью поведет,
То вдруг наклонится немножко,
И по ковру скользит, плывет
Ее божественная ножка;
И улыбается она,
Веселья детского полна.
Но луч луны, по влаге зыбкой
Слегка играющий порой,
Едва ль сравнится с той улыбкой,
Как жизнь, как молодость, живой.
Педагоги с улыбкой наблюдали за отношениями этих талантливых, заряженных на успех ребят. От них исходило такое ощущение полного погружения друг в друга, когда больше никого не замечаешь рядом с собой, нежности, юности, счастья, что ты сам начинал как-то немного влюбленнее смотреть на этот мир. Егор на переменах сидел в нашем кабинете (он учился в параллельном классе), со звонком он испускал скорбный вздох, расплетал с Ириной пальцы и, всем своим видом изображая вселенскую печаль, уходил, обещая вернуться на следующей перемене. Мы с улыбкой наблюдали его удаление: артист! Поступать они, конечно, хотели вместе в Москву, в один вуз, но на разные факультеты. Оба целенаправленно работали на результат, стремясь поступить на бюджет.
И вот уже остался позади "Последний звонок" - незабываемое театральное действо, на котором все мы смеялись и плакали. Егор и Ирина выступали на сцене по очереди со своими классами, но у всех влюблённых парочек из одного класса или из параллельных был один общий номер - какой-то ультрасовременный вальс, где они смиксовали классические элементы вальса с каким-то модерном. Глаз из всех влюблённых парочек все равно невольно выхватывал именно Егора и Ирину. Словом, удивление и восторг от праздника нас не отпускали ещё несколько дней.
Началась пора консультаций, когда ребят мы видели не каждый день. Они все, конечно, были в большом волнении. Несколько осунувшаяся и как будто рассеянная Ирина вполне вписывалась в картину предэкзаменационных переживаний. Лишь в июне я заметила, что давно не видела Егора и Ирину вместе. Но, может, оба настолько поглощены подготовкой к финальному испытанию, что любовь ненадолго отступила на второй план.
Результаты математики у Ирины меня смутили. Что-то в районе 75 баллов. Нет, я знаю, такие баллы по профильной математике иным и не снились. Но наши отличники, олимпиадники из технического лицея обычно сдавали на 85-90 баллов. Для лицея 75 баллов было скромненько.
Когда Ирина пришла подписывать ведомость с результами математики, я, понимая, что для неё 75 баллов - это маловато, осторожно поинтересовалась: не хочет ли она побеседовать со мной, поделиться тревогами, подбодрила еë, мол, ничего, будут ещё и другие экзамены, она выправит баллы за счёт гуманитарных предметов, в которых так сильна. Ирина безучастно посмотрела и повела плечами. Это не выглядело бравадой или уязвленным самолюбием, выглядело как потеря интереса к результатам.
Очень странно! Почему вдруг Ирина переменила отношение к результатам ЕГЭ?
Вечером того же дня позвонила Марии Андреевне, маме Ирины:
- Простите, что я Вас беспокою без видимых оснований, но мне показалось, что с Ириной что-то случилось. Она похудела и выглядит подавленной. Может, не справляется самостоятельно со стрессом? Не нужна ли какая-то помощь с моей стороны, со стороны нашего психолога?
- Ох, Ирина Михайловна! Беда у нас. Ирина ревёт, я вместе с ней реву, потому что не в силах ей помочь. Горе у неë: Егор ей изменил с Лизой Е.! Она уже ничего не хочет, никакая Москва ей не нужна, куда поступать будет, сама не знает, только бы не в один вуз с Егором.
Егор изменил Ирине! Эта мысль как-то сразу вызвала неприятие.
- Погодите! Может, это чья-то зависть? Может, наплели ей с три короба, чтобы отбить парня или поссорить их? А они же - сами себя в юности вспомните - рубят с плеча, не разбираясь. Вот тебе и обида с этой и с той стороны: не буду ничего объяснять и первым мириться...
- Нет, там другое. Егор сам подтвердил, что изменил. Они с Лизой часто пересекались, когда писали сценарий для "Последнего звонка", потом танцевальный номер у них там был совместный: Лиза учила Егора элементам бального танца. Он и сам не понял, как так получилось, что стал не только репетировать, но и встречаться с Лизой. Ирине ведь одноклассницы это сказали, а не сам Егор. Она его уже потом, когда ей со стороны стали говорить про Егора с Лизой, к стенке припëрла - есть такое или нет - он признался, что стал в мае встречаться с Лизой. Дочь везде Егора заблокировала и лавирует в расписании так, чтобы нигде с ним не пересечься. Только на ЕГЭ не получается избежать с ним встречи: они же в одном ППЭ ЕГЭ сдают, и около лицея в день экзамена общий сбор. А они ведь почти на одни и те же экзамены записались, как назло.
Как скверно всё вышло! Лиза - честно - очень яркая девушка, тоже отличница, ещё одна звезда в их созвездии. Она много лет занималась бальными танцами, и на сцене от неё такие летят искры, что только мёртвый не среагирует. Закралось у меня сразу же и подозрение, что сначала инициатива там больше от Лизы исходила. Не то чтобы она была циничной девчонкой и изначально имела такой план - отбить Егора, но она сама могла не заметить, как в процессе репетиций их взаимное восхищение талантами друг друга переросло в стремление встречаться. Такое бывает: бунинский солнечный удар.
Простила бы я такое в 17 лет? Не знаю. Сейчас, наверное, простила бы, имея больший опыт и лучше понимая, что иногда человека несёт, как щепку, и он самостоятельно не может остановиться. В 17 лет я была несгибаемой: предателю рядом со мной не место. Уходи!
Но представить Егора хладнокровным предателем я тоже не могла. Невольным - да.
- Извините, что спрашиваю. А Егор так и продолжает встречаться с Лизой? Или пытается помириться с Ириной?
- Говорят, что с Лизой они расстались. Но Ирина и слышать не хочет о примирении. Ревёт только, но говорит, что не может его простить.
Представила я тот шквал эмоций, который вынесла в день экзамена Ирина. Вот она вырвала предателя из своей жизни: оборвала все возможности общаться, сделала всё, чтобы больше не видеть Егора, приходит за два часа до ЕГЭ в лицей, где собираются оба класса, - и видит его там, такого любимого и ненавистного, того, с кем ещё месяц назад были общие планы и мечты. А ещё рядом стоит эта яркая, гибкая, успешная Лиза, но Егор смотрит в сторону Ирины... И абсолютно все понимают, что кроется за упорным нежеланием Ирины смотреть в сторону этих двоих и пристальными взглядами Егора...
Наверное, в тот день все её моральные силы и эмоции ушли на то, чтобы не разреветься, кинуться либо на оставленную разлучницу, либо к Егору, либо прочь... Какой тут ЕГЭ по математике, когда сердце разбито и представления о будущем - туман!
Бедная девочка! Со стороны чем поможешь? Не в наших учительских силах склеить разбитое сердце.
- Я понимаю вас обеих, Мария Андреевна, и очень сочувствую Ирине. Если я как-то могу помочь в этой ситуации, не стесняйтесь, просите. По-женски и матерински, думаю, Вы найдете верные слова. Я же разрешаю Ирине приходить в день экзамена не на общий сбор, а сразу в школу, где будет проходить ЕГЭ, и ближе к началу, чтобы она меньше нервничала из-за Егора. Не подумайте, что мне важнее всего результаты Ирины на ЕГЭ. Мне по-человечески хочется видеть её с высоко поднятой головой. Она выигрывала танцевальные конкурсы, стала отличницей в лицее - значит, в ней есть стержень. Жизнь потом покажет, кем был в ней Егор, но она продолжается. И если сейчас Ирина позволит эмоциям поглотить себя, значит, ей либо придётся потерять год и пересдать ЕГЭ, либо остаться без высшего образования. Лучший способ утереть всем нос - получить максимальные баллы по остальным предметам, поступить на бюджет в вуз и планировать дальше свою судьбу, ни на кого не оглядываясь. А любимый человек ещё придёт в её жизнь.
Мария Андреевна понимала, о чем я говорю. Ирина могла получать высшее образование в Москве только на бюджете. Мама одна её воспитывала и столичное платное образование просто бы не потянула.
Ирина справилась со своим отчаянием самостоятельно. Она ожидаемо хорошо сдала все остальные экзамены и получила аттестат особого образца, а затем и медаль на Выпускном городском балу.
Выпускной мы отмечали в ресторане. Ирина пришла на праздник лунной жар-птицей. Сказочно красивое платье из серебристой ткани было очень простым по фасону и невероятно элегантным: узко облегало её точëную фигуру до талии, а дальше до самого пола струилась мелко плиссированная, разлетающаяся юбка. Небольшая диадема в волосах, тёмные волны длинных волос, прекрасный макияж - Ирина нежно мерцала, и блеск платья казался отражением её внутреннего света. Среди наших невероятных выпускников мой взгляд всё равно выхватывал именно Ирину, потому что я знала, что это была жар-птица с раненым сердцем. И видя, как она улыбается всем нам, высоко несёт свою голову и мерцает, я внутренне ей аплодировала: да, девочка, умница, вот так и иди по жизни!
Выпускной вечер проходил отлично: я с гордостью, нежностью и комом в горле наблюдала за этими прекрасными ребятами, их невероятными отношениями между собой, слушала их тёплые и остроумные ответы, смеялась и грустила. Когда тамада объявила фанты и наш выпускник вытащил шар с именем Ирины, то дал ей - догадываетесь, какое задание?
А пусть Ирина станцует для нас!
И она без жеманства встала и вышла на середину танцпола. Очаровательная полуулыбка на её лице, нежный взгляд, походка были сами по себе музыкой. Ей включили музыку - и она так станцевала свою импровизацию, что у меня слезы навернулись на глаза. Я не знаю, как это у Ирины получалось, но она в восточном танце излучала женственность, загадочность, достоинство и лукавство. Невозможно было не положить своё сердце к её ногам.
Я смотрела на танцующую Ирину и невольно думала: что, Егорушка, упустил ты свою жар-птицу? Попробуй-ка теперь поймать еë ещё раз! Близко, а в руки не даётся.
Я уже знала, что Лиза, с которой Егор изменил Ирине, не сможет учиться в Москве. Родители не могли потянуть там обучение. Она собиралась подавать документы в вуз одного из областных центров. Егор собирался учиться в Москве. Туда же собиралась и Ирина. Кто знает, может, со временем... Все же это их первая любовь.
Несколько раз я потом видела на Выпускном, что Ирина и Егор танцуют вдвоём медленные танцы. Впрочем, в тот вечер друг с другом перетанцевали все. Слова коллективной любви лились рекой из уст выпускников, педагогов, родителей. И даже тамада осталась с нами сверх оплаченного времени, поддавшись этой эйфории и не найдя в себе силы расстаться с нами:
- Какие вы все классные! Какие ребята! Я никогда такого количества любви не видела даже на свадьбах.
Действительно, многие танцы в тот вечер заканчивались каким-то огромным клубком из объятий, где ребята просто сгребали всех подряд и либо вместе прыгали на одном месте, либо качались в такт музыке. И этот клубок все рос и рос - и выходило, что тебя обнимали со всех сторон и ты тоже тянул руки изо всех сил, чтобы обнять как можно больше людей. Эти чувства незабываемы!
А потом мы все расстались.
Следующей зимой многие мои бывшие выпускники и их родители поздравляли меня с днём рожденья. Поздравила и Мария Андреевна. Слово за слово - мы стали с ней переписываться.
- Как Ирина?
- Всë хорошо, учится, ей нравится. Недавно стала на выходных подрабатывать мастером маникюра. У неё здорово получается.
- Я даже не сомневаюсь! Простите, что спрашиваю. Не помирилась ли она с Егором? Ведь они теперь оба в Москве.
- Они помирились ещё на Выпускном, но не вполне так, как, наверное, все ожидали. Егор просил за всë прощения у Иры и просил еë вернуться к нему. Ира сказала Егору, что прощает его и больше не держит на него зла, что благодарна ему за то счастье, что у них было, но больше они не будут парой, дальше у каждого из них своя дорога.
- Надо же! А ведь они на Выпускном выглядели такими влюблёнными, когда вместе танцевали! Я уж было подумала, что у них опять все сладится.
- Нет, не сладилось. Она больше не видит своего будущего с Егором. Хотя пока ни с кем не встречается, но и с ним какие-то особенные отношения не поддерживает, общается так же, как со всеми остальными ребятами из параллели.
Что ж, Егорушка, всë-таки не удержал ты свою жар-птицу.
Наверное, это к лучшему. Оба получили важный жизненный урок, но у них, к счастью, впереди много времени, чтобы опять найти свою любовь и, возможно, больше не допустить ошибок в новых отношениях. Все-таки они оба чертовски интеллектуальны!
Особенно отрадно мне было за Ирину, что разбитое сердце не помешало ей сдать экзамены, не перечеркнуло её жизненные планы, она не потеряла лицо в этой ситуации: не скандалила, не сцепилась с соперницей, не требовала к себе сочувствия от окружающих и даже смогла простить Егора - и отпустить.
И всë-таки мне было жаль эту удивительную первую любовь двух потрясающих юных натур. Иногда я думаю: а вдруг...?