Найти в Дзене
Учитель на пенсии

Писатель и власть: судьба Николая Вирты.

Знаете ли вы писателя Вирту? Я нет. Не знаю, к своему стыду или по невежеству. А, между тем, он четырехкратный лауреат Сталинской премии наряду с Маршаком и Павленко (о романе Павленко «Счастье» я, конечно, слышала, а вот другие его произведения тоже в тумане). Настоящая фамилия писателя – Карельский. Родом из тамбовских весьма зажиточных крестьян. Псевдоним взял по названию небольшой северной речки, когда стал печататься в периодических изданиях. Известность ему принёс роман «Одиночество», в основу которого легли трагические события антоновского мятежа. Тихон Хренников написал на сюжет романа оперу «В бурю». Писатель был награждён орденом Ленина и удостоен Сталинской премии. Слава вскружила голову новоиспечённому «гению». Он пишет новые произведения, которые признаются специалистами весьма слабыми. Но, тем не менее, начиная с 1948 года, ежегодно ещё трижды получает сталинские премии. Очень точно охарактеризовал его К. Чуковский. «Ничего не читал, – писал он о Вирте уже в 1941 году, –

Знаете ли вы писателя Вирту? Я нет. Не знаю, к своему стыду или по невежеству.

А, между тем, он четырехкратный лауреат Сталинской премии наряду с Маршаком и Павленко (о романе Павленко «Счастье» я, конечно, слышала, а вот другие его произведения тоже в тумане).

Николай Евгеньевич Вирта (Карельский)
Николай Евгеньевич Вирта (Карельский)

Настоящая фамилия писателя – Карельский. Родом из тамбовских весьма зажиточных крестьян. Псевдоним взял по названию небольшой северной речки, когда стал печататься в периодических изданиях. Известность ему принёс роман «Одиночество», в основу которого легли трагические события антоновского мятежа.

-3

Тихон Хренников написал на сюжет романа оперу «В бурю». Писатель был награждён орденом Ленина и удостоен Сталинской премии.

Слава вскружила голову новоиспечённому «гению». Он пишет новые произведения, которые признаются специалистами весьма слабыми. Но, тем не менее, начиная с 1948 года, ежегодно ещё трижды получает сталинские премии.

Очень точно охарактеризовал его К. Чуковский. «Ничего не читал, – писал он о Вирте уже в 1941 году, – не любит ни поэзии, ни музыки, ни природы. Он очень трудолюбив, неутомимо хлопочет (и не всегда о себе), не лишён литературных способностей (некоторые его корреспонденции отлично написаны), но вся его природа – хищническая. Он страшно любит вещи, щегольскую одежду, богатое убранство, сытную пищу, власть».

Его любовь к богатству и комфорту привела к краху. Он развёлся с первой женой, оставив ей шикарную дачу в Переделкине. Новой женой стала бывшая супруга писателя Лагина, автора «Старика Хоттабыча». Для неё он построил на родине в Тамбовщине дом, купил ей породистого коня для верховых прогулок. Всё это диссонировало с бытом деревенских жителей. Слухи об этом дошли до руководства. Появился фельетон «За голубым забором», где зарвавшийся писатель предавался позору. Николая Евгеньевича исключают из Союза писателей (впрочем, через год восстановят).

Дальнейшая писательская деятельность не удалась.

Что важнее: талант, дарование, способности или моральные качества, нравственный стержень, ответственность перед людьми? Как не растерять то, что тебе дано свыше? Вот вопросы для размышления.

А то, что касается проблемы «Искусство и политика», история изобилует примерами, когда возвеличивают тех, кто угоден властям, и, наоборот, подвергают травле и даже лишают жизни тех, кто не угоден. Масса примеров в книге Б. Сарнова «Сталин и писатели».

-4