Картина, которая оставила Достоевского «ошеломленным»
Что мы видим на этой картине?
Находясь внутри клаустрофобного каменного гроба, картина изображает Иисуса Христа после распятия, уложенного на платформу, укрытую белым саваном.
Над телом, на раме, написана надпись: «IESVS·NAZARENVS·REX·IVDÆORVM» (Иисус Назарянин, Царь Иудейский).
Изображенный в строго боковом ракурсе, Христос на картине Ганса Гольбейна Младшего показан с такой графической точностью, что, по крайней мере на первый взгляд, его божественная сущность полностью утрачена.
Детали «Тела мертвого Христа в гробу» (1521–22) Ганса Гольбейна Младшего
За исключением следов от казни — пробоин в руках и ногах, зияющей раны от копья в боку — все остальные аспекты страданий Христа опущены. Мы не видим креста, плакальщиков, обычных эмоциональных проявлений, характерных для этого сюжета в искусстве, или намеков на то, что произойдет дальше.
Нарратив распятия сведён к следующему: плоть и кости, охладевшие и начинающие разлагаться; истощённое тело, покрытое засохшими ранами и язвами; синеватое лицо с полуоткрытыми, но безжизненными глазами.
Это образ, испытывающий зрителя на прочность, и, возможно, именно поэтому он завоевал столько поклонников на протяжении веков.
Среди них особенно выделяется писатель Фёдор Достоевский, который был настолько поражен этим изображением, что забрался на стул в галерее, чтобы лучше рассмотреть картину, и оказался «ошеломленным» её силой.
Радикальная перспектива
О картине «Тело мертвого Христа в гробу» (1521–22) невозможно говорить, не упомянув её необычную форму: два метра в ширину и всего 30 сантиметров в высоту.
Тело изображено в натуральную величину, а композиция сжата до тех же узких размеров. Ограниченное пространство гроба придаёт изображению чувство удушающей тесноты, так как края полотна и рамы давят на фигуру с клаустрофобной неотвратимостью.
Используя удушающую природу пространства, картина стремится вовлечь зрителя в трагедию тела. Заметьте, например, как волосы Христа — влажные и спутанные — спадают на холодную каменную плиту и, кажется, прорываются в реальность зрителя.
Аналогично, поза правой руки — как она свисает за край савана — создаёт ощущение, будто зритель взаимодействует с чем-то материальным внутри произведения искусства.
Обратите внимание и на средний палец, который вытянут и, кажется, вдавливает белую ткань, образуя складку. Это знак возвращения жизни или начало трупного окоченения?
Такие неумолимые детали ставят перед зрителем дилемму: как возможно воскресение из этого истощенного и безжизненного тела?
Мастер портретного искусства
Художником, создавшим этот образ, был Ганс Гольбейн Младший, немецко-швейцарский живописец, прославившийся своим мастерством и путешествовавший по всей Европе. Он пользовался благосклонностью при дворе Генриха VIII в Англии и сегодня считается одним из величайших художников XVI века.
«Эразм» (1523) Ганса Гольбейна Младшего
Чтобы представить другие работы Гольбейна той эпохи — те, что сделали его профессиональным художником, — рассмотрим его портрет знаменитого голландского гуманиста Эразма, написанный в 1523 году.
Искусство Гольбейна часто тяготеет к материализму, то есть к изображению личных вещей как средства раскрытия характера человека. Его портреты наполнены книгами, письмами, одеждой, украшениями, музыкальными инструментами — всем, что помогает передать образ натуры.
Но картина Христа — другая. Создавая её в возрасте около 25 лет, Гольбейн, похоже, экспериментировал с формой и выразительностью.
Освещение здесь резкое и жестко выделяет труп, а тесное пространство гроба приобретает дополнительную интенсивность за счет глубоких теней.
Нет попытки угодить публике; нет известного заказчика. Вместо этого он словно хочет столкнуть зрителя с трудными вопросами.
Влияние «Изенгеймского алтаря»
Важным предшественником картины Гольбейна стал «Изенгеймский алтарь» Маттиаса Грюневальда, который художник, вероятно, видел в молодости, когда его отец привёл его в Исенгейм. Это произведение изображает распятого Христа с разлагающейся кожей — жуткая деталь, которая, видимо, заворожила Гольбейна.
Не исключено, что его картина «Тело мертвого Христа в гробу» задумывалась как ответ Грюневальду, своего рода продолжение истории Страстей Христовых.
Хотя в ней ощущается влияние предшественника, работа Гольбейна остается чрезвычайно необычной в истории искусства. Мало кто изображал Христа таким образом — лежащим безжизненным в своём гробу, как если бы каменная плита была срезана, чтобы предложить зрителю взгляд с уровня глаз.
Что же заставило Гольбейна создать этот образ?
Реакция Достоевского
Как устойчива может быть вера, — кажется, спрашивает Гольбейн, — когда человек, провозглашённый Спасителем, столь бесспорно мёртв?
Фёдор Достоевский столкнулся с этим вопросом лицом к лицу, когда увидел картину в 1867 году, оказавшись захваченным её беспощадной тональностью.
Он заранее слышал о работе Гольбейна, и, проезжая через Базель по пути в Женеву со своей молодой женой Анной Сниткиной, специально остановился в музее, чтобы увидеть её. Автор «Преступления и наказания» был потрясён.
«Он стоял перед ней, словно оглушенный», — вспоминала Анна в своих мемуарах. Самой ей картина показалась слишком тревожной, и она ушла в другие залы музея. Однако Достоевский остался на месте.
Спустя 20 минут Анна вернулась и осторожно увела его, обеспокоенная тем, что «его взволнованное лицо выражало нечто пугающее, что я замечала у него перед началом эпилептического припадка».
Позже она писала:
«Фёдор был совершенно поглощен картиной и, желая рассмотреть её лучше, взобрался на стул, так что я ужасно боялась, как бы ему не пришлось платить штраф — здесь ведь за всё могут оштрафовать!»
Напрямую с Христом
Гольбейн жил в эпоху Реформации, в условиях влияния Мартина Лютера и гуманистов вроде Эразма. Это было время, когда вера стремилась к непосредственному соприкосновению с Христом, без церковного посредничества.
Его картина отражает этот сдвиг: вместо прославления божественности Гольбейн предлагает зрителю суровую встречу с болью и бренностью.
В отличие от традиционных изображений, он не утешает и не даёт надежды. Он вынуждает нас увидеть человечность Христа — его страдания, учения, но прежде всего его земное существование.
Если вы хотите читать больше интересных историй, подпишитесь пожалуйста на наш телеграм канал: https://t.me/deep_cosmos