Найти в Дзене

носток-мост к началу времен

Однажды прогуливаясь по берегу реки, я наткнулась на странные зеленовато-прозрачные шары, словно сделанные из желатина. Как оказалось, мне повстречался удивительный колониальный организм-носток. В складчатых или шарообразных колониях цианобактерии, словно алхимики, превращают солнечный свет в органику. Считается, что их предки подарили Земле ее щит-озоновый слой и насытили атмосферу кислородом, изменив облик биосферы навсегда. Носток пережил засухи, ледниковые периоды и падения метеоритов. Эти малыши мастерски владеют искусством анабиоза. В условиях засухи колонии сжимаются в хрупкие, почти мёртвые шарики, но встретив воду, воскресают, быстро возобновляя метаболизм. В процессе борьбы за выживание эти микроорганизмы являются настоящими мастерами. Умение высыхать и возрождаться позволяет им колонизировать экстремальные среды — от арктических тундр до жарких пустынь. Они выживают там, где другие организмы отступают, становясь первопроходцами. Некоторые колонии ностока съедобны, так в К

Однажды прогуливаясь по берегу реки, я наткнулась на странные зеленовато-прозрачные шары, словно сделанные из желатина. Как оказалось, мне повстречался удивительный колониальный организм-носток.

колония под водой
колония под водой
складчатая колония на поверхности почвы
складчатая колония на поверхности почвы

В складчатых или шарообразных колониях цианобактерии, словно алхимики, превращают солнечный свет в органику. Считается, что их предки подарили Земле ее щит-озоновый слой и насытили атмосферу кислородом, изменив облик биосферы навсегда. Носток пережил засухи, ледниковые периоды и падения метеоритов.

Эти малыши мастерски владеют искусством анабиоза. В условиях засухи колонии сжимаются в хрупкие, почти мёртвые шарики, но встретив воду, воскресают, быстро возобновляя метаболизм.

высохшая колония в ожидании влаги
высохшая колония в ожидании влаги

В процессе борьбы за выживание эти микроорганизмы являются настоящими мастерами.

Умение высыхать и возрождаться позволяет им колонизировать экстремальные среды — от арктических тундр до жарких пустынь. Они выживают там, где другие организмы отступают, становясь первопроходцами.

Некоторые колонии ностока съедобны, так в Китае, Перу и Аргентине их употребляют в пищу.

Несмотря на высокую способность адаптировать, даже этим организмам не посчастливилось попасть в красную книгу России. Так носток сливовидный отнесен к редким видам из-за своей чувствительности к чистоте воды. А так как наши воды, к сожалению, чище не становятся, значит и перспективы у него весьма печальные.

Архитектура Миниатюры

под микроскопом (фото с просторов интернета)
под микроскопом (фото с просторов интернета)

Носток создаёт изящные структуры, напоминающие жемчужные нити, заключённые в прозрачный матрикс из полисахаридов. Каждая клетка в цепочке — автономная лаборатория, способная к фотосинтезу, но самое интересное кроется в их коллективной работе. Специализированные клетки — гетероцисты (гетеро-другой и греч. kýstis — пузырь)— жертвуют способностью к делению, чтобы фиксировать атмосферный азот, преобразуя его в аммиак, доступный для растений. Этот механизм лежит в основе симбиозов, связывающих носток с мхами, папоротниками и даже цветковыми растениями, где бактерии, поселяясь в тканях растений, становятся живыми удобрениями. Представители ностока входят в состав лишайников.

И Хотя сама цианобактерия различима только в микроскоп, ее колонии могут достигать значительных размеров. Самые крупные из задокументированных находок весили около 3 килограмм.

Это не просто бактерия. Это символ устойчивости, симбиоза и бесконечной адаптации. Показатель того, что Жизнь, даже микроскопических размеров, способна менять планету. Это понимание того, что даже вглядываясь в каплю воды можно увидеть новые грани мира.

Носток-жизнь колонией.